Одним из обязательных компонентов образовательного процесса, во многом определяющим его результативность, является учебник. Информация, одновременно транслируемая посредством учебников миллионам обучающихся, существенно влияет на формирование их мировоззрения. Поэтому ошибки, допускаемые в учебниках (с точки зрения научности, объективности, нравственности), или трактовка исторических фактов авторами учебников в зависимости от конъюнктурных соображений или личных политических убеждений, отличных от целей образования, наносят серьезный вред в решении государственных задач системы образования.
Действующее законодательство предоставляет возможность Министерству образования и науки Российской Федерации утверждать на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) министерством к использованию в аккредитованных общеобразовательных учреждениях и определять порядок экспертизы школьных учебников.
С 2005 года экспертиза школьных учебников проводится экспертными организациями, прежде всего Российской академией наук и Российской академией образования.
Одним из существенных преимуществ нового порядка проведения экспертизы школьных учебников является то, что экспертное заключение выражает не позицию отдельных экспертов и уж точно не чиновников, а является экспертной оценкой ведущих научных организаций страны, выражающей некоторое консолидированное наиболее общепринятое научное мнение по тем или иным вопросам содержания учебника.
Несомненно, что то доверие и уважение, которые существуют в обществе и государстве к академиям, перерастет в доверие и уважение общества и государства и к содержанию школьных учебников.
Кроме того, к участию в экспертизе учебников привлекаются ведущие педагогические вузы: Московский педагогический государственный университет, Российский государственный педагогический университет имени Герцена, Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, Институт открытого образования Москвы и другие.
На наш взгляд, именно такой высокий уровень ответственности перед государством, обществом, всей системой образования, включая личную ответственность руководителей экспертных организаций, в состоянии обеспечить качество экспертизы и не позволить допустить в школы некачественные учебники.
Что касается участия в этих процедурах учителей, то сегодня появилось экспертное учительское сообщество, признанное официально. Это учителя – победители конкурса в рамках приоритетного национального проекта, 10000 – в 2006 году и 10000 – в 2007 году. Мы активно обращаемся к этим людям за помощью, и их профессиональные оценки качества учебников передаем в экспертные организации для учета при проведении экспертизы.
Важно подчеркнуть, что в оценке качества учебника существуют экспертная оценка экспертной организации и профессиональная оценка учителя. Экспертные организации отбирают учебники, которые можно использовать в образовательном процессе. А уже из этих отобранных учебников школы выбирают те, которые считают необходимым использовать, предпочитают использовать для реализации своих образовательных программ. Это есть самое активное выражение учительской позиции.
В целях упорядочения действий по формированию на основе экспертизы перечней учебников был разработан и утвержден Административный регламент.
Самым важным изменением, отраженным в регламенте, является закрепление определения завершенных предметных линий учебников, как системы учебников, которая обеспечит преемственность изучения соответствующего предмета в полном объеме на соответствующей ступени образования.
Только учебники, входящие в завершенные предметные линии, будут включены в перечни учебников, рекомендованных Минобрнауки России.
И это ответ на желание педагогов и руководителей образовательных учреждений иметь дополнительную уверенность, которую им может дать выбор именно учебников, входящих в завершенную предметную линию.
Но нельзя забывать о необходимости перспективного развития, разработки новых учебников.
Поэтому в перечень учебников, допущенных Минобрнауки России, будут включаться единичные учебники, начинающие предметные линии.
Важно иметь в виду, что мнение о комплексном применении таких учебников у широкой педагогической общественности еще не сложилось, а результативность не достаточно проверена. Выбор учебников из допущенных к использованию в образовательном процессе требует особой квалификации преподавателя, а у начинающих, не имеющих достаточного опыта педагогов может вызвать трудности.
Следует обратить внимание, что учебник будет включаться в федеральные перечни на все время действия государственного образовательного стандарта, в соответствии с которым подготовлен и на соответствие которому прошел экспертизу.
Таким образом, на сегодняшний день сложилась система строгого отбора учебников для школы, необходимые для этого документы Министерством приняты, и уже с 2008/2009 учебного года в федеральном перечне останутся только учебники, прошедшие строгий отбор экспертных организаций.
Этот аспект крайне важен, так как именно учебники, проходившие экспертизу по старым правилам (без участия экспертных организаций), которые еще сохраняются в школах, как правило, и вызывают наибольшее число нареканий.
Отметим, что большая часть (80 процентов) учебников по истории и обществознанию из утвержденных на новый учебный год перечней уже прошла экспертизу и в РАН, и в РАО в 2006 году, причем решение о направлении на досрочную экспертизу было принято крупнейшими издательствами по собственной инициативе при моральной поддержке министерства.
Вместе с тем нерешенным остается ряд комплексных проблем.
