24 апреля стартовал заочный этап Всероссийской олимпиады «Педагог – это призвание», которая направлена на выявление и распространение лучших моделей организации деятельности психолого-педагогических классов.
Олимпиада проводится впервые и включена в перечень основных федеральных мероприятий Года педагога и наставника в России. Учредители состязания – Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Российская академия образования, Общероссийский Профсоюз образования.
К участию в олимпиаде приглашаются разработчики региональных и внутришкольных моделей деятельности психолого-педагогических классов, их кураторы, а также педагоги, которые отвечают за учебно-методическое и воспитательное сопровождение профильных классов.
Для участия в олимпиаде необходимо зарегистрироваться и разместить конкурсные материалы на сайте http://www.ped-olimp.ru. Заочный тур продлится до 24 августа. 30 лауреатов встретятся в очном туре, который пройдет осенью 2023 года.
С вопросами об участии в олимпиаде обращайтесь в консультационный центр
(тел. 8-915-036-31-52, e-mail info@ped-olimp.ru, специалист Полина Игоревна Пряженикова).
Порядок проведения Всероссийской олимпиады «Педагог – это призвание»
Утвержден на заседании организационного комитета Всероссийской олимпиады
«Педагог – это признание» 13 апреля 2023 г.
- Общие положения
1.1. Настоящий Порядок проведения Всероссийской олимпиады «Педагог – это призвание» (далее – Порядок, Олимпиада), учредителями которой являются ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», ФГБУ «Российская академия образования», Общероссийский Профсоюз образования (далее – Учредители), разработан в соответствии с Положением об Олимпиаде, утвержденным Учредителями 19 марта 2023 года.
1.2. Настоящий Порядок устанавливает структуру, формат, регламент, порядок проведения Олимпиады, критерии оценивания конкурсных испытаний, требования к составу участников, жюри и счетной комиссии, порядок и сроки предоставления материалов, порядок определения лауреатов, призеров и победителей, условия финансирования финала Олимпиады.
1.3. Олимпиада проводится в целях выявления, совершенствования и распространения лучших практик реализации моделей и механизмов организации деятельности классов психолого-педагогической направленности, содержания подготовки обучающихся по психологическим и педагогическим дисциплинам; методического обеспечения образования в классах психолого-педагогической направленности.
1.4. К участию в Олимпиаде приглашаются представители организаций, разрабатывающих региональные модели и программы организации деятельности психолого-педагогических классов и курирующих их деятельность; педагогические работники, осуществляющие учебно-методическое, воспитательное и профориентационное сопровождение образовательной дельности в психолого-педагогических классах (далее – Участники).
1.5. Участие в Олимпиаде является добровольным. Выдвижение кандидатов на участие может быть проведено:
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования;
- органом самоуправления образовательных организаций (советом образовательной организации, попечительским советом, управляющим советом, родительским комитетом и другими);
- педагогическим советом (коллективом) образовательной организации;
- профессиональной педагогической ассоциацией, профессиональным союзом и другими.
1.6. На Олимпиаду принимаются апробированные на практике программы и технологии с научно обоснованной эффективностью, содержание которых соответствует нормативным правовым документам, регламентирующим деятельность психолого-педагогических классов.
1.7. Участники Олимпиады предоставляют полный комплект документации в соответствии с данным Порядком и в установленные Оргкомитетом сроки.
1.8. Представление материалов на Олимпиаду рассматривается как согласие их авторов с правилами Олимпиады, описанными в настоящем Положении, в том числе на открытую публикацию с обязательным указанием авторства.
1.9. Для участников с момента старта Олимпиады работает консультационный центр, для участников и жюри Олимпиады организуются и проводятся установочные вебинары в определенные оргкомитетом сроки.
- Этапы и сроки проведения Олимпиады
2.1. Олимпиада проводится в два этапа – заочный и очный – по трем номинациям:
- региональные программы организации и сопровождения деятельности классов психолого-педагогической направленности (далее – номинация №1);
- внутришкольные программы, направленные на реализацию деятельности психолого-педагогических классов (далее – номинация №2);
- педагогические работники, осуществляющие сопровождение и реализацию деятельности психолого-педагогических классов (далее – номинация №3).
2.2. Участники заочного этапа в срок с 24 апреля по 24 августа 2023 года регистрируются и оформляют заявку Участника на сайте Олимпиады: http://www.ped-olimp.ru и представляют следующие материалы:
2.3. Номинации №1, 2:
- программу с описанием этапов ее реализации и механизмов организации психолого-педагогических классов;
- учебные планы функционирования психолого-педагогических классов;
- подборку публикаций в средствах массовой информации о деятельности образовательной организации по организации деятельности психолого-педагогических классов;
- отзывы обучающихся и их родителей (законных представителей), иные внешние рецензии на программу (не более трех (3) страниц А4) и активные ссылки на информационные ресурсы, подтверждающие успешность реализации программы.
