search
main
0

Учебники. Это то, что нам поможет выжить

Лейтмотивом Олимпиады по граждановедческим дисциплинам в прошлом году была идея толерантности. В наше сложное время она становится единственной мерой жизни, выживания в этом мире. Вновь и вновь вспоминаю выступления участников «круглого стола», который вели учителя. Был серьезный разговор о том, как воспитать наших детей толерантными. Вела «круглый стол» Ирина Димова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», исполнительный директор Ассоциации «За гражданское образование», кандидат педагогических наук, являющаяся образцом толерантности.

Обстановка в которой оказываются учащиеся, победители 1-го тура олимпиады и учителя, приехавшие со всех уголков России: это атмосфера толерантности. Больше всего мне в душу запали слова Зинаиды Муриной из Удмуртии. Она сказала: «Я из маленького поселка в Удмуртии, когда впервые приехала в столицу на олимпиаду, то меня встретили толерантно. И мы здесь действительно учимся толерантности». Толерантность – это не дань моде, сиюминутное увлечение, однодневная акция, а стиль жизни, общения, осмысление самого себя, способ претворения задуманного.

Волей судьбы мне помог человек – мой учитель, наставник, друг Галина Михайловна Литерат, которая предложила мне ознакомиться с факультативным курсом для старших классов «Мифология вражды: познание и преодоление». (Издательство «Права человека» 2003 г. – Молодежного центра прав человека и правовой культуры).

С молодежным центром мы давние друзья, я очень благодарна за те пособия по праву, которые так актуальны и необходимы в преподавании курса права. Это:

«Права человека» – книга для чтения 5-9-е классы (1, 2 и 3-я части); «Сборник методических материалов», Ричард Пайпс. «Собственность и свобода», Юрий Левада. «От мнений к мнению». Все они опубликованы Молодежным центром прав человека и правовой культуры. Огромное спасибо С. Дьячковой, В. Луховицкому, А.Граинкову, А. Острогорскому. Их творческие исследования помогают нам, практикам, в решении сложных задач в воспитании толерантности в детской среде. Галина Михайловна – прекрасный агитатор, она проводит презентацию новых изданий, которые потом становятся настольными пособиями учителей правоведения. Так, у меня оказалось пособие «Мифология вражды: познание и преодоление». Подробно ознакомившись с содержанием, я пришла к убеждению, что данная книга помогла мне ответить на многие вопросы, волновавшие меня при изучении права и истории в 9-11-х классах, где прослеживались проблемы толерантности.

Бесспорно, этот факультативный курс для старших классов – прекрасное подспорье учителям гимназий, лицеев, особенно профильных. Но более значимым этот курс будет для обычных школ; для учителей, ведущих курс права и истории. Анализируя курс, я полностью согласилась с автором главы «вводный урок» С. Дьячковой, которая доказательно обосновывает актуальность курса. Особенности подхода в изучении факультатива, структуры курса. Хочу остановиться на вариантах применения курса, отдельные разделы можно использовать в курсе всеобщей истории, истории России, обществознания, права, географии. Кроме того, курс – открытие для классных часов.

Он необходим там, где обучаются дети разных национальностей и конфессий. Я тоже для себя сделала открытие, насколько важны проблемы, затронутые в данном пособии, для таких крупных городов, как Санкт-Петербург, где остро стоят проблемы толерантности. В классах обучаются дети разных социальных групп, очень остро стоят проблемы богатых и бедных семей.

Этот курс необходимо изучить школьным психологам, социальным работникам, я бы сказала всем, кто в той или иной степени связан с межличностными отношениями.

Особо мне хочется отметить технологию вводного урока, в котором предлагается провести анкету, ответить на 5 вопросов:

1. Как ты считаешь, к кому хуже всего относятся жители нашего города? (Предлагается 15 вариантов ответов).

2. Как ты думаешь, кто из отмеченных сейчас заслужил отрицательное отношение к себе, а к кому относятся несправедливо?

а) заслужили плохое отношение;

б) не заслужили.

3. Почему опасны (или чем мешают) те, кто заслужил плохое отношение?

4. Приходилось ли тебе заступаться за тех, кого незаслуженно недолюбливают?

5. Нужно ли заступаться за них?

Сначала меня удивила постановка проблемы, как можно начинать такой серьезный курс с анкеты, но ознакомившись полностью с ним, нашла золотой ключик к своему вопросу. Важность этого вводного урока и работа дает заряд необходимости всей остальной работы по курсу. Итоги диагностики позволяют конкретно, предметно, постоянно прибегая к ее результатам, работать целенаправленно на протяжении всего курса.

Следуя логике, я начала с анкеты в 9-х классах.

В анкетировании приняли участие учащиеся:

9-й «А» класс – химико-биологический;

9-й «Б» класс – физико-математический;

9-й «В» класс – общеобразовательный.

30 октября 2003 года.

Диагностика:

9-й «А» – 22 учащихся;

9-й «Б» – 24 учащихся;

9-й «В» – 14 учащихся.

Все классы негативно относятся к очень богатым.

На вопрос, почему ребята так плохо относятся к бедным и бомжам, многие отвечали так: «Мне противно на них смотреть», «Я брезгую», «От них можно заразиться», «Они портят окружающий вид», «Они мешают обществу, их нужно убрать».

Это ли не повод для работы учителя по формированию толерантности в обществе, в школе, в семье?

Учителю по проблеме толерантности поможет второй блок – «Способы создания мифов в современных СМИ», автор В. Луховицкий.

Подчас у учащихся формируется негативное отношение к бедным, бомжам, олигархам, лицам кавказской национальности через СМИ. Что видят и слышат дети на экранах телевизоров? Как ведут себя некоторые члены Государственной Думы, позволяя себе с высокой трибуны нецензурные выражения, оскорбления, унижения человеческого достоинства? А предвыборная кампания превращается в фарс. Мелькают предвыборные ролики «Россия для русских», «Мы за бедных», «Губернатор – мужская работа» и т.д.

На каждом шагу нетерпимость и неумение услышать противоположную точку зрения, создание все новых и новых мифов. И большое подспорье в работе с этой проблемой – блок уроков по теме «Как ориентироваться в море информации». Особо хочется отметить важность организации и проведения ролевой игры «право на получение достоверной информации». Огромная значимость ролевой игры в том, что в ходе ее выясняется, что нельзя слепо доверять СМИ, надо учиться выбирать газеты и телеканалы, анализировать информацию.

Факультативный курс «Мифология вражды познание и преодоление» может стать прекрасным дополнительным материалом при изучении обществознания. Для меня большим подспорьем стал раздел «Познание как деятельность» в курсе «Человек и общество». Здесь нужно использовать материал второго блока – «Способы создания мифов в современных СМИ». Следует отметить раздел «Духовные ценности современной цивилизации». И особенно рассмотренные проблемы «Мифы и враги в политике». Раздел «Цивилизация и социальное развитие» тесно переплетается с разделом «Социальная нетерпимость и враждебность в российском обществе». Сам курс обществознания предполагает толерантность, а факультатив «Мифология вражды: познание и преодоление» на конкретных, доступных восприятию подростка примерах помогает воспитать в нем толерантность.

Жанна ВЕРШАНСКАЯ, учитель права и истории лицея №395, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте