search
main
0

Учебная программа «Формирование этнического самосознания детей через освоение национальной культуры».

Освоение этнокультурного наследия дает возможность создать оптимальную систему передачи эстетических, нравственных, интеллектуальных ценностей от поколения к поколению. Этот курс можно преподавать в выпускном классе Детской школы искусств или колледжа.

Цель курса – развитие целостного, образно-эмоционального восприятия традиционной культуры и обобщенно-мировоззренческое понимания смыслов и ценностей народных традиций в жизни современного человека и общества.

Задачи:

– изучить традиционный фольклор, синтезирующий в себе основные формы народного творчества,

– изучить традиционный календарь по обычаям и обрядам,

– приобщить учащихся к историческим и культурным  ценностям общества,

– развить интерес учащегося к самому себе как субъекту культуры,

– сформировать целостное отношение к русской народной культуре и культуре хантов и манси.

Цель практических занятий:

– освоить культурные ценности народных праздников,

– сформировать и развить собственные традиции в совместной творческой деятельности,

– воссоздать эмоциональный комфорт национальных традиций в постановках,

– осознать смысл и значение исторических и духовных ценностей.

В процессе обучения  учащиеся должны научиться:

– описывать обряд этнографического контекста,

– давать общую характеристику жанра музыкального и поэтического стиля национальной культуры,

– анализировать региональные разновидности песенного жанра на примере местных  песенных традиций.

Формы организации самостоятельной работы учащихся:

– исполнение и разучивание произведений фольклора,

– слушание народной музыки,

– беседа как путь накопления теоретических знаний,

– посещение этнографических музеев и выставок,

– знакомство с традициями и обрядами коренных народов Севера.

Формы и виды контроля знаний и умений: текущий контроль проводится на   практических  занятиях  – мини театрализованное представление или концерт.

Содержание   курса

Этническое самосознание и этническая идентичность

Компонент множественной идентичности в структуре самосознания. Социально-психологический результат эмоционально-когнитивных и ценностных процессов этнической индентификации. Мотивационно-когнитивное ядро этнического самосознания. Формирование личностной идентичности в процессе социального взаимодействия через сопоставление позиций различных общностей. Этничность – категория «эмоционально-нормативная». Роль этничности в феноменологическом поле межэтнической напряженности.

Вопросы для обсуждения

1.Сознание. Самосознание. Этническое самосознание.

2.Типы этнической идентичности

3.Концепция этнической картины мира.

Литература

1.                  Бережнова Л.Н. Этнопедагогика. – М., 2007

2.                  Джуринский.А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире.-М.,2002

3.                  Мартынова М.Ю. Мир традиций и межкультурное общение. – М., 2004.

2. Культура как фактор формирования этнического самосознания

Потенциальные возможности культуры разных народов. Влияние духовной культуры на этническое самосознание. Современные формы этнического самосознания. Социально-культурное развитие нации. Роль собственной национальной культуры. Культура самосознания. Народ как сознательный субъект исторической практики. Формы межличностных отношений.

Сопряжение культуры и этнического самосознания

Влияние духовной культуры на этническое самосознание.

Роль традиционно – бытовой культуры и современной профессиональной культуры

Дробижева Л.Н. Духовная общность народов.- М., 1981.

Савоскул С.С. Духовная культура и этническое самосознание. Вып 2., М., 1991.

Стефаненко Т. Этнопсихология. – Екатеринбург. М., 2000

3.Народное творчество

Типы культур. Особенности народной культуры. Этнокультурные зоны. Специфика мифологического сознания. Жанровая классификация музыкального фольклора.

Культура – мощный фактор человеческой деятельности.  Разнообразие культур формирует установки и поведение людей, принадлежащих к каждой отдельной культуре. Каждая культура формирует также отношения во всем многокультурном мире. Каждой культуре нужно самостоятельно развиваться, уважая свои корни и традиции

1.Фольклор как традиционный тип художественной культуры.