2.4. Номинация №3:
- детализированное описание реализации образовательной программы психолого-педагогического класса;
- активные ссылки на информационные ресурсы, подтверждающие успешность реализации программы (данные о достижениях обучающихся, педагога в контексте заявленной программы за последние два (2) года);
- видеозапись, отражающую основные методы и формы деятельности детей и педагога (до 10 минут).
2.5. Технические требования к оформлению материалов:
- текст: шрифт Times NewRoman, размер 12, интервал одинарный; выделение: полужирный, курсив; заголовки: полужирный, все буквы прописные (формат-шрифт-все прописные);
- видео: формат MP4 h264, разрешение – 1080p, 720p (минимальный размер по ширине 1280 пикселей; минимальный размер по высоте 720 пикселей); продолжительность видеоролика – до 10 минут; видеоматериал на каждую конкурсную работу закачивается на YouTube. Ссылка на видео указывается в заявке.
2.6. По результатам экспертизы материалов заочного этапа жюри Олимпиады в срок до 24 сентября 2023 года определяет на основании критериев (приложение №1 к Порядку) для участия в очном этапе до 30 (тридцати) лауреатов Олимпиады (до 10 лауреатов по каждой номинации), набравших в своей номинации наибольшее количество баллов в общем рейтинге.
2.6.1. В случае недостаточного количества заявок, поданных на участие в Олимпиаде по отдельным номинациям, оргкомитет вправе принять решение об изменении количества номинаций и соответствующего распределения по номинациям лауреатов.
2.7. Решение жюри заочного этапа утверждается оргкомитетом Олимпиады не позднее 6 октября 2023 года.
2.8. Заявки, поданные после даты, указанной в п. 2.2 данного Порядка, не рассматриваются. Материалы, присланные на Олимпиаду, не возвращаются и не рецензируются.
- Сроки и порядок проведения очного этапа Олимпиады
3.1. К участию в очном этапе Олимпиады приглашаются участники, признанные лауреатами (до 10 (десяти) в каждой номинации) и набравшие в своей номинации по итогам заочного этапа наибольшее количество баллов в общем рейтинге.
3.2. Место и сроки проведения очного этапа конкурса утверждаются оргкомитетом не позднее 6 октября 2023 года.
3.3. Конкурсные испытания очного этапа включают в себя два тура: для лауреатов и для призеров Олимпиады.
3.3.1. Первый тур очного этапа для лауреатов номинаций №1, 2:
- «Презентация программы». Формат: публичное представление содержания и реализации программы, предложенной в составе портфолио на первом (заочном) этапе.
- Продолжительность до 5 (пяти) минут, ответы на вопросы членов жюри – до 5 (пяти) минут. Общее время: до 10 минут.
3.3.2. Первый тур для лауреатов номинации №3:
- «Презентация деятельности педагога». Формат: публичное представление реализации рабочих программ по дисциплинам психолого-педагогической направленности.
- Продолжительность до 5 (пяти) минут, ответы на вопросы членов жюри – до 5 (пяти) минут. Общее время: до 10 минут.
3.3.3. По итогам испытаний первого тура очного этапа жюри определяет на основании установленных критериев (приложение №2 к Порядку) призеров Олимпиады для участия во втором очном туре (по 3 (три) представителя из каждой номинации, набравших в своей номинации наибольшее количество баллов в общем рейтинге по итогам заочного этапа и первого тура очного этапа Олимпиады).
3.4. Второй тур очного этапа для призеров (номинации №1,2,3):
- круглый стол, посвященный основным аспектам реализации деятельности психолого-педагогических классов. Формат: панельная дискуссия с участием призеров и модератора. Тема круглого стола и кандидатура модератора утверждается оргкомитетом Олимпиады;
- продолжительность от 60 до 90 минут.
3.4.1. По итогам испытаний второго тура очного этапа Олимпиады жюри определяет на основании установленных критериев (приложение №3 к Порядку) одного победителя Олимпиады в каждой номинации, набравшего в своей номинации наибольшее количество баллов в общем рейтинге по итогам заочного этапа, первого и второго туров очного этапа Олимпиады.
- Жюри и счетная комиссия Олимпиады
4.1. Для экспертизы конкурсных материалов заочного этапа формируется жюри заочного этапа, для оценивания конкурсных испытаний очного этапа – жюри второго очного этапа Олимпиады, состав которых утверждается оргкомитетом.
4.1.1. В качестве членов жюри могут быть приглашены представители:
- Учредителей Олимпиады;
- Министерства просвещения Российской Федерации;
- Министерства науки и высшего образования Российской Федерации;
- органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
- муниципальных органов управления образованием;
- региональных организаций дополнительного профессионального образования педагогов;
- образовательных организаций общего, среднего профессионального, высшего образования.
