search
main
0

Учебники географии. или География учебников

Народная мудрость гласит: одна голова хорошо, а две – лучше. И какими бы высокими профессионалами ни были наши учителя, к счастью, они никогда не пренебрегают возможностью поучиться друг у друга, перенять опыт, поделиться своими успехами и секретами мастерства с коллегами. Сегодня это особенно важно – стремительно развивается научно-технический прогресс, совершенно иными становятся дети, через всех нас проходит огромный поток информации из самых разных источников. И все прекрасно понимают, что сейчас, когда так интенсивно идет обновление школьных программ, учебников, технологий и методик преподавания, учителям и методистам просто необходима информация из первых рук.

Именно поэтому с желанием и интересом едут они на семинары, которые регулярно устраивает издательство «Дрофа».

Недавно такая встреча прошла в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, где из разных регионов страны собрались методисты-географы, чтобы ознакомиться с новыми изданиями, методиками, технологиями и, конечно же, вживую встретиться с создателями учебников и новых учебно-методических комплектов, понять концепцию новых учебных линий и приемы работы, задать вопросы и получить компетентные ответы.

Главный редактор издательства «Дрофа» Владимир Иванович Сиротин ознакомил участников со всем широким ассортиментом учебных изданий. Будучи географом, он подробно прокомментировал новые книги, особо остановился на таком важном моменте, как оборудование кабинета географии, в частности, комплектация и поставки предметных кабинетов в школы России, которые выполняет сегодня издательство «Дрофа» в рамках национального проекта «Образование», рассказал о перспективах на будущее.

Перед участниками выступили известные авторы учебников по географии. Доцент кафедры физической географии мира и геоэкологии географического факультета МГУ Оксана Александровна Климанова рассказала об особенностях изучения курсов «Землеведение» и «Страноведение» как о составляющих формирования географического мышления школьников.

Профессор кафедры экономики и социальной географии России МГУ Александр Иванович Алексеев знакомил методистов региональных ИПК с проблемами изучения курса экономической географии России, а кандидат географических наук Александр Павлович Кузнецов, автор учебников и учебных пособий по географии, рассказал о новом учебнике «География.10 класс» (базовый уровень). На семинаре у собравшихся была также возможность поучаствовать в практических занятиях по использованию в учебном процессе интерактивных карт по географии и повысить свою ИКТ-компетентность. В рамках семинара прошел «круглый стол» «Из опыта работы по УМК В.Н. Холиной «География 10-11 класс. Профильный уровень», вызвавший огромный интерес у региональных методистов.

Не менее интересно прошли и выступления методистов, многие из которых сами активно работают с новыми учебниками на экспериментальных площадках издательства.

Галина Николаевна ПАНЕВИНА, методист Хабаровского краевого института повышения квалификации и переподготовки кадров:

– Для меня особенно интересным стало сегодня выступление Оксаны Александровны Климановой, по курсу которой мы работаем. Она не только представила свои учебники, но и показала весьма интересный материал по геоэкологии. Очень заинтересовало выступление автора учебников «География России» доктора педнаук, профессора Ирины Ивановны Бариновой. Особенно понравилось, я думаю, всем участникам, что в рамках семинара прошел «круглый стол» из опыта работы по УМК В.Н.Холиной. Хотелось бы больше таких практических занятий, где можно почерпнуть для себя много полезного для работы с тем или иным учебником. Нам, методистам, хотелось бы не изобретать велосипед, а рассказать своим учителям о существующем опыте работы учителей других школ и регионов. У нас есть прекрасная возможность послушать и потом донести до своих педагогов самое основное и интересное в работе по предмету.

Говоря о преимуществах учебников издательства «Дрофа», хотелось бы отметить, что, несмотря на то что они разные, все они очень современные, по-настоящему учебники нового поколения. Подчеркну, что это единственное издательство, которое всерьез поддерживает профильный уровень. И у меня нет сомнений, что учебник В.Н.Холиной профильного уровня – это действительно учебник ХХI века… По нему интересно работать и учителям, и детям. Именно за такими УМК, как издаются в «Дрофе», будущее.

Людмила Георгиевна ГРУЗДЕВА, методист Амурского института повышения квалификации и переподготовки кадров:

– Учебники «Дрофы», на мой взгляд, на сегодня самые современные. Они дают возможность работать более эффективно, в русле современных требований по формированию у учеников ключевых компетенций, в том числе умений пользоваться этими знаниями. Работая по таким учебникам, учитель впервые чувствует себя сотоварищем ученика, а именно это и обеспечивает востребованный сегодня деятельностный подход, когда ученик и учитель работают в диалоге, работа идет в рамках сотрудничества. «Дрофа» дает также учителю возможность выбора, предлагая три завершенные линии УМК по географии (В.П. Дронова, О.А. Климановой и А.И.Алексеева или классическую). Привлекает в УМК «Дрофы» и то, что в каждый из них включены рабочие тетради, атласы, различные пособия. Все это значительно расширяет кругозор как педагога, так и ребенка, и, конечно же, помогает в работе.

Елена Александровна МАРКОВА, доцент кафедры естественно-математического и географического образования Владимирского института повышения квалификации работников образования:

– Подкупает богатый материал учебников этого издательства. УМК, изданные в «Дрофе», многосоставные и многокомпонентные. Очень важно, что ко всем учебникам есть картографический материал. Ведь учителя, перед тем как начать работать, первым делом спрашивают, какой атлас, какие рабочие тетради и контурные карты прилагаются к тому или иному учебнику географии. «Дрофа» дает возможность выбора учителям в зависимости от их возраста и профессиональных предпочтений. Старшее поколение выбирает традиционные учебники. Молодежь ориентируется на интерактивные материалы, на дидактические материалы на электронных носителях.

Алексей Николаевич НОВИКОВ, учитель географии средней школы №1 города Московский Московской области, лауреат Премии Президента в рамках приоритетного национального проекта «Образование», старший преподаватель кафедры региональной экономики и географии Российского университета дружбы народов:

– Такие семинары, как проводит издательство «Дрофа», хороший повод для профессионального совершенствования, обмена опытом. Если же говорить об учебниках «Дрофы», в частности о профильном учебнике В.Н.Холиной, по которому я работаю, то его преимущества несомненны. В первую очередь это интерактивность учебника и его многообразие, он очень удачен в плане оформления, детям интересно учиться, когда в процессе обучения используются современные интерактивные технологии, разнообразные атласы.

Наталья Викторовна БОЛОТНИКОВА, методист кафедры общественных наук, Волгоградской АПК РО:

– Примечательно, что учебник В.Н.Холиной вызывает интерес как учителей, работающих в профильных классах, так и у тех, кто работает в общеобразовательных, он вполне применим для базового уровня. В этом его несомненное достоинство. Учебник можно использовать по-разному в зависимости от программы учебного заведения – 1, 2 и 3 часа в неделю. Все задания и проекты, которые предлагаются в учебнике, ребята могут сделать и дома самостоятельно, это расширяет возможности по индивидуальному обучению старшеклассников. Кстати, у нас в области прошел обучающий семинар по тому, как работать по экспериментальным курсам. Вообще у нас 95 процентов школ в области работают по учебникам «Дрофы», 30 процентов учителей работают по учебникам В.П.Дронова, которые полностью соответствуют стандарту и базисному учебному плану.

Анна Борисовна ЭРТЕЛЬ, доцент кафедры общественных дисциплин Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования:

– Ребята, которые учатся по учебнику В.Н.Холиной, значительно лучше усваивают географию. Я убеждена, это совершенно фантастический учебник. Его преимущество еще и в том, что он может использоваться как на профильном, так и на базовом уровне. У нас в области, к сожалению, не было электронного учебника В.Н.Холиной, но инструкция к нему помогла находить все необходимые для пользования учебником материалы в Интернете. Когда я впервые увидела этот учебник, то поняла, что он именно такой, о котором я давно мечтала. Поэтому было очень интересно проанализировать то, как идет работа по этому учебнику в разных школах – городской и сельской. В сельской школе учитель использовала учебник В.Н.Холиной, при этом работала по программе базового уровня, остальные часы давала на факультативном курсе. Результаты работы по учебнику В.Н.Холиной у этого учителя проявились прежде всего в том, что ее ребята стали победителями районных олимпиад по географии. Вторая учительница, работу которой мы анализировали, преподает в крупной школе города Батайска, расположенного поблизости от Ростова-на-Дону. В этой школе есть как общеобразовательные, так и профильные классы. Причем учебник В.Н.Холиной используют и в тех, и в других, ребята, которые учатся по этому учебнику, лучше усваивают знания. Огромное спасибо В.Н.Холиной и ее авторскому коллективу за этот учебник от учителей и методистов Ростовской области.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте