Государственная Дума РФ думает над очередным законом, посвященным образованию. Такое впечатление, что депутаты взялись за систему и не успокоятся, пока не «обстругают» ее до той стадии, когда ничего индивидуального и творческого в наших школах не останется совсем. Модель всякий раз одна и та же: сначала кто-то из власть имущих (сильно имущих) высказывает благую идею, потом эту идею облекают в тогу закона, и тут выясняется, что благая идея вовсе не та благая весть, которой ждали, а форменная удавка. С законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с установлением обязательности общего образования», собственно, так и произошло.
Президент РФ Владимир Путин, озабоченный тем, что уровень образованности населения год от года снижается, предложил ввести общее обязательное одиннадцатилетнее образование. Дескать, дети не должны быть неграмотными и необразованными, ибо они будущее России. Поручение президента правительство выполнило, представив соответствующий законопроект. Чиновники хранят молчание относительно того, разрабатывал ли этот законопроект Минобрнауки РФ, но на заседании Правительства РФ его представлял министр финансов РФ Алексей Кудрин. Так и хочется сказать: «Однако!» Если о чем-то говорит финансист, значит, за этим стоят какие-то расходы из бюджета. Но, с другой стороны, если нынешнее Министерство финансов что-то одобряет, значит, на реализацию этого ни копейки из бюджета не потребуется. Кстати, в своем заключении о законопроекте Министерство образования и науки РФ высказалось в таком плане: принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных затрат из бюджетов всех уровней, так как общая численность выпускников 9-х классов в результате демографических процессов в последние годы снижается на несколько сотен тысяч человек в год, что многократно превышает количество граждан, которые ежегодно не получают среднего (полного) общего образования. В России это около 50 тысяч человек, и все они должны будут продолжить обучение по образовательным программам. Для справки: в 2008 году прогнозируется сокращение выпуска из 9-х классов в целом по России на 838,7 тысячи человек. Так что же это за закон такой, который принимают из-за каких-то 50 тысяч человек, и что же он предусматривает, чтобы заставить их закончить одиннадцатилетку?
При ближайшем рассмотрении оказывается, что не школьников закон будет обязывать к чему-то, а вовсе даже педагогов, которые должны будут во что бы то ни стало довести каждого ученика до аттестата.
Конституция РФ гарантирует каждому гражданину РФ права на получение основного общего образования, то есть образования в объеме девяти классов. Никто поправок в Конституцию пока еще не внес, и закон, предусматривающий право еще и на одиннадцатилетку, в какой-то мере расширяет рамки действия главного законодательного документа страны. Таким образом, если до принятия нового закона гражданин мог получить полное среднее образование по своему желанию, то теперь – шалишь, будешь учиться до того момента, пока, наконец, не получишь аттестат.
Помню, какими жаркими были в обществе дебаты о введении 12-летки. Их участники говорили о том, что нельзя держать детей в школе до 18 лет, во-первых, потому, что на выходе из школы их тут же будут забирать в армию, во-вторых, пребывание великовозрастных учеников в школе может привести не только к ухудшению взаимоотношений учеников, но даже к некоторой дедовщине. Нынче большинство общественных слушаний и обсуждений проводятся для проформы, решение все равно чиновники принимают такое, какое лично им видится единственно правильным, поэтому авторы нынешнего законопроекта решили все проблемы одним махом. Во-первых, по сути, предложили увеличить возраст обучающихся в школе по очной форме до 20 лет, во-вторых, распространить статью 24 Закона «О воинской обязанности и военной службе» (в части отсрочки от призыва на время обучения) на великовозрастных учеников, обучающихся в государственных или негосударственных (имеющих госаккредитацию) ОУ, оговорив на всякий случай, правда, что требование обязательности образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им 18 лет.
Во время дискуссии о 12-летке речь шла о том, чтобы дать соответствующее образование способным детям, которые бы имели право выбора, но при этом могли бы продолжать учебу в вузе так, как это предусматривают положения Болонского соглашения. Нынче же речь идет о тех, кто не хочет учиться. Вот этих, не желающих или по тем или иным причинам не способных учиться в старшей школе, теперь заставят это делать. Конечно, авторы закона говорят, что таким образом они ведут борьбу с нежеланием педагогов принимать таких учеников в десятый класс после окончания девятого. Да, такое есть в сегодняшней образовательной практике, но что предлагается в качестве контрмеры?