4.2. Для подсчета баллов, составления общего рейтинга по номинациям заочного и очного этапов создается счетная комиссия Олимпиады.
4.2.1. Состав счетной комиссии, в том числе председатель, заместитель председателя и секретарь, выбирается из числа Учредителей Олимпиады и утверждаются оргкомитетом.
4.3. Итоги работы жюри и счетной комиссии оформляются протоколом и утверждаются оргкомитетом Олимпиады.
4.3.1. Решение жюри и счетной комиссии Олимпиады апелляции не подлежат.
- Награждение участников Олимпиады
5.1. Участники заочного этапа Олимпиады награждаются дипломами участников. Дипломы направляются на адрес Участника в электронном виде после окончания экспертизы материалов заочного этапа.
5.2. Участники очного этапа награждаются дипломами лауреатов и призеров соответственно.
5.3. Победители очного тура (три победителя – по одному в каждой номинации) награждаются дипломами победителя и ценными призами.
5.4. В случае необходимости оргкомитетом могут утверждаться специальные (дополнительные) номинации с вручением победителям дипломов «Победитель в номинации».
- Финансирование Олимпиады
6.1. Финансирование проведения Олимпиады осуществляется за счет Учредителей, привлечения бюджетных и внебюджетных средств в установленном законом порядке.
6.2. Командирование членов жюри и счетной комиссии на мероприятия очного этапа осуществляется за счет направляющей стороны.
6.3. Командирование участников очного этапа осуществляется за счет направляющей стороны.
Приложение №1
Порядок и критерии оценивания материалов заочного этапа Олимпиады
Оценивание материалов заочного тура для всех номинаций осуществляется в заочном режиме и производится по 10 критериям, каждый критерий оценивается по шкале от 0 до 10 баллов.
Максимальная оценка заочного этапа во всех номинациях – 100 баллов.
Критерии оценки конкурсного испытания заочного этапа для номинаций №1, 2:
1) актуальность, новизна и уникальность образовательных решений в соответствии с актуальными задачами развития системы образования (0-10 баллов);
2) системность и соответствие целей, задач планируемым результатам, ясность и понятность формулировок (0-10 баллов);
3) опора программы на потребности, запросы и ожидания всех участников образовательных отношений (0-10 баллов);
4) проработанность, полнота и психолого-педагогическая грамотность содержания программы, системность и последовательность организации работы (0-10 баллов);
5) сформированность и обоснованность ресурсов (организационных, финансово-экономических, материально-технических) (0-10 баллов);
6) детализация и конкретность действий на каждом этапе реализации профильного направления образовательной деятельности психолого-педагогических классов (дорожные карты и планы, распределение ответственности) (0-10 баллов);
7) проработанность измерителей реализации программы, в том числе удовлетворенности детей и их родителей (0-10 баллов); обоснование эффективности программы, в том числе с учетом интересов разных участников образовательных отношений;
8) системность и разнообразие механизмов управления процессами в рамках реализации программы (0-10 баллов);
9) широта и обоснованность межведомственных связей и сетевого взаимодействия (в том числе детско-взрослых сообществ) для реализации программы (0-10 баллов);
10) информационная открытость и доступность результатов деятельности широкому сообществу в СМИ, интернет-ресурсах, социальных сетях с учетом безопасности и защиты неприкосновенности частной жизни (0-10 баллов).
Критерии оценки конкурсного испытания заочного этапа для номинации №3:
1) соответствие методических решений и рекомендаций актуальным задачам развития образования, их проработанность и практическая направленность (0-10 баллов);
2) современность образовательных технологий, техник, стратегий, методик и приемов с учетом требований информационной эпохи и направленности на активизацию учебной работы (0-10 баллов);
3) научная корректность и достоверность информации, ее соответствие целеполаганию и ключевым характеристикам образовательной деятельности (0-10 баллов);
4) логичность структурирования представленной информации, удобство навигации, отделение главного от второстепенного, адекватная информационная насыщенность (0-10 баллов);
5) потенциал масштабирования и наличие образовательных идей (решений) для практического применения в деятельности других ОО, наличие четких алгоритмов и понятных описаний (0-10 баллов);
6) соответствие нормативным документам, регламентирующим деятельность психолого-педагогических классов (0-10 баллов);
7) проработанность учебного плана, факультативных и элективных курсов, их концептуальность, технологичность и согласованность (0-10 баллов);
8) проработанность комплекса оценивания результативности программы (формы, методы отслеживания фиксации и анализа результатов реализации программы, параметры и критерии оценки результатов, формы диагностики (0-10 баллов);
9) понимание задач профессиональной деятельности, приоритетных целей профильного обучения, соотнесение их с представленными материалами (0-10 баллов);
10) эффективность программы: наличие обучающихся, имеющих достижения в региональных, федеральных, международных мероприятиях, положительная динамика их личностного роста (0-10 баллов).
