С сентября в школы страны поступят новые учебники истории России для 6-10-х классов под редакцией А.Торкунова. Какие новые возможности открывают учителям и детям эти учебники, рассказывает член авторского коллектива, руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение» Александр ДАНИЛОВ.
Новые учебники – преемники прежней линейки под редакцией Данилова – Косулиной – дают возможность преподавать историю России в соответствии с современными научными подходами и педагогическими методиками.Это обеспечивает прежде всего их авторский коллектив, в состав которого вошли авторитетные историки и педагоги, имеющие опыт написания учебников и хорошо известные учителям, например: Андрей Левандовский, Михаил Горинов, Ирина Семененко и др. Каждый автор – специалист по своему историческому периоду, всего 12 человек.Кроме того, важную роль сыграл научно-редакционный совет УМК во главе с ректором МГИМО, академиком РАН Анатолием Торкуновым. В его составе академик РАН Валерий Тишков, президент Академии военных наук Махмут Гареев, главный редактор журнала «Преподавание истории и обществознания в школе» Анна Лазебникова и другие.Среди новаций – акцент на месте и роли России в мировой истории. При изучении разделов отечественной истории мы рассказываем, что в это время происходило в других странах, какие исторические личности в нашей стране и в мире были современниками. В ходе работы над УМК авторы учли предложения коллег из разных регионов. Например, по предложению историков Татарстана в учебники были включены вопросы взаимодействия кочевого и оседлого мира, вклада кочевников в развитие экономики и культуры народов Евразии, развития Волжской Булгарии. Нашли отражение вопросы истории Дальнего Востока, Сибири, Урала, Северного Кавказа, Калининградской области и других регионов.Предлагаемая в учебниках система заданий позволяет формировать предметные, метапредметные и личностные компетенции. Мы предложили многоуровневые задания разных видов: поисковые, творческие, проектные, для работы с историко-краеведческими материалами, – предусматривающие участие в дискуссиях. Их можно найти в рубриках «Думаем, спорим, размышляем», «Историки спорят», «История в лицах», «Изучаем документы». Мы предлагаем школьникам искать дополнительные материалы и формировать свою точку зрения на изучаемые вопросы. Такой подход рассчитан на самостоятельность ученика и его участие в проектной деятельности.Наш комплект включает хрестоматию по отечественной истории, две книги для чтения, а также сборники рассказов для каждого класса, учебно-методические пособия для учителей с поурочными разработками и технологическими картами уроков, комплекты исторических карт, тетради-тренажеры с контрольными и проверочными заданиями, сборник нормативных документов о структуре и содержании школьного исторического образования.Кстати, по оценке Российского исторического общества, только издательство «Просвещение» смогло обеспечить свои учебники полным шлейфом сопутствующих материалов, которые перечислены в Историко-культурном стандарте.Школьники, которые будут заниматься по нашим учебникам, легче пройдут итоговую аттестацию – ГИА и ЕГЭ. Содержание КИМов для госэкзаменов будет основано на Историко-культурном стандарте, в котором содержатся принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий, событий и персоналий. А по мнению академика РАН Александра Чубарьяна, содержание учебников истории издательства «Просвещение» в наибольшей степени соответствует Историко-культурному стандарту.Для перехода на новый УМК издательством разработана программа повышения квалификации учителей истории и методистов (возможно очное и дистанционное обучение с выдачей удостоверений государственного образца), проходят вебинары, онлайн-конференции по наиболее важным темам. Лучшие методические разработки учителей будут размещены на сайте издательства с последующей публикацией в пособиях, отражающих опыт перехода на новый УМК.
Комментарии