Ученика нельзя будет исключать из школы ни при каких обстоятельствах. Сегодня двоечнику дают право пересдать двойку по тому или иному предмету, а только потом решают вопрос о переводе его в следующий класс. Теперь его предлагают переводить условно, при этом школе нужно будет создать условия для ликвидации задолженности в течение следующего учебного года и контролировать своевременность ее ликвидации. Что делать, когда двоек больше, в законопроекте пока не сказано, как не сказано и о том, как школа будет учить подростка, не освоившего нужного объема знаний. А ведь при линейной системе преподавания школьных предметов это может оказаться весьма существенным: в результате ученик, не освоив нужного на предыдущем этапе, будет автоматически неуспешным и на следующем. Считается, что будет предложено положение, при котором родители при желании ученика смогут выбрать другие формы получения образования или оставить его на повторное обучение (отсюда и следует, что учиться можно до 20 лет, только после 18 ребенок сам будет выбирать, учиться ему в этой школе или нет). Если учесть, что школу жестко наказывают за второгодников, то она будет стремиться дотягивать нерадивых учеников до выпуска всеми правдами и неправдами. Как при этом будут сдавать эти ученики ЕГЭ, какие дадут результаты и как за эти результаты потом будут стегать школу, разговор отдельный.
Сегодня многие успешные дети стремятся окончить школу как можно скорей. Поэтому чрезвычайно широко развиты различные формы получения образования (экстернат, дистанционное обучение и так далее). Успешные дети уходят, неуспешные – остаются, как это скажется на работе школы и ее педагогов, понятно.
Возникает еще один важный вопрос – о всеобуче, ведь новый закон именно о нем. Обязанность по учету тех детей, которые подлежат учету, отнесена к полномочиям органов местного самоуправления. То есть, муниципалитеты должны, что называется, взять каждого ребенка школьного возраста на карандаш, как и молодого человека до 18 лет, не имеющего среднего полного образования и уклоняющегося от учебы. Нынче муниципалитеты тоже имеют такие полномочия, но исполнять их не хотят. Отчасти потому, что у них нет в достаточном количестве таких кадров, которые бы выполняли эти обязанности, отчасти потому, что все привыкли: за тех, кто не учится, всегда строго спрашивают прежде всего со школы. Учительницы ходят по домам и переписывают неучащихся, это сопряжено с массой проблем. Во-первых, граждане не обязаны открывать дверь педагогу, во-вторых, граждане бывают разными, в том числе пьющими и дебоширящими. Как они поступают с бедными учительницами, понятно. Создается впечатление, что это педагогам нужно прежде всего, чтобы все учились, хотя за образование детей должны нести ответственность родители. Новый закон предлагает внести изменения в Семейный кодекс РФ, которые предусматривают обязанность родителей и опекунов создавать условия детям для получения среднего (полного) общего образования и формы получения образования детьми, не достигшими 16 лет. Но вот на моей памяти не было еще ни одного показательного наказания родителей, чьи дети не учатся. А вот учителей и школы за это наказывали, наказывают и, видимо, будут наказывать. Когда обнаружена семья (чаще всего неблагополучная), в которой есть неучащийся подросток, работу с этой семьей опять-таки поручают школе и с нее же по полной программе спрашивают за результаты этой работы. Оно, конечно, есть семья и школа, за все должна отвечать семья, но спрашивают не с нее, а все с той же школы. На чьих плечах эта работа? На плечах все той же учительницы, которая должна готовиться и давать качественные уроки, вести на соответствующем уровне классное руководство и так далее и тому подобное. Более того, в Москве, например, нашлась родительская общественная организация, которую патронировало руководство образовательного учреждения, не желающее собирать информацию о детях, не имеющих возможности осуществить свое законное право на получение среднего образования. Так вот, потребовалось вмешательство прокуратуры, чтобы работа по всеобучу все же проводилась.
Правда, законодатели говорят о том, что государство возьмет на себя образование тех, что содержится в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, тех, кто находится под стражей, будучи подозреваемым в совершении тех или иных преступлений.
Единственно, что вызывает оптимизм, так это надежда на то, что чиновники и ретивые реформаторы наконец отстанут от системы профессионального образования. Если до последнего времени звучали предложения о выведении системы общего образования из ПТУ, то теперь, думаю, все педагогическое сообщество будет дружно отстаивать сохранение общеобразовательной подготовки в учреждениях НПО.
Комментарии