Необходимо отметить, что выбор учителями и образовательными учреждениями прочих учебных изданий: учебных пособий, дополняющих и расширяющих учебники, тетрадей, атласов, хрестоматий, задачников не ограничивается какими-либо нормативными актами и является вопросом профессиональной ответственности педагогов. Данные издания используются учителями по собственному выбору из предлагаемых на свободном рынке.
В этой связи следует отметить, что круг предложений по таким учебным изданиям со стороны различных издающих организаций очень широк.
Достаточно сказать, что даже в федеральном перечне представлены учебники, которые выпускаются сорока издательствами (в 2004 году их было 95). Количество издательств, выпускающих сопутствующую учебную литературу, значительно больше.
Учитывая то, что лицензирование данного вида деятельности не предусмотрено, а также то, что педагогическая экспертиза всего многообразия выпускаемых учебных изданий вряд ли представляется возможной, вопрос по качеству дополнительной учебной литературы, попадающей в школу, остается открытым.
Создание качественных учебных изданий требует от издательств обеспечения особых условий, в том числе серьезных инвестиций и долгосрочного планирования. Но, к сожалению, издательская деятельность и в учебной сфере воспринимается многими как чисто типографская работа, как простое тиражирование, непосредственная печать готовых материалов.
Необходимо понимать, что издание учебной литературы для школ – деятельность вовсе не полиграфическая, а скорее образовательная. Издавая журнал, можно написать «редакция сохраняет за собой право не разделять мнение автора статьи» и публиковать после этого все что угодно. Издание учебной литературы включает в себя и работу над концепцией издания в соответствии с образовательным стандартом, и серьезную научную и методическую работу с авторским коллективом; предполагает обсуждение и апробацию учебников в школах в условиях современных образовательных технологий.
Сегодня нельзя учебник просто написать, как статью. Его приходится создавать, «строить», как автомобиль или самолет.
Не случайно ужесточение требований экспертизы резко уменьшило количество издательств, занимающихся учебниками, но увеличило количество издательств, занимающихся дополнительной (не экспертируемой) литературой.
Возвращаясь к недавней истории нашей страны, а точнее, Советского Союза, хотелось бы обратить внимание на ряд важных аспектов действующей тогда системы учебного книгоиздания. Это привлечение к созданию учебной литературы ведущих ученых страны на системной основе, государственная система апробации вновь созданных учебников и постоянное совершенствование уже используемых.
Учитывая, что сегодня государственная политика в образовании направлена на обновление содержания образования и использование новых методов и образовательных технологий в преподавании, что предполагает постоянное совершенствование всех средств обучения, налицо необходимость участия государства не только в оценке качества уже созданной учебной литературы, но и, что гораздо важнее, в управлении разработкой и созданием этой литературы.
Важной составляющей темы обеспечения качественными учебниками образовательных учреждений является и вопрос финансирования. Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в части финансирования расходов на учебные пособия отнесено Федеральным законом «Об образовании» к ведению субъектов Российской Федерации (ст. 29, п.6.1). Нормативы финансирования образования устанавливаются законами субъекта Российской Федерации. В настоящее время в Государственной Думе рассматривается законопроект, предлагающий изменения в Федеральный закон «Об образовании», которые значительно усилят эту ответственность, в том числе и за финансирование расходов на учебные пособия.
Хотелось бы обратить внимание еще на то, что учебник, из прошедших экспертизу в экспертных организациях, включенных в федеральный перечень учебников, выбирает образовательное учреждение. Учитель выбирает те или иные методики обучения и воспитания, что во многом определяет успешность работы по тому или иному учебнику.
В этой связи актуальным становится вопрос обеспечения готовности учителя и образовательного учреждения к выбору учебников. Комплексную работу в этом направлении возможно осуществлять только совместно с региональными институтами повышения квалификации. Также очевидно, что без расширения участия общественности, развития деятельности органов общественного управления образовательных учреждений проблемы выбора школой эффективного учебника не будут решаться.
Сегодня важно обеспечить на региональном уровне и нормативную правовую базу, регулирующую систему расходов на учебные издания, и вести постоянный мониторинг обеспеченности образовательных учреждений учебными изданиями.
Что касается задач федерального уровня, то очевидно, что грамотная эффективная научная экспертиза содержания учебников – это только необходимое условие, но еще не достаточное. Государство имеет право, а скорее даже обязано, взять под свое управление сам процесс разработки и создания школьных учебников, а это возможно только в том случае, если издательства, занимающиеся разработкой и созданием школьных учебников, будут иметь в своем составе серьезные авторские коллективы: грамотные редакции по всем предметным областям, опытных консультантов-методистов, специалистов по детской психологии, специалистов по современным электронным образовательным ресурсам и школы, являющиеся апробационными площадками для новых учебников.
Комментарии