Современные коммуникативные технологии как создают новые возможности для развития политического процесса,так и воздвигают серьезные препятствия для него. Сегодня граждане почти мгновенно узнают о важных событиях, происходящих в стране и мире.
Рост интенсивности информационных потоков – одна из примет времени. В настоящее время имеется более широкий и прямой доступ к информации любого характера, в том числе и политической, которая касается едва ли не всех актуальных общественных проблем. Современные средства коммуникации позволяют, не выходя из дома, узнавать о событиях, происходящих в мире, в режиме реального времени и следить за их развитием. Однако изменения в количестве и качестве информации, которая стала доступной для граждан, оказывают на публичную политику не только позитивный эффект. Возможности телевидения, радио и других средств массовой коммуникации значительно превосходят способности любого человека воспринимать и усваивать информацию, которую они представляют. Современные граждане зачастую испытывают информационный шок от изобилия новостей. Резко возросший объем информации значительно затрудняет как понимание событий, происходящих в стране и мире, так и крайне усложняет процесс принятия разумных, взвешенных, объективных решений.
Становится трудно отделить необходимую информацию от второстепенных, а нередко и бесполезных сведений, что в конце концов может привести к опрометчивым, плохо обдуманным, безответственным решениям, которые касаются общества в целом. Более того, технический прогресс значительно затрудняет общественную дискуссию. Государственный деятель сегодня, для того чтобы заручиться поддержкой для своих начинаний и проинформировать о них общество, идет на телевизионную или радиостудию и выступает там, а не непосредственно перед слушателями. В подавляющем большинстве подобные программы однонаправленные,то есть только политик оказывает воздействие на аудиторию, обращаясь к ней, разъясняя свою позицию, а граждане всего лишь пассивно ему внимают. Люди могут слушать или смотреть новостные передачи, вникать в детали партийных программ и законодательных инициатив, однако будет отсутствовать ключевой элемент гражданского участия – активное обсуждение, интенсивный обмен идеями, заинтересованное исследование и взвешенная оценка перспектив решения общественных проблем.
Современное общество отличается чрезвычайным многообразием и сверхмобильностью. Глобальные процессы, протекающие в мире и затронувшие Россию, размывают жесткие социальные барьеры, меняют человеческие представления об обществе и отношениях, протекающих в нем. Результатом этих изменений являются разительные перемены, произошедшие в политике, природе и тоне политической дискуссии. На общественной арене появляется много новых сил: политические партии и объединения, гражданские и профессиональные ассоциации, общественные организации, все они пытаются оказать влияние на политические процессы, поднимая различные общественные вопросы, предлагая разнообразные варианты разрешения проблем, защищая и продвигая различные групповые интересы.
Общественная жизнь сегодня крайне раздроблена и атомизирована. Большие массы людей перемещаются в общественном пространстве. В поисках работы и лучшей доли, меняя привычный образ жизни, жители провинции стремятся попасть в большие города и столицу, где сосредоточено большее количество рабочих мест, да и, собственно, возможности для самореализации. Семьи рассыпаются, связи между близкими людьми становятся все более ослабленными.
В конечном счете граждане теряют ощущение общности, коллективной причастности и ответственности за общее благополучие и чувствуют дискомфорт, принимая участие в политической жизни сообщества.
Бурные демократические изменения в странах, вступивших на путь реформ, приводят к резкому усложнению и децентрализации политического процесса. Политика начинает восприниматься сквозь призму узких, частных, групповых интересов. Правительство заметно активизирует свою деятельность на политической арене. Появляется большое количество различных государственных структур, активно продвигающих собственные интересы. Законодательная деятельность рассредоточивается на всех уровнях государства. Граждан занимают проблемы только те, которые касаются их непосредственно: индивидуальные доходы и их источники, жилищные проблемы и коммунальные услуги, налоги и условия труда и так далее. Все большее число граждан не желает полноценно участвовать в политическом процессе.
