Центр образования №218 ведет свою историю с 1939 года. Школа всегда стремилась идти в ногу со временем, развивалась и совершенствовалась.
Заслуги педагогического коллектива неоднократно отмечали Министерство образования РФ и Департамент образования Москвы. Образовательное учреждение четыре раза становилось лауреатом конкурса «Школа года», в 2006-2007 учебном году стало победителем конкурса «Строим школу будущего» в номинации «Индивидуализация обучения». Среди учителей школы лауреаты гранта Фонда Сороса и гранта Москвы, победители и призеры различных творческих конкурсов. Центр образования №218 второй год подряд становится лауреатом гранта мэра Москвы в сфере образования.Отличительная особенность деятельности коллектива нашего центра – реализация в практике общеобразовательной школы многоступенчатой организационной модели, позволяющей индивидуализировать образовательный процесс на разных возрастных и образовательных ступенях.Начальные классы уже 20 лет обучают по развивающей системе профессора Л.В.Занкова. Выбрана эта система была не случайно. Современный мир требует от человека широкого кругозора, умения самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях, высокой коммуникативной культуры. На старте ребенок должен научиться не бояться проблемных ситуаций и получить опыт их разрешения, развить в себе любознательность и потребность в познании, освоить основные способы общения. Система Занкова создает все необходимые условия для развития этих качеств. Относясь к группе личностно центрированных технологий, система обучения профессора Занкова главной своей целью ставит оптимальное развитие каждого ребенка, используя широкий спектр форм обучения в зависимости от особенностей класса и индивидуальных предпочтений учеников. Помимо урочных форм педагоги активно используют возможности внеклассной работы. Активная внеурочная деятельность позволяет каждому ученику выбрать нужное и интересное конкретно ему направление, способствует личностному росту обучающихся, дает возможность строить свой уникальный путь развития с первых дней обучения в школе.Обучение в средней и старшей школе построено таким образом, чтобы научить ребенка самостоятельно выстраивать траекторию собственного развития. Задача школы – воспитание культуры выбора, то есть обучение нахождению альтернатив развития, умению предвидеть последствия принятых решений.Для реализации этой задачи была создана гибкая комплексная модель, где на разных образовательных ступенях используют возможности таких технологий, как стратовая дифференциация, модульное обучение, индивидуальные учебные планы с возможностью разноуровневого изучения отдельных предметов (в частности, углубленного). Все это позволяет учащимся получать фактически разные типы образования внутри одного общеобразовательного учреждения.Как показывает многолетний опыт нашего коллектива, внедрение многоступенчатой организационной модели возможно в условиях обычной общеобразовательной школы, а не элитарного образовательного учреждения. При этом результаты реализации подобной модели сопоставимы с результатами деятельности элитарных образовательных учреждений, позволяют максимально развить потенциал каждого ребенка. Стоит, правда, оговориться, что, несомненно, внедрение модели в практику – непростой процесс, требующий существенного изменения режима работы и традиционного уклада образовательного учреждения.Залог успеха и критерии эффективности модели – это: четкая организационная схема, позволяющая сохранить управляемость образовательным процессом, построенным на учете индивидуальных образовательных траекторий; механизмы, обеспечивающие возможность свободного перемещения учащихся по уровням обучения и имеющимся образовательным формам, в том числе система сопровождения самоопределения учащихся и оценивания их образовательной успешности; разработка типов содержания образования, специфичных для разных уровней освоения предметного материала. Здесь важный ориентир не количественные показатели (больший объем знаний), а возможность перехода на более высокие уровни понятийной работы, степени абстрагирования и теоретической формализации.Авторский коллектив школы №218 разработал оригинальную технологию стратовой дифференциации обучения в среднем звене. Суть стратового обучения состоит в том, что при сохранении основных структурных единиц (классов) происходит распределение учащихся в рамках одной параллели на 3-4 страты по каждому из выделенных предметов, обучаемых по единой программе, но с различной глубиной освоения материала. На начальном этапе больший вес при распределении учеников по стратам придают желаниям их самих и их родителей, а далее все большее значение приобретают реальные показатели успеваемости и данные психологической экспертизы об уровне утомления и психологического комфорта. Структура страт максимально гибкая, так как по истечении каждой учебной четверти возможен переход ученика из одной страты в другую.