Стандарты среднего (полного) общего образования педагогическое сообщество обсуждает весьма энергично и эмоционально. В Государственной Думе Комитет по образованию провел «круглый стол», в котором приняли участие московские директора школ. Но тем не менее нельзя сказать, что реализация стандартов средней школы пока не интересует педагогов и управленцев. Сегодня педагогическое сообщество уже больше всего интересует главным образом то, какими могут быть учебные планы. Группа разработчиков под руководством Любови Кезиной и Александра Кондакова подготовила проекты учебных планов и предложила их для анализа и обсуждения. Мы надеемся, что московские педагоги направят разработчикам свои предложения и замечания.
Учебный план среднего (полного) общего образования обеспечивает достижение учащимися результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями стандарта. При этом основная образовательная программа среднего (общего) образования может включать как один, так и несколько учебных планов, в том числе учебные планы с указанным профилем обучения с заданным набором учебных предметов и индивидуальные учебные планы. В случаях, предусмотренных законодательством РФ в области образования (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные акты субъектов РФ в области образования), учебный план обеспечивает возможность изучения родного (нерусского) языка. Учебный план определяет: – нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования – два года; – количество учебных занятий за два года на одного учащегося – не менее 2100 и не более 2590 часов; – минимальный и максимальный объемы аудиторной нагрузки обучающихся в неделю – не менее 30 и не более 37 часов. Учебный план содержит: – перечень предметных областей; – состав предметных областей, включающих учебные предметы по выбору с указанием уровней их изучения; – состав предметной области, включающей учебные предметы, общие для изучения всеми обучающимися; – блок учебных курсов, формируемый участниками образовательного процесса; – индивидуальный учебный проект, обязательный для выполнения всеми обучающимися в рамках специально отведенного учебного времени. В состав учебного плана включаются шесть предметных областей. Предметные области, включающие учебные предметы по выбору (с указанием уровней их изучения)Предметная область «Филология»:«Русская словесность» (интегрированный курс);«Русский язык и литература» (базовый уровень изучения и профильный уровень изучения);«Родной (нерусский) язык и литература» (базовый уровень изучения и профильный уровень изучения).Предметная область «Иностранный язык»:«Иностранный язык» (базовый уровень изучения и профильный уровень изучения);«Второй иностранный язык» (базовый уровень изучения и профильный уровень изучения).Предметная область «Общественные науки»:«Обществознание» (интегрированный курс);«История» (базовый уровень изучения и профильный уровень изучения);«География» (базовый уровень изучения и профильный уровень изучения);«Экономика» (базовый уровень изучения и профильный уровень изучения);«Право» (базовый уровень изучения и профильный уровень изучения). Предметная область «Математика и информатика»:«Математика и информатика» (интегрированный курс);«Математика» (базовый уровень изучения и профильный уровень изучения);«Информатика» (базовый уровень изучения и профильный уровень изучения).Предметная область «Естественные науки»:«Естествознание» (интегрированный курс);«Физика» (базовый уровень изучения и профильный уровень изучения);«Химия» (базовый уровень изучения и профильный уровень изучения);«Биология» (базовый уровень изучения и профильный уровень изучения);«Экология» (базовый уровень изучения).Предметная область, включающая учебные предметы, общие для изучения всеми обучающимися:«Россия в мире» (интегрированный курс);«Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень изучения);«Физическая культура» (базовый уровень изучения).Блок учебных курсов, формируемый участниками образовательного процесса, дает возможность выбора учебных курсов, предлагаемых образовательным учреждением, – «Астрономия», «Искусство», «Технология», «Дизайн», «Краеведение», – а также иных учебных курсов в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения. Учебный план формируется с обязательным соблюдением таких требований: – учебный план включает 9 (10) учебных предметов, обязательных для изучения; – в состав этих 9 (10) учебных предметов включаются 6 (7) учебных предметов из областей, включающих предметы по выбору (при этом выбирается не менее одного предмета из каждой предметной области) и три учебных предмета, общих для изучения всеми учащимися; – из предметной области «Филология» учащийся в обязательном порядке выбирает для изучения либо «Русскую словесность» как интегрированный курс, либо «Русский язык и литературу» на базовом или профильном уровне. При желании вместе с выбранным предметом обучающийся может выбрать для изучения предмет «Родной (нерусский) язык и литература» на одном из представленных уровней; – из предметной области «Математика и информатика» учащийся выбирает либо «Математику и информатику» как интегрированный курс, либо «Математику» на одном из представленных уровней изучения. Кроме того, при желании вместе с «Математикой» может быть выбрана «Информатика» на любом из представленных уровней; – при включении в учебный план 9 учебных предметов из 6 предметных областей возможен выбор одного учебного курса из блока учебных курсов, формируемого участниками образовательного процесса. Учебный план должен обеспечивать изучение на профильном уровне не менее 3 (4) предметов.
Комментарии