search
main
0

Ученье и свет. Электронный ресурс поможет понять, как реализуются энергосберегающие мероприятия в образовательных организациях

Экономия энергии сегодня является важной государственной задачей. Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ставит перед образовательными организациями четкие планы внедрения энергоэффективности. Министерство образования и науки Российской Федерации, со своей стороны, чрезвычайно серьезно подходит к вопросам контроля за реализацией этих задач подведомственными организациями.Что сделано сегодня образовательными учреждениями в области энергосбережения? Научились ли мы беречь энергию? Насколько удалось реализовать поставленные задачи в различных регионах России?Для того чтобы ответить на эти вопросы, Центром социальных рейтингов РИА «Новости» были проведены пилотные исследования эффективности реализации программ по энергосбережению в детских садах, школах и организациях начального и среднего профессионального образования.О том, каковы результаты проведенных исследований и где можно ознакомиться с ними, в беседе с корреспондентом «Учительской газеты» рассказала Наталья ТЮРИНА, исполнительный директор Центра социальных рейтингов РИА «Новости».

– Какие основные задачи вы ставили перед собой в ходе проведения исследований? На что они, собственно, были направлены?- Проведенные нами три пилотных исследования ставили перед собой задачи анализа процессов реализации программ энергосбережения в детских садах, школах и организациях начального и среднего профессионального образования, а также оценки эффективности разработанного инструментария. Исследование проводилось по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации. Мы изучали, насколько модернизированы на сегодняшний день в образовательных учреждениях системы отопления, водо- и электроснабжения, а также стеновые, оконные и дверные конструкции. В первую очередь нас интересовал вопрос: действительно ли три подсистемы (детские сады, школы и организации начального и среднего профессионального образования) начали активную деятельность по повышению энергоэффективности?Основным инструментом исследований стала анкета, разработанная специалистами Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования (МАМСО) под руководством Марка Львовича Аграновича. Анкета заполнялась подведомственными организациями в режиме онлайн. На некоторые вопросы отвечали представители региональных органов управления образованием. Достоверность информации проверялась администрацией учреждений, региональными органами, а также тщательно выверялась на федеральном уровне.В результате по итогам проведенных исследований было создано три навигатора, три отдельных продукта: навигатор по детским садам, навигатор по школам, навигатор по колледжам и лицеям. Сейчас готовятся к выходу инфографические материалы и аналитическая брошюра, которые в ближайшее время будут направлены в региональные органы управления образованием и в те образовательные организации, которые участвовали в исследовании.- Какие регионы участвовали в проекте?- Еще раз повторюсь, что исследования были пилотными. Для их проведения было выбрано восемь регионов Российской Федерации, по одному региону из каждого федерального округа. В исследовании принимали участие подведомственные региональным органам управления образованием учебные заведения Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Волгоградской, Новосибирской и Тамбовской областей, Еврейской автономной области, Северной Осетии и Ямало-Ненецкого автономного округа.Таким образом, в исследовании представлены регионы с разным числом образовательных учреждений, находящихся в разных географических, климатических и экономических условиях. Поэтому итоги получились очень разные. Например, в Республике Татарстан очень большая сеть образовательных учреждений, а на Ямале их немного и климат там суровый. Новосибирская и Волгоградская области сильно отличаются друг от друга с экономической точки зрения. Тем не менее оказалось, что существуют общие закономерности внедрения энергосбережения в региональных образовательных организациях вне зависимости от того, в каких технологических зонах или финансовых условиях они находятся.- Каковы первые результаты внедрения программ энергоэффективности в образовательных учреждениях? Какие данные были получены в ходе исследований?- Наши исследования были пилотными, и все же полученную информацию можно считать достоверной. В каждом регионе в проекте приняли участие более 80% учебных учреждений. Это позволяет делать вполне объективные выводы.Мы провели комплексный анализ данных по 10 показателям, охватывающим все аспекты практики энергосбережения. На сегодняшний день практически все обследованные организации образования имеют энергетические паспорта. Это 84% дошкольных учреждений, 97% школ и почти 90% учреждений среднего профессионального образования. Также достаточно хорошо обстоят дела с информационным обеспечением реализации требований 261-ФЗ и практикой использования муниципальных и региональных ресурсов для их воплощения в жизнь. А вот реализация продуктивной деятельности обучающихся и сотрудников образовательных учреждений идет медленнее, чем хотелось бы. Только около 30% организаций подтвердили, что такая работа ими ведется. И очень медленно идет процесс заключения энергосервисных контрактов с целью внедрения энергосберегающих мероприятий.При этом наиболее активно повышается энергоэффективность в организациях начального и среднего специального образования, где около 15% имеют энергосервисные контракты на модернизацию помещений и оборудования. Устанавливаются приборы учета, производится замена окон, дверей, утепление фасадов. Гораздо медленнее идет модернизация в организациях начального и дошкольного образования. Почти во всех учебных заведениях заведены энергопаспорта, но энергосервисные контракты на проведение энергосберегающих мероприятий имеют только 8-9%.