Одним из свойств современного городского образовательного проекта является гибкость, способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Период дистанционного обучения в 2020-2021 учебном году позволил проекту «Учебный день в музее» продемонстрировать возможность не только продолжать реализацию, но и развиваться в новых условиях.
В рамках проекта учителя московских школ проводят уроки в учреждениях культуры города. С одной стороны, проект тесно связан с социокультурным пространством столицы и предполагает присутствие в экспозиции учителя и ученика, именно так он успешно реализовывался в течение четырех лет. С другой – система дистанционного обучения диктует свои правила: привлечение дополнительных технических средств, изменение заданий.
Все материалы уроков создаются в коллаборации научных сотрудников музеев, учителей и методистов Городского методического центра, что позволяет оперативно корректировать материалы в зависимости от изменений в экспозиции, появления временных выставок.
Большинство городских музеев имеют виртуальные туры, что дает возможность ознакомиться с основной частью постоянной экспозиции. В этом случае материалы учебного дня дорабатывались в соответствии с возможностями виртуальной экспозиции. Ярким примером служит учебный день в Музее Победы: подробный виртуальный тур позволяет всем участникам побывать в живописных диорамах на уроке математики, оказаться в Зале Памяти и Скорби, посетить Зал Славы на уроках истории и английского языка, рассмотреть музейные предметы, задействованные в заданиях. Педагогу также удобно готовиться к уроку, заранее ознакомившись с виртуальной экспозицией. Учителю и школьникам нужно лишь распечатать задания – и можно проводить урок.
В Музее космонавтики ученики при помощи электронного модулятора экспозиции могут рассмотреть объекты, выполнить вычисления в заданиях по математике, физике, химии. Научные сотрудники предоставили все необходимые данные, чтобы ребята справились с этой работой.
Отдельным вопросом стали уроки в музеях-заповедниках, которые проходят на открытом воздухе. Занятия по биологии в ГМЗ «Царицыно» позволяют наблюдать за жизнью пернатых обитателей парка, урок в Коломенском знакомит не только с древнерусским зодчеством, но и с основами геометрии. Уроки в Кусково позволяют изучать особенности усадебной культуры России XVIII века. Материалы занятий были дополнены фотоархивом, сформированным специально для проекта, ссылками на онлайн-карты и QR-коды, что позволило практически не менять сценарии уроков.
Большим помощником при работе в онлайн-формате для всех участников стали ресурсы МЭШ. Электронные учебные пособия проекта включают материалы Музея космонавтики, ГМЗ «Царицыно», Музея Владимира Высоцкого, а уникальные уроки в Минералогическом музее имени А.Е.Ферсмана РАН существуют только в онлайн-формате.
Всего в проекте подготовлено более 100 дистанционных уроков по разным предметам для 2-11‑х классов. Каждый материал содержит прямые ссылки на фотогалереи, виртуальные туры музеев, другие проверенные источники. Это дает возможность использовать весь арсенал средств для подготовки и проведения ярких образовательных событий в рамках городского проекта.
Все рабочие листы, адаптированные для онлайн-формата, имеют пометку «Для дистанционного обучения» и в дальнейшем будут полезны школьникам, находящимся на длительном лечении, гостям из других городов. «Учебный день в музее» ставит своей основной задачей не только формирование образовательного пространства с использованием социокультурных ресурсов мегаполиса, но и популяризацию принципов междисциплинарного и открытого обучения с использованием возможностей каждого населенного пункта.
Екатерина КИРЬЯНОВА, куратор проекта «Учебный день в музее» ГМЦ ДОНМ
Комментарии