Столичные музеи традиционно принимают активное участие в школьном образовании. В Москве 1 февраля стартовал образовательный проект «Учебный день в музее». Школы могут провести учебный день в одном из семи столичных музеев для всего класса, организовав уроки сразу по нескольким учебным предметам.
Примерные программы проведения учебных дней в музеях, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, можно найти на сайте mosmetod.ru.В ноябре-декабре 2017 года учащиеся и учителя школы №922 принимали участие в пилотном проекте «Учебный день в музее». Реализация пилотного образовательного проекта осуществлялась на базе Мемориального музея космонавтики. Наши учащиеся 9-х классов работали на уроках математики, физики и английского языка. Надеюсь, мои наблюдения, впечатления и советы помогут тем, кто еще не пробовал участвовать в этом проекте.Во-первых, большое спасибо сотрудникам Музея космонавтики и ГМЦ, создавшим сценарии музейных уроков. Сценарии действительно интересные, необычные и направлены на организацию самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учащихся. Все уроки строятся с использованием музейных коллекций и экспозиции музея. Здесь учтена специфика окружающего пространства: музейные залы не закрывают для посещения, когда мы проводим уроки. Мимо нас проходят как одиночные посетители, так и экскурсоводы с группами. Поэтому сценарий урока рассчитан не на монолог учителя, а на самостоятельную работу учащихся в группах. Учитель же – навигатор и помощник. Его цель – ввести учащихся в работу, показать им, какие экспонаты входят в задание для группы, дать совет, помочь найти ошибки. (Кстати, я немного подкорректировала сценарий, да простят меня разработчики.)Для музейного урока каждый класс делится пополам, таким образом, учителя-предметники ведут уроки в группах по 12-15 человек. Одна половина класса идет на урок математики, а другая, к примеру, – на урок физики. Учитель английского языка в это время имеет возможность пофотографировать коллег и детей и/или попить кофе.Во-вторых, для того чтобы ребята быстро и уверенно работали на музейном уроке, они должны понимать, как они будут работать и что от них потребуется. Если вы проводите уроки в своем школьном музее или участвовали в проекте «Урок в музее», дети уже все умеют и понимают. В моем случае не все учащиеся уже работали на музейных уроках, поэтому за 2-3 дня до выхода в музей я собирала каждую группу девятиклассников и объясняла, что речь идет не о прослушивании трех тематических экскурсий, а о такой работе, которая обычно происходит на уроке в здании школы, и что оценки за классно-музейную и домашнюю работу будут выставлены в журнал. У некоторых сомневающихся сразу же возник вопрос: «Зачем нам все это надо? У меня бассейн (репетитор, дела)…»В каждой подгруппе пускала «бегунок», чтобы девятиклассники сами заранее сформировали 3 группы по 4-5 человек для работы на уроке английского языка и попробовали выполнять музейные задания в получившихся группах (можно, конечно, построить задания, подобные тем, которые есть в сценарии урока, я использовала прошлогодние задания олимпиады «Парки. Музеи. Усадьбы»). Для этого удобно во второй половине дня провести пробное (15-минутное) занятие в своем школьном музее, чтобы группы самостоятельно поработали с музейными предметами и этикетажем. «Все понятно!» – сказали те, кто участвовал в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», выполнив три предложенных мною задания за пять минут, и пошли помогать остальным.В-третьих, советую выбирать музеи поближе к зданию школы: учебный день в музее начинается в 10.15, и класс может успеть отработать первый урок по школьному расписанию. Наш учебный день в музее начинался перекличкой в здании школы и сакраментальными вопросами: «Все взяли проездные документы? А карточку «проход-питание» для получения бесплатного билета в музей?» Потом утомительные полтора часа дороги в час пик – и мы в музее.В-четвертых, советую ребятам взять рюкзак (один на двоих или троих), несмотря на то что на уроке в музее им потребуется только ручка: рабочую тетрадь (листы с заданиями) им выдает учитель, а планшеты для удобства письма – музей.Итак, получаем билеты, планшеты, начинается урок. Атмосфера в музее способствует большей заинтересованности и вовлеченности в урок. Пропадают сонливость и излишняя оживленность школьников – непривычная обстановка и интересные задания настраивают на активную деятельность и способствуют концентрации внимания. Ничто не отвлекает от выполнения заданий – посетителей даже в таком популярном музее утром немного. К письму на планшете все адаптируются быстро. Почти пустой рюкзак за плечами не мешает работать, а вот сумка на ремне все время норовит съехать с плеча, потому что нужно наклоняться к экспонатам, внимательно изучать этикетаж. Бездельников и праздношатающихся нет, никто не ждет с нетерпением перемену, и ни у кого уже не возникает вопрос: «Зачем нам все это надо?»Не всем ученикам хватает сорока пяти минут, чтобы выполнить и классную, и домашнюю работу: «А что, урок уже закончился? Так быстро?» На перемене – чай, вода, печеньки, чипсы из автоматов у входа, поделиться впечатлениями и посидеть – не привыкли проводить урок стоя, ноги и спина устали. Пятнадцать минут отдыха быстро заканчиваются, не все купленное успели съесть, складываем в рюкзаки, идем на следующий урок.В-пятых, не нужно специально заранее знакомить ребят с экспозицией музея, в котором вы будете проводить учебный день. На обратном пути в школу я задавала этот вопрос ученикам неоднократно. Наиболее распространенный ответ: «Нет, будет неинтересно на уроке». И самый, наверное, радостный ответ для учителей и создателей сценариев: «Зачем? Мы уже договорились, в субботу сами поедем, мы же не все интересное успели посмотреть».В-шестых, уважаемые учителя, сами проведите уроки в музее со своими учениками, несмотря на всю свою загруженность и усталость, не испытывайте чувства облегчения, когда кого-то другого «назначили» на эту работу. Разница есть, как между своим уроком и заменой. Например, некоторые дети стесняются обращаться к малознакомому учителю с вопросами или за помощью, теряют время (так случилось на моем уроке в музее, когда единственный сильный ученик в группе неожиданно заболел, а остальные трое растерялись в начале урока, однако делали вид, что им все понятно).И в-седьмых, недостатки, конечно же, есть. В первую очередь это нарушенное расписание, пропавшие уроки как в классе, который выезжает, так и в тех классах, которые остаются с заменяющим учителем (вы же все равно отработаете с ними пропущенный вами материал еще раз), необходимость обеспечить замены как минимум трем учителям, причем неоднократно.И все-таки проект «Учебный день в музее» стоит того, чтобы в нем участвовать, потому что он позволяет ученикам самим ответить на свои вечные вопросы: «Зачем мы это учим? Зачем нам это надо?»Людмила КОВРОВСКАЯ,учитель английского языка школы №922
Комментарии