В первую очередь реализуются наиболее дешевые мероприятия – установка счетчиков, утепление окон, замена ламп. В меньшей степени решаются проблемы, связанные с усовершенствованием систем отопления, которое дает наибольшую экономию, а также вопросы модернизации собственно помещений, то есть утепления фасадов, замены оборудования на менее энергоемкое и т. д. Но начало положено. И сегодня можно говорить о том, что процесс модернизации запущен. Во всех трех подсистемах Федеральный закон №261-ФЗ реализуется.- С какими проблемами чаще всего сталкиваются организации образования? Есть ли какие-то общие закономерности?- Проблемные зоны (они же зоны развития) во всех регионах и во всех трех подсистемах практически одинаковы. В ходе исследований мы не обнаружили существенных расхождений, несмотря на различные социально-экономические и климатические условия обследованных регионов.Результаты исследований говорят о том, что ключевым вопросом здесь является осознание значимости и важности этих задач руководителями всех уровней – муниципального, регионального уровня и собственно учебного заведения, насколько приоритетны для них цели энергосбережения. Многие руководители не рассматривают эти вложения как инвестиции. Этот процесс не может осуществиться мгновенно, по мановению волшебной палочки. Но в долгосрочной перспективе результат должен быть ощутимым.За рубежом ситуация уже давно иная. Например, в Нью-Йорке в Институте Пратта один из корпусов университета целиком является энергосберегающим. Все технологии этого здания настроены на поглощение света и его переработку. Они полностью обеспечивают себя энергией, а излишки продают городу.Мы только в начале пути. Тем более что в организациях дошкольного и начального образования руководители не всегда могут распоряжаться сэкономленными средствами по своему усмотрению.Также важной проблемой является то, что повышение квалификации работников образования в области энергосбережения идет очень медленно. А ведь учитель должен быть примером. Он должен формировать у учеников навыки бережного отношения к энергоресурсам. Для этого сам учитель должен измениться.- А исследовались ли вопросы воспитания бережного отношения к энергии?- Да, у нас был очень интересный вопрос, он так и назывался – «Информационное обеспечение программы энергоэффективности и энергосбережения в учреждениях». Мы просили перечислить мероприятия, направленные на воспитание бережного отношения, которые проводятся в образовательном учреждении. Получилось, что это классные часы, собрания, игры, тематические утренники, линейки, собрания с родителями. Только 22% мероприятий связано с практической или проектной деятельностью обучаемых.Очень важно, чтобы ребята сами создавали проекты и предлагали идеи. Скажем, где поставить счетчики, датчики. Работая над своими проектами, они будут реально наблюдать, как идет энергопотребление. И это станет для них важным. В США навыки бережливости дети получают уже в детских садах, где сами здания представляют собой образцы энергосбережения. Сейчас подобные здания для дошкольных учреждений строятся в Якутии. Проект модернизации детских садов вот уже несколько лет реализуется при содействии Всемирного банка, причем они станут не только более современными, но и более дешевыми.Кроме того, в рамках исследования мы задавали вопросы, связанные с условиями пребывания детей в организациях образования. Что делается в плане обеспечения их чистой водой, в плане кондиционирования помещения, создания комфортной среды пребывания в целом? Оказалось, что внимание таким вопросам пока уделяется незначительно. Только порядка 20% образовательных учреждений ориентируют свои программы энергосбережения на сохранение здоровья обучающихся и сотрудников. Так что пропаганда у нас пока несколько оторвана от практики.- Можно ли ознакомиться с полученными результатами? Есть ли они в открытом доступе? Что собой представляет ресурс «Образование для энергосбережения»? Какие данные там удалось получить?- На электронной площадке Группы компаний РИА «Новости» был создан комплексный информационный ресурс по вопросам энергосбережения – ria.ru/EE. Он содержит результаты проведенных исследований, огромную базу данных, интервью экспертов, индикаторы. В итоге мы видим тенденции, делаем выводы, за счет чего в дальнейшем следует улучшать энергосбережение в наших образовательных учреждениях. Любой желающий может зайти на сайт, получить там совет, рекомендации, оставить свой комментарий или вопрос. Он сможет увидеть, в каких условиях учатся дети, сравнить данные своего образовательного учебного заведения с другими.Кроме того, этот инструмент очень важен и для руководителей образовательных учреждений. Впервые создан ресурс, на котором открыто представлены данные проведенных исследований. Региональные органы управления образованием не побоялись впервые рассказать о том, что происходит в подведомственных организациях. А самое главное, что проведение исследования и создание ресурса были очень полезны самим участникам исследования. Они получили инструмент, с помощью которого дальше могут мониторить процессы внедрения энергосбережения. Руководители получат сейчас обратную связь и смогут эффективнее подойти к внедрению энергосберегающих мероприятий.- Будет ли ресурс пополняться новыми данными? Когда можно ждать, что там можно будет получить информацию о любом образовательном учреждении?- Мы надеемся, что ресурс будет развиваться. Причем не только за счет исследований Группы компаний РИА «Новости», но и других организаций и структур, занимающихся вопросами энергосбережения.Сегодня люди меньше доверяют лозунгам или призывам. Они доверяют цифрам, фактам, экспертным данным. Поэтому открытие информационного комплексного ресурса – это первая серьезная попытка не просто обсуждать проблему внутри системы образования, а честно и открыто показать обществу реальную картину. Это очень важное начинание.NB! Более подробно с материалами исследования «Навигатор энергосбережения школ» можно ознакомиться на сайте «УГ» в разделе «Рейтинги и перечни» www.ug.ru/reitingi

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте