– Всякий раз после подведения результатов конкурса мы встречались с вами и подводили его итоги. Но поскольку специфика программы такова, что работа в конкурсе – это не конец, а фактически только начало работы по выпуску и продвижению новых учебников, то и говорить о ее конечных результатах можно после определенного перерыва.
– Действительно, итоги конкурса рукописей и конечный результат работы по программе, который должен находить свое выражение в новых учебниках, пришедших в школы страны, – это разные вещи. В этом плане с наибольшим основанием мы можем говорить об учебниках, рукописи которых выиграли в первом туре конкурса.
Напомню, что объявлен первый тур был в октябре 1997 года. Номинации на него, в отличие от последующих туров, были определены на основе анализа мнений заинтересованных структур и отдельных экспертов. После объявления конкурса мы получили около 300 заявок от авторских коллективов и 20 – от издательств. 30 учебников и 11 издательств стали его победителями. Все учебники-победители прошли экспертизу ФЭС и получили грифы Минобразования России. К настоящему времени они изданы общим тиражом до 500 000 экземпляров. Около 100 000 из них были бесплатно поставлены издательствами в региональные институты повышения квалификации учителей, методические объединения, на экспериментальные площадки. В 17 регионах Российской Федерации прошли семинары учителей с участием авторов учебников. Наконец, все учебники-победители первого тура были представлены на ХII Московской международной книжной ярмарке, где прошли их презентации, и все они получили высокую оценку специалистов.
– Какие основные направления учебной литературы были начаты номинациями первого тура?
– Из таковых я бы особенно выделила создание учебно-методических комплектов, обеспечивающих переход на 4-летнее начальное образование всех основных педагогических систем в соответствии с решением декабрьской коллегии Минобразования России 96-го года о переходе начальной школы на 4-летнее образование в период до 2001 года. Необходимость такого перехода поставила в трудное положение школы, работающие по системе развивающего обучения, так как учебников, рассчитанных на 4-летний курс обучения, просто не существовало. Комплекты учебников для 1-го класса по системе Л.В.Занкова, выпущенные в результате конкурса, позволили с начала этого учебного года перевести более 30 тысяч школьников, обучающихся по этой системе, в режим четырехлетнего начального обучения.
Кроме того, конкурс 97-го года ускорил процесс разработки новых комплектов учебников для традиционной школы. Победившие комплекты учебников для 1-го и 2-го классов, традиционной начальной школы уже с начала этого учебного года используются в ряде российских городов: Самаре, Смоленске, Екатеринбурге, Перми, Омске, Иркутске, Челябинске, Астрахани и др. По приблизительным подсчетам, в 1999 – 2000 учебном году по ним обучались около 85 тысяч учеников.
Другим важным направлением разработки учебной литературы в рамках первого тура конкурса было создание учебников по русскому языку для школ с преподаванием на родном (нерусском) языке для основных языковых групп. До настоящего времени ученики этих школ обучались по учебникам, содержание которых не соответствует новым реалиям, а методические подходы устарели. Специалисты отмечают создание учебников “Русского языка” для 1-го класса финно-угорской и тюркской языковых групп как несомненное достижение первого тура конкурса.
– По идее линии, начатые в первом туре, должны быть продолжены в последующих?
– Собственно, почти все номинации второго тура были продолжением линий либо направлений, начатых в первом туре. Так, к примеру, во второй тур попали номинации по продолжению цикла учебников русского языка для школ с преподаванием на родном языке. В этот раз конкурс был объявлен для двух других наиболее многочисленных языковых групп – монгольской и абхазо-адыгской.
Объявлен второй тур был в марте 99-го года. На него было подано около 170 заявок от авторских коллективов и 16 – от издательств. К сегодняшнему дню 54 авторских коллектива, допущенные до дальнейшего участия в конкурсе, завершили работу над рукописями, сейчас идет процесс их рецензирования. Планируется, что учебники-победители второго тура будут изданы 13 издательствами, включенными Экспертной комиссией в список рекомендованных для издания победивших учебников, в конце текущего – начале следующего года.