Благодаря гибкости модели стратового обучения ученик на различных предметах находится в разных группах соответственно своим достижениям, следовательно, его самооценка строится на основании реального осознания своих успехов и возможностей, а не принадлежности к некой группе элиты или аутсайдеров. Формирование адекватной самооценки очень важно и само по себе, но, кроме того, позволяет впоследствии практически безболезненно перейти к модели профильного обучения, которая станет естественным продолжением того направления образования, которое выбирает ребенок к концу стратифицированного обучения. Как правило, такую технологию мы применяем при обучении математике, русскому языку и литературе, английскому языку.Технология организации образовательной деятельности в старших классах общеобразовательной школы на основе индивидуальных учебных планов разработана и апробирована как за рубежом (Израиль, Финляндия), так и в России. Одним из вариантов реализации индивидуальных траекторий развития может быть многопрофильная школа, обеспечивающая возможность индивидуализации обучения в рамках одного образовательного учреждения. Это осуществляется через создание в рамках коллектива учащихся, учителей и управленцев единого образовательного пространства, в котором все участники образовательного процесса – его субъекты, что обеспечивается включением всех участников в проектную деятельность, причем объект проектирования – образовательный процесс.В ЦО №218 такая система обучения осуществляется с 8-го класса, а до этого в течение нескольких лет проходит поэтапная подготовка учащихся, включающая в себя изучение интересов и предпочтений учащихся и их родителей, возможностей школы, психологическую диагностику способностей и личностных качеств учащихся, психологическое и педагогическое консультирование учащихся и родителей, формирование индивидуальных планов учащихся, формирование команды учителей и кураторов, работающих с параллелью.Технология образовательного процесса в ЦО №218 диктует новую организацию внутренней среды школы. Она затрагивает как изменение содержания и организации учебного процесса, так и типы взаимодействия и управления (на всех уровнях – от администрации до детских сообществ). Большую роль при реализации подобной модели школы играет слаженная командная работа коллектива. Без понимания всеми сотрудниками школы особенностей ее деятельности, без личной ответственности каждого за общий результат было бы невозможно реализовать ни одну из внедренных технологий.Огромное значение в осуществлении всех разработанных технологий обучения и развития учащихся приобретает психологическая служба школы, которая осуществляет сопровождение выбора учащихся. Психологическое сопровождение учащихся мы ведем с момента поступления в школу и до выпуска включительно, такое сопровождение включает в себя прежде всего не диагностику, а поддержку, консультирование, развитие навыков планирования, проектирования, готовности к выбору.В нашей школе действует разветвленная система дополнительного образования, которая способствует как многогранному развитию личности учащихся, так и повышению учебной мотивации. В частности, много лет на базе школы действует система математических кружков (филиал малого мехмата МГУ), которая доступна как учащимся ЦО №218, так и учащимся других школ.Созданию развивающей среды способствуют и традиционные общешкольные мероприятия, охватывающие различные направления деятельности учащихся. Свои творческие способности ученики школы могут продемонстрировать в музыкальной гостиной или на фестивале искусств, умение взаимодействовать друг с другом при решении различных проблемных ситуаций – в командном соревновании «Тропа доверия». День науки и творчества, ежегодно проходящий в нашем центре, позволяет обучающимся открыть для себя новые грани учебных предметов или выйти за рамки школьной программы, попробовать новые виды деятельности.Учащийся в такой системе обучения становится активным субъектом образовательного процесса, способным осознанно влиять на него, так как может проектировать и корректировать свою траекторию развития. У него есть возможность влияния на содержание учебного процесса (интересы учащихся учитывают, в частности, при создании специализированных курсов).Система подразумевает, что ребенок при высокой мотивации в любой момент может восполнить пробелы, подтянуть себя до того уровня, на который он претендует, что ведет к возможности интеллектуального и социального лифтинга.Основное условие существования системы выборов – это партнерские отношения между всеми субъектами образовательного процесса и взаимная ответственность за результат.Мы считаем, что описанная модель в сочетании с высоким профессионализмом наших учителей позволила нам добиться высоких образовательных результатов.Константин КОЧЕТКОВ, директор школы №218
Комментарии