2. Общий этнографический контекст музыкального искусства.

3. Роль и значение традиционных элементов народной культуры.

1.      Зеленин Д. Восточнославянская этнография-М.,1991

2.      Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество.-М., 2005.

3.      Прокунин В. Русские народные лирические песни.-М., 1998.

4. Вокализация как одна из праформ интонационной культуры этноса.

Освоение подлинной народной песенной культуры. Этнографическое воссоздание образцов музыкально – поэтического фольклора. Исполнение хороводных и плясовых песен. Исполнение обрядовых песен при моделировании обрядовой ситуации. Знакомство с произведениями народной песенной традиции различных жанров. Песенно-игровой фольклор.

Интонационная культура этноса.

Акустические формы выражения полярных эмоций.

Интонационно артикуляционный комплекс.

Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество. – М., 2005

Лапина М.А. Этика и этикет хантов. – Томск, 1998.

Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. – М., 1996

5. Православие и народность

Исторические, географические, этнографические и культурные особенности уклада жизни русского народа и народов ханты и манси. Народные знания – это суммированные многовековые наблюдения явлений природы. Устный народный календарь.  Сочетание православия и традиционного уклада жизни. Языческие и христианские праздники и обряды на Руси. Семейно-бытовые обряды, связанные с рождением человека.

Необходимость возрождения традиционного воспитания.

Духовное и эмоциональное развитие личности.

Симфония православия и традиционной культуры.

Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. – М., 1989.

Дробижева Л.М.  Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций.- М.,2001.

Садохин А.П. Этнология. – М., 2000.

6. Отношение к детству в культурах разных народов

Феномен детства как сложная социальная система. Тема детства в русской письменной традиции. Отношение к детству в истории культуры. Детство, как этап жизни, на котором еще не возникло отчуждение человека.

Социокультурные факторы, влияющие на характер протекания детства у разных народов.

Роли взрослых и детей в различных этносах.

Главная социальная функция детства.

Бережнова Л.Н. Этнопедагогика. – М., 2007.

Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. – М.,1987.

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М., 1997.

7. Традиционная культура

Воссоздание традиций и особенностей бытового фольклора народов ханты и манси. Народный костюм, его традиционные формы и сценическое обновление. Способность народного календаря влиять на построение культурного пространства человека, структуру социальных отношений. Моделирующие свойства календаря при сопоставлении между собой периодов годового цикла и жизненных ситуаций. Национальная культура выступает синтезом культур различных  групп соответствующего общества (т.е. субэтносов, например казаков, молодежи и т.д.). Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

Культура этноса.

Этническая культура.

Основные противоречия между этнической культурой и современной

коммерческой массовой культурой.

Здравомыслов А.Г.Социология Российского кризиса. – М., 1999

Искусство в школе. Вып.5.- М.,2006.

8. Разработка праздников народной культуры

Практическое задание сводится к постановке мини-спектакля с использованием народных песенных жанров, календарных праздников, обычаев и традиций национальной культуры, с соблюдением основные концепции толерантности: концепция сосуществования, концепция взаимного уважения, концепция принятия и уважения ценностей.

Учет региональных особенностей.

Возвращение к жизни традиционных форм досугового  общения.

Использование специфических художественных средств, естественных для форм народного творчества.

Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции. – Волгоград.2007.

Кокуева Л.В. Духовно – нравственное воспитание на культурных традициях своего народа. – М., 2005.

Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество. – М., 2005.

Темы для самостоятельного изучения

1. Толерантность как условие межэтнической коммуникации.

1.Моноэтническая и полиэтническая среда жизнедеятельности человека

2. Особенности современной этносферы.

Литература:

1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика. – М., 2007

2.Здравомыслов А.Г.Социология Российского кризиса. – М., 1999

3.Искусство в школе. Вып.5.- М.,2006.

2. «Фольклор как особый тип культуры»

1.Типы культур

2. Особенности народной культуры

3. Специфика мифологического сознания

1.Зеленин Д. Восточнославянская этнография-М.,1991

2.Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество.-М., 2005.