Приложение №2
Критерии оценки конкурсных испытаний очного этапа Олимпиады для лауреатов (1‑й очный тур)
Оценивание конкурсного испытания для всех номинаций осуществляется в очном режиме и производится по 10 критериям, каждый критерий оценивается по шкале от 0 до 10 баллов.
Максимальное количество баллов очного тура во всех номинациях – 50.
Первый тур очного этапа для лауреатов номинаций №1, 2
- «Презентация программы». Формат: публичное представление содержания, реализации итогов программы, предложенной в составе портфолио на первом (заочном) этапе.
- Продолжительность до 5 (пяти) минут, ответы на вопросы членов жюри – до 5 (пяти) минут. Общее время: до 10 минут.
Первый тур для лауреатов номинации №3:
- «Презентация деятельности педагога». Формат: публичное представление реализации образовательной программы психолого-педагогического класса.
- Продолжительность до 5 (пяти) минут, ответы на вопросы членов жюри – до 5 (пяти) минут. Общее время: до 10 минут.
Критерии оценки конкурсных испытаний очного этапа Олимпиады для лауреатов (1-й очный тур):
- Ясность, последовательность и логичность изложения сути деятельности, механизмов и результатов реализации программы (0-10 баллов).
- Эффективность реализации программы, демонстрация владения проектной технологией (0-10 баллов).
- Культура и выразительность речи, заинтересованность, умение общаться со слушателями: установление контакта, вовлечение и удержание внимания аудитории в процессе представления результатов деятельности (0-10 баллов).
- Наглядность и информативность презентационных средств и материалов (0-10 баллов).
- Точность, лаконичность и аргументированность ответов на заданные вопросы (0-10 баллов).
Приложение №3
Второй очный тур для призеров (номинации №1, 2, 3)
Круглый стол, посвященный основным аспектам реализации деятельности психолого-педагогических классов.
Формат: панельная дискуссия с участием призеров и модератора. Тема круглого стола и кандидатура модератора утверждается оргкомитетом Олимпиады. Продолжительность от 60 до 90 минут.
Критерии оценки конкурсных испытаний очного этапа Олимпиады для призеров (2-й очный тур):
- Глубина понимания обозначенной темы и ее отдельных аспектов (0-10 баллов).
- Умение четко и понятно сформулировать ключевую проблему, точность аргументации в решении проблемы (0-10 баллов).
- Активность участия в дискуссии и реагирование на предъявляемые участниками дискуссии взгляды и позиции (0-10 баллов).
- Культура речи. Ораторское мастерство и артистизм, свободное, четкое и грамотное выстраивание своего выступления, следование регламенту, умение формулировать вопросы и давать комментарии (0-10 баллов).
- Оригинальность суждений. Творческий подход – умение видеть новые стороны в обсуждаемой проблеме (0-10 баллов).
Оргкомитет Всероссийской олимпиады «Педагог – это призвание»
Сопредседатели оргкомитета:
Садовничий В.А., ректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова;
Васильева О.Ю., президент Российской академии образования;
Меркулова Г.И., председатель Общероссийского Профсоюза образования.
Заместители сопредседателей:
Басюк В.С., декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова, главный ученый секретарь президиума РАО, и. о. вице-президента РАО;
Куприянова Т.В., заместитель председателя профсоюза.
Ответственный секретарь:
Масленникова Е.В., руководитель Учебного центра профсоюза.
Члены оргкомитета:
- Артюхина А.А., главный эксперт Центра развития педагогического образования РАО.
- Брель Е.Ю., заместитель декана факультета педагогического образования, профессор кафедры истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова.
- Врублевская Е.Г., руководитель Центра развития педагогического образования РАО.
- Груздев М.В., ректор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д.Ушинского.
- Елшина Е.С., секретарь – руководитель департамента общественных связей аппарата профсоюза.
- Карпова О.С., проректор по инновационной деятельности Волгоградской государственной академии последипломного образования.
- Краснощеков Н.А., кандидат исторических наук, доцент кафедры управления образовательными системами факультета педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова.
- Метелкина Ю.С., старший научный сотрудник факультета педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова.
- Минюрова С.А., ректор Уральского государственного педагогического университета.
- Новикова Г.В., доцент кафедры истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова.
- Романенков Е.Н., заместитель руководителя департамента по вопросам общего образования аппарата профсоюза.
- Романова Е.В., доцент кафедры истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова.
Комментарии