search
main
0

Ученье свет, а неученых тьма. Как ученики онлайн-школы «УГ» анализируют прецедентные тексты

Выполняя одно из заданий 3-го урока по русскому языку в рамках курса онлайн-школы «УГ», ученики анализировали (может быть, и сами того не зная) прецедентные тексты.

Прецедентными называют тексты, значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношении, имеющие сверхличностный характер, то есть хорошо известные и окружению данной личности, включая и предшественников и современников (по Ю.Караулову). К прецедентным текстам относятся не только цитаты из художественных текстов, отвечающие этим требованиям, но и мифы, предания, устно-поэтические произведения, притчи, легенды, сказки, анекдоты и т. п. Прецедентным текстом может быть и имя собственное. Прецедентные тексты активно используются всеми носителями данного языка и данной культуры, но далеко не все из них достаточно точно и адекватно понимают их. Иногда мы понимаем значение выражения, даже если не читали исходный текст, откуда оно взято. Владимир Елистратов, профессор МГУ, считает: «У любого народа существуют свои сакральные тексты. «Махабхарата» и «Бхагавадгита» есть у индусов, дальше по списку. У нас есть русская классическая литература, это та скрепа, которая соединяет поколения. Любой человек в России знает «Мой дядя самых честных правил», даже если он не может продолжить. Так же как любой американец знает одну строчку из национального гимна и одну строчку из конституции. Нас соединяет именно то, что мы знаем эти отдельно взятые строчки».Судя по тому, как было выполнено это задание, нас (пока еще!) многое объединяет. Текст заданияКакие крылатые выражения (фразеологизмы, часто повторяемые цитаты из литературных произведений, кинофильмов, анекдотов и т. п.) послужили основой для преобразованных из них следующих предложений?1) Рожденный ползать, куда ты лезешь? 2) Ей жить хотелось бы иначе, носить бы красивый наряд, а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят. 3) Хороший английский до Кембриджа доведет. 4) И один в поле воин. 5) Ученье свет, а неученых тьма. 6) Кляча истории, куда везешь ты, дай ответ! 7) Князь Юрий Близорукий. 8) Партитуры не горят. (Задание Милославского И.Г.)Два комментария Во-первых, не стоит относиться к этому заданию как к «не имеющему отношения к ЕГЭ». Да, именно такой формулировки нет (а жаль, мне кажется). Но задание А30, например, требует определения лексического значения слова, проверяет знание деления лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами, а в задании В8 надо проанализировать средства выразительности. Во-вторых, прецедентные тексты объединяют поколения, важно чувствовать свою причастность к культуре. Разгадывать эти литературные загадки было интересно, мы увидели, как известные выражения «переплавлялись» в новые уникальные произведения. Многие хорошо справились с заданием: Екатерина Гармс (г. Омск), Юлия Попова (г. Томск), Артем Андриенко (г. Крымск), Анна Зуевская (г. Мурманск), Кирилл Чекменев (Орудьево), Антонида Деревенских (Евгащево), Евгений Царев (Булгаково), Дарья Даничева (Конышевка), Екатерина М. (Санкт-Петербург). Екатерина М. дала очень подробные комментарии. Приводим ее работу с небольшими изменениями и дополнениями:1)    Рожденный ползать, куда ты лезешь?Рожденный ползать – летать не может. (Максим Горький «Песня о Соколе»)Способности у всех разные, закладываются природой, «выше головы не прыгнешь». Гениальность, талант даны не всем, не все могут «летать».2) Ей жить хотелось бы иначе, носить бы красивый наряд, а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят.  Может быть, автор хотел сказать, что женщине хотелось бы побыть слабой, подумать о себе, удовлетворении своих желаний, но у нее столько обязанностей, проблем, на ней ответственность за дом, семью, детей, близких, при этом необходимость работать и т. д. (а кони все скачут и скачут, а избы горят и горят).В игре ее конный не словит,В беде – не сробеет, – спасет:Коня на скаку остановит,В горящую избу войдет!(Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»)«Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» – о русской женщине, сильной духовно и физически, решительной, отважной.Эти строчки переосмысливает и поэт XX века Наум Коржавин:…Столетье промчалось. И снова,Как в тот незапамятный год -Коня на скаку остановит,В горящую избу войдет.Ей жить бы хотелось иначе,Носить драгоценный наряд…Но кони – все скачут и скачут.А избы – горят и горят.3) Хороший английский до Кембриджа доведет.  Язык до Киева доведет. (Пословица.)Историк В.О.Ключевский в своем «Курсе русской истории» указывает, что «эта народная поговорка значит не то, что неведома дорога к Киеву, а то, что везде всякий укажет вам туда дорогу, потому что по всем дорогам идут люди в Киев; она говорит то же, что средневековая западная поговорка: все дороги ведут в Рим». (http://dslov.narod.ru/pos/p83)4) И один в поле воин. Важно мнение каждого, нужно бороться, отстаивая его; роль личности в истории.«Один в поле не воин» – пословица. В одиночку сложно что-то сделать, сила – в коллективе.Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «Один в поле не воин, даже если он Чацкий».5) Ученье свет, а неученых тьма. Учение – свет, а неучение – тьма. (Пословица.)О пользе знаний, образования, которое открывает новые возможности, противопоставляется «неучению» как тупиковому пути. «Вот, Егор Иваныч, что значит ученье: ученье свет, а неученье тьма» (Салтыков-Щедрин, «Орел-меценат»).6) Кляча истории, куда везешь ты, дай ответ! Разворачивайтесь в марше!Словесной не место кляузе.Тише, ораторы!Ваше слово,товарищ маузер.Довольно жить законом,данным Адамом и Евой.Клячу историю загоним,Левой!Левой!Левой!(Вл. Маяковский, «Левый марш»)  Здесь угадываем и строки Н.В.Гоголя: Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. 7) Князь Юрий Близорукий.Не видит то, что происходит перед носом, искаженное «Юрий Долгорукий». 8) Партитуры не горят. «Партитуры не горят» – так называется цикл передач, в которых рассказывается о жизни и творчестве композиторов. Автор и ведущий Артем Варгафтик.Конечно, явная перекличка с известным выражением «рукописи не горят».Из романа (гл. 24 «Извлечение мастера») «Мастер и Маргарита» (1928-1940) Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940). Воланд заинтересовался романом о Понтии Пилате:«- Дайте-ка посмотреть, – Воланд протянул руку ладонью кверху.- Я, к сожалению, не могу этого сделать, – ответил мастер, – потому что я сжег его в печке.- Простите, не поверю, – ответил Воланд, – этого быть не может. Рукописи не горят. – Он повернулся к Бегемоту и сказал:- Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман.Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей».Хорошие литературные произведения, написанные талантливыми авторами, не погибнут и станут известны. Настоящее искусство завоюет себе признание.Согласитесь, интересно. Нас многое объединяет: культура, праздники, место, где все мы живем, но главное – язык. Давайте объединяться, изучая русский язык. N.B! Текст печатается в сокращении. Полную версию читайте на сайте «УГ» www.ug.ru​Ирина ДОБРОТИНА, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2002», преподаватель онлайн-школы «УГ» по курсу «Русский язык»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте