В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и учебно-воспитательной практике. И школьное биологическое образование должно занять подобающее ему место, определенное ожиданиями общества, озабоченного биосферными экологическими проблемами. Как показывает практика, необходим принципиально новый подход в преподавании биологии в школе: обновление содержания, его структурирование, применение современных методических подходов.
Этот новый подход был удачно найден авторами учебно-методического комплекта по биологии для V-XI классов. Комплект включает программу курса биологии, учебники, рабочие тетради, методические пособия для учителей. Все компоненты учебно-методического набора представляют взаимосвязанную, целостную систему средств обучения биологии.
В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Программа курса биологии Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, А.А.Плешакова отражает авторскую концепцию биологического образования, обеспечивающую его эквивалентность: включает обязательный минимум содержания, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации. Данная программа рассчитана на 7 лет обучения и соответствует принципу концентрического построения школьного курса биологии. Структура программы в полной мере соответствует современной концепции естественно-научного образования: пропедевтическая ступень биологических знаний – 5-й класс, систематический курс билогии – 6-9-е классы, профильное изучение предмета – 10-11-е классы. Вместе с тем они предложили принципиально по-новому структурированный курс школьной биологии. Явной удачей является представление биологических знаний как целостной системы взаимосвязанных и взаимообусловленных объектов и явлений природы.
Реализация программы пропедевтического курса “Природоведение” дает первоначальные понятия и готовит ребенка к формированию знаний об уровнях организации материи, восприятию живой и неживой материи как целостной природы, в которой все явления взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Особо хотим отметить программу курса биологии для 6-го класса “Живой организм”. Автор предлагает рассмотреть одни и те же биологические процессы, например дыхание и т.п., на разных уровнях организации живой материи, у представителей разных таксономических единиц. Это наиболее современный подход в структурировании изучаемого предмета. Важно и то, что в процессе реализации этого курса у учеников не только формируется система знаний о биологических процессах и явлениях, складывается целостное представление об органической и неорганической природе, но и развиваются учебные умения и навыки, такие, как способность сравнивать, анализировать, выделять главное и т.п.
Представляет большой интерес и программа 7-го класса, посвященная систематике. Авторам удалось, соблюдая дидактические принципы, отобрать учебный материал с учетом особенностей возрастного восприятия.
В определенной степени традиционной является программа курса для 8-го класса “Человек”. Однако отличие этого курса заключается в том, что в нем в достаточной мере раскрывается исторический, гуманитарный аспект знаний о человеке.
Программа для 9-го класса заканчивает изучение биологии в первом концентре, она посвящена изучению общебиологических закономерностей и экологическому просвещению учащихся.
Курс “Общая биология” (X-XI классы; второй концентр) логично и компактно вписывает современные биологические знания в целостную научную картину мира, опираясь на знания, полученные в предшествующий период.
Безусловно, важно, что новому содержанию соответствуют и учебники нового образца. Изложенные знания корректны, достоверны, адаптированы возрастному восприятию. Предлагаемая система заданий помогает освоить теоретическое содержание и приобрести общеучебные навыки.
Представленный учебно-методический комплект Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, А.А.Плешакова отвечает требованиям современной концепции естественно-научного образования и заслуживает самой высокой оценки как учебно-методический комплект, решающий задачи модернизации биологического образования.
М.ГУСЕВ,
декан биологического факультета МГУ, профессор
Комментарии