В Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция руководителя Департамента образования Ольги ЛАРИОНОВОЙ «Об итогах 2009-2010 учебного года и подготовке к новому учебному году». Ольга Николаевна так подвела итоги и рассказала о будущем.
Традиционно в августе на многочисленных мероприятиях, посвященных началу нового учебного года, «круглых столах» и педагогических советах мы сделаем полный анализ итогов прошедшего учебного года и поставим задачи на следующий. Тем не менее уже сегодня можно сказать о том, с какими результатами окончен нынешний учебный год.
Естественно, основная задача московского образования – это дать качественное образование, а все остальное работает на эту главную задачу. Должна сказать, как бы мы ни относились к единому государственному экзамену, сегодня у нас пока другой формы объективной оценки, чтобы сравнить свои результаты с теми цифрами, которые есть в Российской Федерации и в регионах, нет. Можно сказать, что Москва, как и в прошлом году, по сдаче ЕГЭ показала результаты лучше, чем в РФ, но я предпочитаю еще сравнивать все со своими же результатами (мы также говорим детям: не надо себя сравнивать с кем-то, нужно оценивать со своими собственными достижениями), поэтому мы очень внимательно смотрели на нынешние итоги сдачи ЕГЭ, сравнивая их с результатами прошлого года. Я должна сказать, что мы значительно улучшили результаты по сравнению с прошлым годом. У нас гораздо меньше учеников, не справившихся со сдачей экзамена, у нас гораздо больше стобалльников, у нас выше результаты сдачи экзамена по всем предметам. У нас порог непредоления, который установлен Рособранадзором, в процентном отношении не осилило гораздо меньше учащихся выпускных классов. 42 тысячи выпускников московских школ уходят в большую, взрослую жизнь, это на 10 тысяч человек меньше, чем в прошлом году, но мы все оцениваем в процентном отношении.
Поэтому, с одной стороны, мы этими результатами удовлетворены. Но с другой стороны, мы тем не менее видим здесь для себя еще и поле для деятельности – считаем, что должны свести практически к минимуму число тех учащихся среди тех, кто сдает обязательные предмет, которые по тем или иным причинам не справились и не получили баллы, необходимые для получения аттестата, так как это в первую очередь говорит о городском уровне образования.
В уходящем учебном году государственная итоговая аттестация по русскому языку и по алгебре для выпускников девятых классов проводилась как в традиционной, так и в новой форме. Выпускники принимали участие в итоговой аттестации в новой форме на добровольной основе. По русскому языку мы получили такие результаты:
В экзамене по алгебре в новой форме приняли участие 59501 (80%) выпускник из 1385 образовательных учреждений – в 1,5 раза больше, чем в 2009 году. Они показали такие результаты:
Если говорить об учебном процессе, то, к сожалению, в ходе проведения ЕГЭ было отодвинуто изучение таких предметов, как литература, история, а ведь изучение этих предметов важно со всех точек зрения: общего развития, интеллектуального развития, гражданственности. В уходящем учебном году Департамент образования начал литературный проект «Литературный венок России», который был придуман не искусственно, так как 2010 год богат на юбилейные даты многих российских писателей и поэтов. Мы считаем, что, в частности, такое отношение к литературе повлияло и на более высокие результаты сдачи экзамена по литературе по выбору, который сдавали наши выпускники. Этот проект будет продолжен. Мы в этом году впервые как промежуточный этап оценки знаний в десятом классе провели шестичасовое городское сочинение и собираемся сохранить такое направление деятельности и на следующий учебный год.
В воспитательной работе мы продолжили и те направления, которые у нас были всегда. Я бы выделила прежде всего участие самих детей в том, что происходит в школах, традиции ученического самоуправления, деятельность детских общественных объединений. Все это очень важно, и мы видим, что с каждым годом все больше и больше детей принимают в этом участие. Конечно, уходящий учебный год прожит под девизом подготовки к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, празднования этого славного юбилея. Людмила Швецова, подводя итоги подготовки к празднованию этой даты, празднования этого юбилея, отметила, что каждая предыдущая юбилейная дата (50, 55, 60 лет Победы) была окрашена своим направлением деятельности города. Все согласились с тем, что подготовка к празднованию 65-й годовщины очень сильно всколыхнула учащуюся молодежь. Даже если вспомнить о той акции на Поклонной горе, когда 10 тысяч ребят шли с рассказами о своих дедушках и бабушках, прадедушках и прабабушках – участниках войн. Можно понять, как это важно, потому что мы прекрасно понимаем, что должны сохранить память о тех днях не только на страницах газет и журналов, в кино- и телеархивах, но и, самое главное, в детских душах, а это можно сделать только через личное прикосновение к этой теме. Поэтому в наших школах помимо традиционных форм работы было очень много интересных акций, открывались новые музеи, пополнялись новые экспонатами уже работающие музеи. Это все было очень важно. Понятно, что такая работа идет независимо от дат и будет продолжена.