3.Прокунин В. Русские народные лирические песни.-М., 1998.

3. «Эпические традиции восточных славян»

Былины.

Исторические песни.

3.   Баллады.

4.   Духовные стихи.

1.Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции.- Волгоград.2007.

2. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание на культурных традициях своего народа. – М., 2005.

3.Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество. – М., 2005.

4. «Народная инструментальная музыка»

1.  Характерные стилевые особенности народной музыки

2.   Национальные праздники разных народов.

3.   Обрядовый фольклор.

1.Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество. – М., 2005

2.Лапина М.А. Этика и этикет хантов. – Томск, 1998.

3.Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. – М., 1996

5. «Проблема детства и воспитательные народные традиции»

1.   Этнокультурные принципы воспитания детей.

2.   Этнические и мифологические основы воспитания.

1.Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. – М.,1989.

2.Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2000.

3.Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы.- М., 2002.

4.Скворцов Л.В. Человек в поисках истины своего бытия. – М.,1989

Вопросы к контрольному уроку

1.                  В чем заключается принципиальное отличие культуры «горячего» типа от культуры «холодного» типа?

2.                  Каковы основные формы приуроченных народных песен?

3.                  Какие категории академического музыкознания «не работают» в фольклорном материале?

4.                   Чем отличается многоголосие письменной культуры от многоголосия народной песни?

5.                  Из каких основных элементов складываются календарные обряды восточных славян?

6.                  Какова основная схема календарных обрядов?

7.                  Что такое «народное православие»?

8.                  Перечислите основные праздники земледельческого года

9.                  Что является «точкой отсчета» и каково размещение праздников. Описать систему хронологического следования праздников в году.

10.              Опишите святочный обрядовый комплекс по плану.

11.              Музыкально-поэтические особенности и региональные разновидности святочного обряда

12.              Масленичный обрядовый комплекс.

13.              В чем проявляется амбивалетная природа праздника Пасхи?

14.              Перечислите праздники поздневесеннего периода. Какие песенные жанры обслуживают этот сезон?

15.              Опишите троицко-купальный комплекс. Основные символы и действия с ними, региональные традиции «проводного» ритуала.

16.              Жнивная обрядность – каковы основные этапы, обрядовые символы и песенные жанры?

17.              Перечислите жанровые разновидности детского фольклора.

18.              Какие жанры исполняются и детьми и взрослыми?

19.              Перечислите жанры детского народного творчества.

20.              Региональные разновидности духовных стихов.

21.              Перечислите основные черты музыкального стиля, присущего всем жанрам позднего формирования.

22.              Охарактеризуйте основные праздники народов ханты и манси.

Алексеенко Е.А. Ребенок и детство в культуре кетов. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – Л., 1988.

Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. – М., 1989.

Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. – СПб, 1993.

Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда.- СПб, 2003.

Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 1973.

Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. – М., 1994.

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М., 1994.

Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве.- М., 1997.

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1993.

Козлов В.И. Проблемы этничности. Этнографическое обозрение. – М., 1995.

Кон И.С. Ребенок и общество.- М., 2003.

Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. – М., 1991.

Панов В.И. Этнопсихология.- М., 2000.

Методические рекомендации преподавателю

Объектом изучения курса становится жизнь народа в его собственном понимании и материально-духовном строительстве. Включение в культурно-историческую линию национально-регионального компонента правомерно. Многих современные научные исследования внесли существенные коррективы, например, в наши представления о Древней Руси, о конкретном этническом облике наших предков, показав их быт, лексику и мир чувств. Они очеловечили «социально-экономический фактор как главную пружину исторического развития», стерли искусственные границы между «до и после 1917-го года», между славянскими народами, живущими в разных странах, по-новому осветили вопросы их генезиса, ибо, «только народные культуры приближают нас к большому времени» (М.М.Бахтин).

