В конце февраля в Москве прошел первый из трех заключительных семинаров российско-голландского проекта по подготовке лекторов профсоюза. Для продолжения учебы в столице встретились 8 представителей Башкирии и 7 – Нижегородской области. Семинар вели голландские лекторы Мартен Кирч и Ноуд Карнелиссен, которые уже не первый раз встречаются с российскими коллегами. Именно с их занятий и началась год назад реализация проекта.
Мартин Кирч – преподаватель французского языка, член Исполкома Всеобщего профсоюза работников образования Нидерландов, курирующий работу с молодежью. Ноуд Карнелиссен – профессиональный журналист. На протяжении 10 лет он возглавлял пресс-службу голландского профсоюза, а сегодня – частный консультант по организации учебных программ профсоюза и работе с СМИ.
«Мы рады, что наше сотрудничество продолжается, – сказал Мартин. – У нас разные исторические пути развития, долгое время нас разделяли различные политические системы. И все-таки разница между нашими странами не столь велика, как может показаться на первый взгляд. Проблемы, которые стоят перед профсоюзами наших стран, одинаковы. Наша ошибка состояла в том, что мы долгое время относились к членству в профсоюзе как к чему-то само собой разумеющемуся, не стремясь сделать его привлекательным для новых членов и для общественности. И сегодня мы столкнулись с проблемой сокращения численности организации, старения кадров. Остро встал вопрос привлечения молодежи в наши ряды. Думаем, эти же проблемы стоят и перед вами. Так что мы здесь не только для того, чтобы учить, но и для того, чтобы обмениваться опытом, совместно вырабатывать проекты, которые принесут пользу всему профсоюзному движению».
«Цикл наших семинаров направлен на закрепление методов профсоюзной учебы, необходимой для популяризации деятельности профсоюза, создания его привлекательного имиджа, – добавил Ноуд. – Сегодня мало хорошо работать, нужно уметь достойно представить свою работу. И не только своим коллегам, членам профсоюза, но и общественности».
Как и год назад, семинар начался с телеинтервью профсоюзных лидеров, которые за две минуты должны были рассказать о своей организации и постараться пробудить к ней интерес, «нарисовать» позитивный облик профсоюза. Задача, на первый взгляд, невыполнимая. Но наши лекторы справились с ней на «отлично». Можно с уверенностью сказать, что они достойно представят профсоюз на любом уровне. Будь то теле-, радиоэфир или встреча с работниками образования, представителями власти, родительской общественностью.
Особое внимание на семинаре было уделено разработке тем и планированию семинарских занятий, которые лекторы смогут предложить членам профсоюза как у себя в регионе, так и в других территориях. Тот, перед кем поставлена задача провести профсеминар, должен найти ответы на следующие вопросы:
Какую тему выбрать?
Чем интересна эта тема для профсоюзов?
Чему должны научиться участники семинара?
Что за люди придут на семинар? Откомандируют их на учебу или же они придут по собственному желанию?
Каковы ожидания участников семинара?
Когда и где состоится семинар? Какова его продолжительность?
Какие приемы и методы я использую на семинаре?
Какие учебные материалы по данной теме у меня есть, что еще необходимо подготовить?
Все пятнадцать семинаристов смогли не только ответить на эти и многие другие вопросы, но и предложили конкретные темы и планы проведения профучебы.
Семинар «Роль Трудового кодекса в реализации прав членов профсоюза» предложила Любовь Усова, председатель Приокской районной организации Нижнего Новгорода. Интересное занятие, посвященное дискриминации в трудовых отношениях в учреждениях образования, показала Ия Никитина, председатель Кировской РОП города Уфы. Алия Аюпова, курирующая работу со студентами в Башкирском рескоме, считает, что студентам, обучающимся в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, полезно побывать на семинаре «Права молодой студенческой семьи». Оксана Елдова, председатель Ленинской РОП Нижнего Новгорода, предложила цикл семинаров для вновь избранных председателей первичных профсоюзных организаций. «Я не уверен, – отметил Мартин Кирч, – что мои сотрудники смогут предложить столь актуальные темы и проделать такую работу, которую на семинаре показали наши русские коллеги!»
Намечается создание банка данных лекторов профсоюза, где будут указаны их контактные телефоны, адреса и апробированные темы семинарских занятий. Теперь каждая территориальная организация профсоюза, воспользовавшись этим банком, сможет пригласить нижегородских и башкирских лекторов, которые окажут помощь в подготовке как отдельных тематических занятий, так и цикла семинаров.
Аналогичный банк данных по распространению опыта работы профсоюзных кружков планируется создать на базе Тамбовской, Брянской и Читинской областных организаций. Заинтересованные территории (а их количество, надеемся, будет неуклонно расти) смогут пригласить не только «теоретиков» кружковой работы, но и практиков – руководителей кружков, которые продемонстрируют все возможности этой формы профсоюзной учебы, дадут рекомендации, поделятся опытом подготовки занятий, подскажут, какие «подводные камни» ждут руководителя профсоюзного кружка.
Задача этих мероприятий – вовлечь в активную деятельность как можно больше членов профсоюза. Это не просто семинары ради семинаров. Это серьезная учеба, которая поможет учителям и преподавателям вузов осознанно участвовать в процессах реформирования отрасли, отстаивать интересы как самих работников, так и образования в целом. «Если не я, то кто?» – такой девиз должен стоять перед каждым работником образования, и задача профсоюза – донести эту идею до учителей.
Все участники семинара пришли к единому мнению, что профсоюзная учеба, в какой бы форме она ни проводилась – будь то лекции, семинары или занятия профсоюзного кружка, – развивает не только личные качества и умения членов профсоюза, но и их способности к солидарному сотрудничеству, вовлекает в осознанный и активный процесс управления образованием.
Комментарии