Важное направление работы связано с дошкольными образовательными учреждениями. Это важно еще и потому, что в сентябре 2010 года в Москве под эгидой ЮНЕСКО состоится Всемирная конференция по дошкольному образованию. Несмотря на весьма высокий уровень большинства московских дошкольных образовательных учреждений, мы должны подняться еще и на следующую ступеньку, потому что сотрудничество с ЮНЕСКО очень важно и с точки зрения преемственности дошкольного образования и начальной школы, учитывая, что впереди у нас внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов на начальной ступени школьного образования.
Вне внимания не оставалась система профессионального образования. Нужно сказать, что в силу изменения в последние годы работы по профессиональной ориентации школьников мы сейчас отмечаем такую тенденцию: усилилось внимание к колледжам. Несмотря на то что уменьшается число выпускников общеобразовательных школ, наплыв в колледжи не уменьшился. Более того, в некоторых колледжах уже есть конкурсы на поступление, это нас радует. Мы понимаем, что колледжи в Москве разные, что готовят они разных специалистов по разным профессиям и специальностям, но тем не менее такая тенденция есть.
Для высшего педагогического образования уходящий учебный год тоже был очень важным, так как практически завершается переход на многоуровневую систему высшего образования и те вузы, которые не смогли аккредитовать свои программы, связанные с бакалавриатом и магистратурой, практически с первого сентября 2010 года начинают работать вне правового поля. Наши педагогические вузы всю эту работу провели, и в этом направлении определены цели, задачи, а самое главное, несмотря на формы обучения, мы, конечно, понимаем, что должны поднимать уровень подготовки педагогов школы будущего. Ведь как бы мы ни оснащали школы, каким бы оборудованием ни снабжали, как бы ни изменяли их внешний облик, если не будет в школе учителя, который сможет всем этим грамотно пользоваться, который будет владеть компьютером (это теперь просто средство) и информационными технологиями, то настоящей школы будущего мы не получим. Все меняется очень быстро: еще недавно мы ставили задачу научить учителя пользоваться компьютером, а сегодня он уж стал просто инструментом, который должен быть использован в учебном процессе. Поэтому на все это направлена и система подготовки и переподготовки педагогических кадров, система повышения квалификации.
В рамках подготовки к новому учебному году будут решены прежде всего вопросы укрепления материально-технической базы: по плану город получит 12 школ, 2 пристройки, новый колледж и 45 детских садов, из них уже к 1 августа будут введены в строй 7 школ, 7 ДОУ и один БНК.
По предписаниям Роспотребнадзора, Мосжилинспекции и ОАТИ будет проведен текущий ремонт систем отопления, кровель, фасадов, пищеблоков, спортивных залов; капитально отремонтированы 46 школ, 15 колледжей, за счет капремонта будут перепрофилированы помещения в 231 ДОУ, получено около 4 тысяч дополнительных мест в детских садах. К новому учебному году за счет ввода новых ДОУ, перепрофилирования помещений, развития различных форм дошкольного образования к началу нового учебного года город получит дополнительно более 14,5 тысячи мест, на 95% дошкольным образованием будут охвачены дети 5-6-летнего возраста.
Новый учебный год станет годом начала серьезных изменений в системе общего образования, связанных с продолжением реализации национальной инициативы «Наша новая школа». С 1 сентября 2011 года введение федеральных государственных стандартов начальной школы кардинально изменит требования к процессу обучения. Для апробации технологии внедрения новых стандартов в 180 московских школах с 1 сентября начнется работа в пилотном режиме. Уже сейчас разрабатывается система оценок достижения результатов и идет подготовка педагогов и руководителей к работе в новых условиях.
На базе 80 школ откроются ресурсные центры по актуальным проблемам, определенным национальной образовательной инициативой, 93 школы будут работать как базовые учреждения профильного образования, что позволит обучать ребят не только этих школ, но и других учреждений города. В каждом округе начнут свою деятельность центры профориентации, открывая новые возможности для профессионального самоопределения школьников.
Для информирования родителей о возможностях города в сфере образования детей и организации досуга в рамках августовских мероприятий совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг, другими отраслями социально комплекса в Центральном выставочном зале «Манеж» пройдет традиционная городская школьная ярмарка.
Комментарии