Передовые педагоги понимают, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – мощное образовательное средство для всех участников учебного процесса.
Использование интернет-технологий в образовании не означает лишь «скачивание» информации, но и позволяет обрабатывать, перерабатывать учебный материал, сохранять, дополнять, переструктурировать, использовать для выполнения заданий в режиме on-line, общаться с другими обучающимися, с преподавателем, задавать вопросы. Таким образом, реализуются интерактивные формы обучения.
На любом типе урока (объяснение нового материала, его закрепление, обобщение, контроль усвоения)использование ИКТ мотивирует обучающихся при том условии, что урок грамотно построен. Самое главное в проведении такой работы – заинтересованность преподавателя, а начать освоение ИКТ-сер-висов можно даже в локальной сети колледжа.
Сетевые технологии – важнейший многоуровневый ресурс, который позволяет активно взаимодействовать преподавателю и студенту, способствует формированию умения совместно мыслить, воспитанию толерантности, формированию критичности мышления, предоставляет базы накопленных ресурсов для успешного их использования. Большой набор средств коммуникации позволяет организовывать обмен информацией и опытом, реализовывать совместные проекты.
Очень эффективно в обучении можно использовать блоги, в педагогической практике они могут служить площадкой для педагогических дискуссий или для организации образовательного процесса по основным и дополнительным дисциплинам. Блог может быть использован как среда для записей событий собственной научной, деловой или личной жизни. Во многих случаях такая форма более удобна, чем рассылка массовых сообщений по электронной почте. Педагогический потенциал блога в качестве самостоятельной интернет-технологии – основа для размещения учебного материала преподавателем и выполнения заданий студентами. Для обучающихся блог своего рода мультимедийная тетрадь, в которой они представляют выполненные задания, свое осмысление изученного материала. Все участники учебного процесса могут видеть и комментировать работы друг друга. Использование блогов обеспечивает большую гибкость учебного процесса, интенсивное взаимодействие между преподавателем и обучающимися, а также между самими обучающимися, открытость, обоснованность оценки результатов, мобильность и оперативность обмена информацией.
Учебно-педагогические бло-ги преподавателей позволяют вести живое общение со студентами в рамках образовательного процесса. Общение происходит в форме вопрос-ответ. Кроме того, в блогах можно организовать своеобразный виртуальный факультатив, в рамках которого преподаватель может консультировать студентов в удобное для него время. С возможностями блогов, связанными с функциями оперативной обратной связи, студенты знакомятся, оставляя собственные комментарии в блоге и получая своевременные комментарии на них.
Современные исследования в области педагогики доказали важность социального интерактивного взаимодействия в процессе обучения. Опубликованные работы студентов – возможность для преподавателей сделать выводы о том, как студенты усваивают учебный материал. Для студентов – возможность последующего анализа, который позволяет им еще раз обратиться к своим работам и переосмыслить их, пополнить свой учебный опыт. Благодаря размещению комментариев к сообщениям в блогах возникает взаимная обратная связь преподавателя и студента, а гиперссылки на другие образовательные ресурсы помогают обучающимся осознавать взаимосвязи в контексте знаний, привлекая свежие новости, изображения и другую информацию.
Для обучающегося блог действительно становится персональной онлайн-публикацией. В отличие от форумов, на которых в произвольном (хаотичном) порядке мнение высказывают все участники дискуссии, блог дает возможность его хозяину полностью контролировать (модери-ровать) публикуемое содержание и последовательность комментариев, позволяет знакомиться с новыми понятиями по дисциплине, которые при этом не нужно соотносить с последовательностью расположения высказываний на форуме.
Использование блогов в образовательном процессе имеет особенности, поэтому необходимо выделить время для того, чтобы ознакомить обучающихся с концепцией блогов, с целями их создания, с тем, как ведутся блоги, показать примеры удачных и неудачных блогов. Кроме того, для учебного блога необходимо разработать строгие правила, которые будут определять частоту размещения сообщений, их объем, количество гиперссылок, необходимость придерживаться темы обсуждения. Эти правила разрабатывают преподаватели вместе со студентами.
Необходимо объяснить студентам, что блоги – это открытые публикации, поэтому друзья, родители и даже будущие работодатели могут прочитать все, что в них написано. Студент должен помнить: как только его сообщение опубликовано в Сети, оно может сразу же быть прочитано и этот момент публикации необратим, даже если позже сообщение будет отредактировано или удалено.
Таким образом, учебно-педагогический блог, по мнению преподавателей, открывает новые образовательные возможности для студентов:
– усиливает интерес к процессу обучения: новизна технологий становится одним из мотивирующих факторов в обучении, мотивация обучающихся при использовании блогов обусловлена не только технологическими возможностями, но и тем, что студенты пишут о том, что важно лично для них;
– помогает стать экспертами в изучаемой области: преподава-тель-блоггер выбирает ту информацию, которая будет размещена в его живом журнале, затем регулярная работа в блоге делает непрерывным процесс пополнения знаний студентов по определенным темам;
– студенты, пропустившие занятия, получают возможность взаимодействия с преподавателем во внеурочное время;
– дает студентам право принимать участие в социальных процессах: в процессе ведения блогов студенты быстро понимают, что их сообщения могут читать не только преподаватели и однокурсники, но и работодатели, поскольку публикация в бло-гах – законная возможность общения с реальной аудиторией;
– открывает новые возможности для работы в аудитории и за ее пределами: при традиционной организации обучения из-за недостатка времени на занятиях и ограниченности объема учебных курсов не у всех студентов есть шанс высказаться и быть услышанными, ведение блога позволяет каждому студенту принять участие в дискуссии, что открывает новые перспективы для обучения.
Один из студентов нашего колледжа, участвовавших в работе блогов преподавателей, второкурсник Виталий Акинь-шин оценил это так: «На сайте нашего колледжа есть несколько преподавательских блогов. Я вижу несколько причин, почему это важно и удобно. Например, есть студенты, которые стесняются напрямую разговаривать с педагогом. Блоги – прекрасное решение этой проблемы. Когда не видишь собеседника, высказывания становятся откровеннее и интереснее. Помимо прямого общения между преподавателем и студентом блоги хорошее место для дискуссий. На мой взгляд, туда можно (и нужно) привлекать как можно больше людей (например, специалистов, которые уже окончили наш колледж). Еще блоги – неплохая тренировка навыков написания эссе. Если студент пишет полноценный отзыв с использованием дополнительных источников информации, то это расширяет словарный запас, улучшает конструкцию письменных работ. По своему опыту знаю, что отвечать устно перед аудиторией труднее, чем написать ответ в блоге. Блоги очень удобны, если студент находится на больничном: можно что-то уточнить у преподавателя и даже получить оценку. Благодаря этому меньше страдает учебный процесс».
В настоящее время в нашем колледже проходит эксперимент по теме «Развитие форм интерактивного обучения студентов на базе сетевых информационно-коммуникационных образовательных технологий». Впервые в учебном процессе были созданы и успешно использованы учебно-педагогические бло-ги, которые могут не только служить средством организации процесса обучения и общения преподавателей и студентов, но и предоставлять обучающимся возможность поделиться с классом своими размышлениями или дополнительными материалами.
В колледже разработаны практические рекомендации преподавателям для успешной интеграции блогов в учебный процесс:
• Посетите блоги, созданные другими преподавателями в других целях, которые могут быть различными. Найдите преподавательские блоги, чтобы увидеть, как они используются в образовательном процессе. Свяжитесь с преподавателем, имеющим опыт работы в учебном блоге, и узнайте, что было сложным или особенно удачным при использовании блога на практике.
• Смоделируйте блог для своих студентов. Ознакомьте студентов с концепцией блогов, с целями их создания, с тем, как ведутся блоги, покажите примеры удачных и неудачных блогов.
• Заведите себе блог – потратьте время на то, чтобы понять, как работает блог и каковы возможности этого ресурса, до того, как начнете использовать его в учебном процессе.
• Разработайте для вашего учебного блога строгие правила, которые будут определять частоту размещения сообщений, их объем, необходимость придерживаться темы обсуждения. Эти правила должны разрабатываться вместе с обучающимися, в них также нужно оговорить и определенные запреты: поскольку общение в блогах – это неофициальная онлайн-комму-никация, то обучающиеся иногда используют в своих блогах слишком неформальный язык и, кроме того, не всегда соблюдают правила оформления цитат и ссылок на источники.
• Объясните обучающимся, что блоги – это открытые публикации. Большая открытость бло-гов заставит обучающихся уделять подготовке сообщений больше времени и критичнее относиться к тому, что они пишут.
Таким образом, учебно-педагогический блог позволяет не только разнообразить учебный процесс, но и повысить качество обучения за счет совместной деятельности студентов и преподавателей.
Для активизации работы студентов, их познавательной деятельности на сайте колледжа был открыт и успешно работал в 2009-2012 учебных годах блог по дисциплине «Экономическая теория» преподавателя Вадима Слагоды.
В чем же новизна применения блогов в учебном процессе?
• Студенты учатся формулировать и грамотно задавать вопросы, а затем интерпретировать полученные ответы. В результате улучшается не только грамотность студентов, так как приходится следить за грамотным из-
ложением своих записей, но и устная, и письменная речь.
• Работа в группах, мозговой штурм позволяют решать проблемы, неразрешимые порой для одного, пусть даже самого подготовленного студента.
• Обсуждая профессиональные вопросы, учащиеся получают навыки организации дискуссий: их организация, управление, избежание конфликтных ситуаций.
• Объясняя кому-то, лучше разбираешься сам.
• Застенчивые учащиеся, выступая под псевдонимом, могут активно включаться в процесс обсуждения, не стесняясь насмешек одногруппни-ков в случае, если вопрос будет «глупым» или ответ будет неверным.
В процессе экспериментальной работы с бло-гами в колледже были приняты следующие правила поведения в блоге.
– Размещаемые в блоге сообщения должны относиться к заявленной теме. Если вы хотите открыть и вести блог по другой теме, пожалуйста, пришлите администратору новую заявку.
– Первое сообщение должно быть размещено в блоге не позже, чем через 14 дней после его открытия. Если в течение двух недель после открытия блога в нем не размещено ни одного сообщения, блог будет удален. Новые сообщения в блоге должны размещаться не реже 1 раза в месяц. Блоги, которые не обновляются в течение 1 месяца, будут удаляться.
• Ответственность за содержание и ход дискуссий несут авторы блогов, то есть преподаватели.
• Пожалуйста, обращайте внимание на читабельность, формат и стиль ваших сообщений. Не пишите сообщения латиницей, заглавными буквами или чрезмерно крупным шрифтом.
• Ведение блогов и обсуждение размещаемых там материалов строится на принципах общепринятой морали и сетевого этикета. На блогах не допускается:
• распространять информацию неприличного или оскорбительного содержания;
• распространять информацию, содержащую клеветнический характер;
• размещать сообщения, не относящиеся непосредственно к теме блога, некорректные по форме или содержанию, оскорбляющие автора блога, других участников дискуссии или администрацию сайта;
• распространять информацию, нарушающую законодательство РФ и других стран;
• использовать ненормативную лексику, в том числе при подмене букв символами;
• распространять информацию рекламного характера, в том числе ссылки на сайты, не имеющие отношения к теме, с целью их рекламирования;
• распространять спам и ссылки на сайты, не имеющие отношения к теме;
• размещать в сообщениях блогов объекты авторского и смежных прав без согласия правообладателей;
• передавать права ведения блога другим лицам.
При ответе в блог обязательно нужно написать имя, фамилию и группу в поле «Ваши имя и фамилия», чтобы преподавателю было проще идентифицировать ответившего. Комментарии без подписи будут удаляться без предупреждения.
• Преподаватель обязан регулярно проверять наличие новых комментариев и одобрять их, если они соответствуют правилам, в противном случае комментарий будет недоступен.
Техническая реализация учебно-педагогических блогов на сайте колледжа осуществлялась с помощью специальной бесплатной программы WordPress. Это CMS-система для управления контентом, ориентированная на создание, управление и поддержку блогов. Она обеспечивает простоту в установке, использовании и стабильность, обладает такими важными качествами, как стабильная работа на любой площадке; низкая стоимость разработки и поддержки; легкий, удобный и понятный интерфейс; удобное отображение всей необходимой информации; легкое взаимодействие преподавателей и студентов; стимулирование работы студентов.
Комментарии