В моделировании курса равноправно участвуют язык, лексика и искусствоведческие, музыковедческие, литературные понятия (сфера бытового сознания, повседневного поведения, народной молвы и юмора, фольклорного и иных видов народного творчества). Предметное содержание курса определяет методологию, в которой основными координатами равноправно являются мысль и понятие, образ и чувство, интонация и линия, создающие почти непереводимый на вербальный язык менталитет нации. Завершающий раздел – традиционная культура – раскрывает  вневременные ценности и оптимально сбалансированную модель мира. Благодаря выработанному ею мощному механизму традиции, культура сохраняет свое значение на всех последующих этапах развития человеческого общества.

Специфика курса заключается в наполнении его конкретным содержанием тематических  учебных заданий и ясной логикой их последовательности. При этом должна обеспечиваться учебно-методическая эффективность применения различных форм моделирования программы на основе методологических принципов этнического самосознания.

Главной целью курса должно стать глубокое отношение ко всему народному, понимание основ народной эстетики, не искажая сути народной культуры, духовного и художественного опыта народа.

Основные этапы проведения занятий:

Объяснение теоретического материала по теме задания, установление связей с предыдущими темами.

Постановка методической цели, формулировка конкретной учебной задачи и содержания предстоящей работы, а также определение условий, требований, ограничений и критериев оценки конечного результата.

Анализ наиболее существенных вопросов, связанных с содержанием прорабатываемой темы, и определение оптимальных направлений, методов и средств решения поставленных задач.

Просмотр выполненных  творческих заданий, их коллективное обсуждение, обоснование оценочного суждения.

Работа над заданиями, связанными с фольклором или постановкой мини-спектакля не является самоцелью. Помимо решения сугубо художественных и творческих задач,  учащиеся должны приобретать практический опыт, основанный на понимании и знаниях народных промыслов. Поэтому преподавателю следует всячески стимулировать развитие   навыков самостоятельной творческой работы.

Методические рекомендации учащемуся

В рамках изучения курса «Формирование этнического самосознания детей через освоение национальной культуры»  учащийся  сталкивается с различными видами учебной аудиторной и самостоятельной работы. Он изучает историю национальных культур, знакомится с народным творчеством разных народов, осваивает  фольклорные  традиции русского народа. Теоретические знания, которые ученик получает на занятиях по основным темам учебного курса, являются исходной базой для профессионально глубокого понимания общих  творческих законов, принципов и средств формирования этнического самосознания, а также существенной составляющей национальной культуры и творческого мышления. Теоретические знания дают учащемуся возможность изучить народные традиции, позволяющие раскрыть всю многомерность культурного наследия и универсальность этнических представлений о мире.

Учащийся сталкивается с такими формами работы как разработка творческого проекта, написание реферата, анализ структуры народных праздников.

Примерные темы рефератов

Народное и декоративно-прикладное искусство в системе коренных народов Севера.

Народное и профессиональное искусство.

Народные орнаментальные мотивы в русской национальной культуре и культуре других народов.

Павлопосадские платки –  их историческое значение.

Этнос, традиции и обряды.

Роспись по дереву.

Основные средства художественной выразительности календарного праздника.

Историческое значение русской глиняной игрушки.

Традиционный свадебный наряд славян.

Уклад жизни русского крестьянина.

Народный костюм его традиционные формы и сценическое обновление.

Игровой фольклор как часть детского фольклора.

Нравственный элемент в воспитании разных народностей.

Содержание  предмета  представляет собой систему заданий и упражнений, позволяющих сформировать и развить исполнительские навыки, опираясь на традиционное фольклорное исполнение; сформировать интерес и стремление к познанию содержания и структуры национальной культуры; воспитать уважение и интерес к другим народам и культурам.

Наталья Щетинина, преподаватель хоровых и теоретических  дисциплин  Солнечной Детской школы искусств, с.п. Солнечный Сургутского района Тюменской области

В прикрпленном файле – учебно-тематический план.

Иллюстрация: http://www.okrlib.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте