Идея инициативы «Наша новая школа» впервые прозвучала 15 октября в Кремле, на Совете по науке и образованию при Президенте РФ. Участники этого совещания высказали идею заявить об общих проблемах образования на уровне президентской инициативы. Формат инициативы национального масштаба на тот момент уже был: существовала инициатива в области нанотехнологий. Последняя состояла из трех разделов: первый объяснял, что дадут нанотехнологии в будущем в жизни каждого конкретного человека, второй был посвящен конкретным проектам, третий – конкретным финансовым механизмам. «Аналогично этому формату было предложено разработать инициативу «Наша новая школа», – рассказывает директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь РЕМОРЕНКО. – Спустя всего двадцать дней после проведения Совета президент в своем послании обозначил пять направлений этой инициативы».
– Игорь Михайлович, в чем состоят эти пять направлений и в связи с чем были выбраны именно они?
– Первое направление – обновление образовательных стандартов – связано с тем, что Закон «Об образовании» изменил их принципиальную конструкцию. Теперь уже нет детальной стандартизации содержания образования, когда мы говорили, нужно ли изучать на химии sp3-гибридизацию, а на биологии дезоксирибонуклеиновую кислоту или не нужно. Стандарт стал ориентирован на компетентности, на знания и умение их применять, то есть на все то, что ребята должны освоить в течение школьной программы по ступеням образования.
Второе направление – система поддержки талантливых детей. Тут имеется в виду как поддержка тех ребят, которые уже проявили свои таланты, так и создание общей творческой среды в образовательных учреждениях. Планируется это делать за счет создания соответствующей системы конкурсов, поддержки образовательных учреждений, заочных и очно-заочных школ, где учатся талантливые ребята. Также предполагается проработка направления портфолио школьников, чтобы вузы при приеме абитуриентов могли засчитывать результаты ребят в рамках общего свода их достижений. Например, ребенок в девятом классе сделал модель самолета, или хорошо организовывал школьные дискотеки, или прекрасно играл в школьной спортивной команде, тогда при поступлении ему может быть добавлено несколько баллов к сумме баллов по сертификатам ЕГЭ.
Третье направление – развитие учительского потенциала – согласуется с тенденциями, которые мы видим в мировых попытках реформировать систему общего образования: ключевые изменения происходят тогда, когда изменяется учитель. Что бы все страны ни делали – увеличивали бюджеты, меняли соотношение числа учащихся и учителей, – в любом случае основные позитивные результаты происходят тогда, когда растет учительский потенциал.
Четвертое направление – развитие школьной инфраструктуры. Сюда входит не только само здание, но и библиотеки, спортзалы, организация питания, техническое обеспечение и так далее. Уже в прошлом году мы проанализировали, как обстоят дела с аварийными школьными зданиями во всех субъектах РФ, и посчитали, что дополнительно на это требуется порядка 20 миллиардов рублей федеральных средств. Сейчас уже принято решение, что частично мы начнем уже в этом году компенсировать данную потребность дополнительно к тем средствам, которые тратят регионы. Планируется направить в субъекты 2,5 миллиарда рублей для проведения капитального ремонта аварийных школ.
Кроме того, должны меняться сами стандарты школьной инфраструктуры. Мы долго работали совместно с Минрегионом России, в ведении которого находится вопрос строительства. Мы предложили отказаться от типовых школьных зданий, потому что школьные нужды настолько разнообразны, что удовлетворить их посредством типовых школьных зданий невозможно. Сейчас Минрегионом разработаны строительные нормы и правила (СНиП) по общественным зданиям и сооружениям. Там представлены требования к отдельным модулям этих зданий и сооружений: библиотекам, спортзалам, клубам. Из разных модулей могут создаваться проекты для образовательных учреждений.
Последнее, пятое, направление – это здоровье школьников. В него входит как некая охранительная функция по отношению к школьному здоровью, так и вовлечение в образовательный процесс ребят с различным состоянием здоровья. И второй важный аспект – это наличие индивидуального подхода и индивидуальных образовательных программ в школах. Это очень важное направление работы, которое говорит о том, что если ребятам в школах интересно, то и болеют они меньше.
– Планируете сделать физику интересной для рядового школьника (специальный вопрос от журналиста-гуманитария)?