На третий тур конкурса, объявленный в декабре 99-го года, было подано около 250 заявок от авторских коллективов и 26 – от издательств. На нем, помимо продолжения начатых в предыдущих турах линий и направлений, были объявлены новые номинации, в частности, связанные с созданием учебно-методических комплектов для основных профилей старшей школы. В третьем туре был объявлен конкурс на создание УМК для школ и классов гуманитарного профиля, а также УМК по образовательной области “Технология”.
– С первого тура вы начали решать проблему с переходом начальной школы на четырехлетку. Планируете ли вы участвовать в создании учебной литературы для двенадцатилетки?
– Здесь нужно иметь в виду то обстоятельство, что по переходу на 12-летнее обучение в настоящее время не выпущено регламентирующих документов, таких, как базисный учебный план, концепции общего образования по образовательным областям, не определен и минимум содержания образования, а следовательно, нет и примерных программ. В связи с этим мы не можем четко ориентировать авторов на создание учебников для 12-летки. Однако, с другой стороны, все авторы, принимающие участие в 3-м туре и желающие принять участие в четвертом, должны четко понимать, что по планам Министерства образования где-то к январю 2001 года практически все перечисленные мною документы будут разработаны. Соответственно авторам придется вносить поправки в свои концепции и рукописи учебников в зависимости от того, будут ли они расходиться с этими регламентирующими документами.
Ну а в целом можно сказать, что переход российской школы на 12-летку станет определяющим фактором в дальнейшей работе по нашей программе. Ее главным направлением станет выпуск учебной литературы, нацеленной на создание учебно-методического обеспечения нового содержания образования с учетом необходимости завершения линий, разрабатываемых и реализуемых в настоящее время. Уже сейчас идет работа по уточнению требований к тем учебникам, которые включены в конкурсные списки с учетом “Концепции структуры и содержания среднего образования (в 12-летней школе)”, одобренной прошедшим в январе этого года Всероссийским совещанием работников образования.
Новые же туры конкурса, ориентированные на создание учебников, обеспечивающих переход российской школы на 12-летнее образование, будут объявляться по мере разработки и принятия документов, регламентирующих новое содержание образования, а также после проведения анализа возможности использования действующих учебников и выявления направлений их переработки в условиях изменения структуры и содержания общего образования.
– Хорошо известно, что конкурс за редким исключением проводится по учебникам, причем традиционным, то есть на бумажных носителях. Не собираетесь ли вы попробовать объявить конкурс по созданию учебника на современных носителях – компакт-дисках, видео- и аудиокассетах?
– В четвертом туре мы сделаем первую попытку создания подобных учебных материалов. Только не учебников, а дополнительных материалов к ним. Причем таких номинаций в конкурсе почти не будет. Но с согласия Экспертного и Стратегического комитетов конкурса было принято решение, что при прочих равных условиях, и это я хочу подчеркнуть, предпочтение при определении победителя будет отдаваться тем авторским коллективам, которые будут предлагать дополнительные материалы на современных носителях. Думаю, что издатели пойдут навстречу и будут готовы работать над созданием этих дополнительных материалов. При этом, опять подчеркиваю, что само по себе наличие у конкурсанта дополнительных материалов подобного рода не будет автоматически засчитываться ему как победа на конкурсе.
А вообще-то мы планируем через педагогическую прессу провести опрос читателей на предмет того, что они думают по поводу того, что такое “новый учебник” и каким они его хотят видеть. Результаты такого опроса будут учтены при проведении дальнейших туров конкурса.
– Возвращаясь к вопросу о новом туре конкурса. На что бы вы хотели обратить внимание ваших потенциальных авторов?