– Есть такое понятие – «дидактогенный характер учебной нагрузки». Это нагрузка, которая возникает не из-за объема изучаемого материала, а из-за того, что изучаемое попросту не интересно, отчуждаемо. Этому может быть много причин: и слишком монотонная и нудная речь учителя, и малопонятное содержание, и невозможность нормально обсудить и разобраться в учебном материале. Вот, из моего собственного опыта приведу пример: у нас в школе, еще до моего прихода туда на работу, была сделана сеть связи из директорского кабинета со всеми школьными аудиториями, когда я пришел туда, эта связь уже была сломана и работала не со всеми помещениями. Я решил ее починить и услышал, что говорят учителя во время уроков, например, шестиклассникам: «Записывайте, функциональной структурой почек является нефрон. Записали? Повторите». Там было очень много таких фраз, которые свидетельствовали о том, что ребятам все это жутко неинтересно, да и непонятно. Я, например, до сих пор не знаю ни что такое функциональная структура, ни что такое нефрон. Такой характер нагрузки, когда непонятно, неинтересно и нудно, приводит к проблемам со здоровьем. Академик Василий Васильевич Давыдов говорил: «Дети болеют от безделья», имея в виду как раз то, что, когда содержание отчуждено от ребят, оно и не вызывает интерес, и усиливает нагрузку. То есть суть в том, что помимо физкультурных занятий и медицинского обслуживания надо еще учитывать и индивидуальные наклонности ребят.
– В рамках приоритетного национального проекта «Образование» уже существует программа поддержки талантливой молодежи. Что в этом контексте должно делать общеобразовательное учреждение – копировать содержание нацпроекта, или подразумевается что-то особенное?
– Главное – нужно не мешать одаренным ребятам проявляться. Нормальные учителя так и поступают: они или не сильно загружают таких детей работой, или предлагают им индивидуальные задания, в которых те могут проявить себя несколько лучше. Кроме того, педагоги помогают им участвовать в олимпиадах, научно-практических конференциях и в целом сопровождают работу по развитию талантов школьника.
Новое же для общеобразовательных учреждений тут то, что сама школьная среда и уклад могут быть направлены на поддержку и развитие талантов не только по школьным предметам, что действительно делается, но и по внеурочным видам деятельности, где ребята могут себя проявить. Опять же на примере своей школы: у нас была научно-фантастическая конференция «Школа будущего». Там рассматривались и вопросы строительства школьных зданий, и вопросы организации образовательного процесса и школьного питания, и проблемы финансирования и школьной экономики. По этим номинациям мы рассматривали работы разных классов, инициативных школьных групп. Работа шла несколько месяцев, и в ее процессе проявлялись ребята, которые не всегда были успешны в учебной деятельности, но в области социального проектирования и некоего полезного фантазерства смогли себя реализовать. За счет самореализации в других видах работы эти дети чувствовали себя более уверенно на школьных предметах.
– Игорь Михайлович, что будет дальше с проектом инициативы «Наша новая школа»?
– По всем пяти направлениям разработана подробная система предложений, что можно делать в рамках каждого направления. Похожая на структуру документа по нанотехнологиям: первая часть, которая написана, скажем так, для каждой бабушки, – каких изменений мы хотим добиться в образовании, вторая – про проекты, которые мы хотим реализовать, третья – про инструменты финансирования и механизмы реализации. По поручению правительства мы сейчас проводим открытое обсуждение инициативы с участием всех заинтересованных ведомств, таких как Минздравсоцразвития, Минфин, Минрегион, Минэкономики и так далее. Также проводим встречи с Гимназическим союзом России, соответствующими комитетами Государственной Думы РФ, с Советом Федерации РФ и массой других заинтересованных участников. На сайте Министерства образования РФ выложен текст инициативы. Мы получаем различные замечания и предложения, проводятся массовые конференции, семинары, брифинги и совещания.
Надо иметь в виду, что инициатива – это все-таки не проект. Она покрывает ряд других проектов и программ. Положения инициативы мы предусмотрели в рамках концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, которую мы сейчас согласуем с разными ведомствами, а также в рамках мероприятий национального проекта с 2010 года. В рамках национального проекта и ФЦП на реализацию может быть дополнительно выделен не один десяток миллиардов рублей из разных бюджетов системы образования. Первого июня мы должны будем внести инициативу «Наша новая школа» в аппарат Правительства РФ.
Комментарии