– Прежде всего на то, что в основном на конкурс выставляются номинации по учебно-методическим комплектам. Например, номинация 44-45 “Литература ХХ века” представляет собой комплект, состоящий из учебника и методического пособия. А это значит, что автор к концепции построения курса и программе должен приложить пробную главу не только учебника, но и соответствующую часть методического пособия для учителя. Другой пример. Номинация 38-40 “Общая биология, 10 класс” – это также УМК, “включающий учебник, практикум к учебнику и пособие для учителя”. Следовательно, автор должен обязательно представить пробную главу из учебника и соответствующие ему части из практикума и пособия для учителя. В противном случае заявка будет считаться “неукомплектованной” и по формальному признаку не подходящей по условиям конкурса. То есть автор должен обязательно обращать внимание на перечень пособий, входящих в комплект, и на количество наименований.
– В список номинаций для четвертого тура по-прежнему входят те, которые продолжают линии, начатые в предыдущих?
– Да, и именно поэтому достаточно много позиций в нем отдается начальной школе. Причем если работу по созданию учебников для традиционной системы мы завершили, то работа по двум системам развивающего обучения – Занкова и Эльконина – Давыдова – продолжается. Единственным нововведением по начальной школе по сравнению с предыдущими турами, является то, что здесь отдельной номинацией заявлено пособие для учителя по психолого-педагогическим основам построения системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова и по системе Занкова. Сделано это потому, что учителям, с одной стороны, сегодня непросто приезжать на курсы повышения квалификации, а с другой – прежде чем принять решение о поездке на них, учитель должен ясно представлять, что представляет собой педагогическая система, по которой он собирается работать.
Ну и, конечно, мы продолжаем работу по учебникам русского языка для школ с обучением на родном (нерусском) языке по всем основным языковым группам.
– Будут ли в четвертом туре номинации по совершенно новым для школ учебникам?
– Да, будут. Это “Технология. 5 класс”, кстати, также учебно-методический комплект, включающий учебник, пособие для учителя и дополнительные материалы для учащихся. Здесь будет особенно приветствоваться предоставление дополнительных материалов для учащихся на электронном носителе. Кроме того, этот учебник должен быть построен на несколько нетрадиционном подходе, а именно, предназначен для преподавания по проектному методу. Сейчас уже в нескольких российских регионах есть положительный опыт обучения детей через проектный метод. Если конкурс по этой номинации состоится, то “технологическая” линия получит у нас продолжение.
Другая совершенно новая номинация – это позиция 64-66 “Основы ведения (крестьянского) фермерского хозяйства”. Ее появление вызвано тем, что в последние годы стало уделяться очень серьезное внимание сельской школе. Конкурс по этой номинации не получился в прошлом туре. Несколько заявок мы получили, но Экспертная комиссия не смогла отобрать ни одной, поэтому большие надежды мы возлагаем на этот год.
– Вопрос, возможно, риторический, но тем не менее постоянно всплывающий при разговоре о конкурсе: кто и каким образом определяет, какие номинации должны быть выставлены на конкурс?
– Хочу напомнить, что компонент “Учебное книгоиздание” состоит из нескольких взаимосвязанных программ, одной из которых является программа “Анализ федерального перечня учебников”. Поэтому практически все учебники, по которым объявляется конкурс, отбираются в ходе работ по этой программе. Как правило, они либо вообще отсутствуют, либо не отвечают современным требованиям. К примеру, учебника “Алгебра и начала анализа, 10 класс” для школ с углубленным изучением математики в школе попросту нет.
А вот учебный комплект по истории для 10-11-х классов, состоящий из учебника, хрестоматии и пособия для учителя, должен быть написан принципиально иначе, чем ныне существующие. Исторический процесс в нем, в отличие от нынешних учебников, где он представлен как история войн и завоеваний, должен быть описан как диалог культур и цивилизаций. Это будет своего рода история повседневной жизни человечества. Так что ни о каком волюнтаризме в деле определения номинаций, если беспристрастно проанализировать их за все прошедшие туры, говорить не приходится.
Комментарии