В настоящее время появилось большое количество экспертов в области публичных политических отношений. Сегодня многие политики, политические партии и даже общественные организации в некоторых странах пользуются услугами специалистов, профессия которых – компетентно управлять политическими процессами, создавать имидж государственных деятелей и организаций, формировать публичные отношения, способствующие росту популярности в обществе отдельных людей и групп.
Вышеперечисленные явления отдаляют граждан от политической жизни. Изменяются представления о политике, а соответственно поведение и действия граждан. Политические события негативного характера (громкие скандалы, грязные обвинения, крупные махинации и т.п.) становятся причиной недоверия граждан к деятельности официальных лиц и представителей правительства, снижают уровень гражданского участия. В обществе распространяется чувство гражданского бессилия. Граждане воспринимают себя как одинокие воины на поле большой политической битвы гигантов, которые не в состоянии повлиять на ее исход. Они или разочарованно покидают ристалище, или чувствуют себя выброшенными из него более сильными участниками. Политический процесс становится спектаклем, а население – простыми зрителями, а не активными его участниками. Выборы – наиболее простой и легкий путь гражданского участия, но и там процент участия постоянно падает. Год от года все меньше граждан приходит к избирательным урнам выразить свое отношение к власти. Подобное происходит не только в развитых странах, но, и в тех, в которых демократические преобразования только начались. Люди все меньше интересуются большой политикой, предпочитая проблемы, которые непосредственно их касаются.
В последнее время в демократических странах получает популярность движение сторонников прямой демократии, организаторов референдумов по важным общественным вопросам. В нашей стране периодически проводятся референдумы. Адвокаты подобного рода развития гражданских инициатив полагают, что референдумы дают гражданам шанс непосредственного участия в решении общественных проблем. Более того, согласованные действия граждан и правительства по принятию важных решений наполняют смыслом гражданскую деятельность, вызывают и направляют волю и энергию людей на общественно полезные дела, развивают сознательную инициативу, укрепляют социальное согласие. Однако раздаются голоса, предупреждающие об опасностях данного пути развития гражданского участия. Люди, принимающие участие в референдуме, зачастую не обладают достаточно полной информацией о проблеме, чтобы вынести взвешенное и ответственное решение. Референдумы способствуют поляризации общественного мнения, обостряют отношения граждан, вызывают сильные эмоции и мутят разум, призывают сделать радикальный выбор – голосовать по вопросу референдума или «за», или «против», игнорируя все другие варианты и средства разрешения проблемы. Очевидно, что формы прямой демократии оживляют общественную дискуссию, заставляют граждан четко формулировать и определять собственную позицию, но следует знать, что они лишают возможности поиска общих точек соприкосновения, резко ограничивают область сотрудничества.
В результате колоссальных социальных, политических, экономических и других изменений, произошедших в мире и нашей стране за последние десятилетия, становится распространенной точка зрения, что сфера общественных отношений находится в глубоком кризисе. Произошли и происходят глубокие перемены, затронувшие природу политического процесса и публичной дискуссии. Современные средства ведения политики и применение технологий массовой коммуникации сделали диалог между обществом и властью, между гражданами и государственными должностными лицами опосредованным, отдалили его от основных участников.
Для того чтобы преодолеть трудности, вставшие сегодня на пути развития политического процесса, и вовлечь в него граждан, следует, по мнению ряда ученых, изменить сам политический процесс, обращая особое внимание на наиболее значимые его составляющие – граждан, общественных государственных деятелей, СМИ и другие.
В первую очередь каждого гражданина следует рассматривать как неотъемлемую часть политического процесса, не умалять его достоинства и значения в общественно важных ситуациях, и прежде всего сами граждане должны понимать и представлять собственную роль, иметь данное убеждение.
Основное предназначение, которое гражданин имеет в политическом процессе, традиционно сводится к тому, что он дает свое согласие или выражает отрицательную оценку тем или иным решениям и действиям правительства, поддерживает или нет тех или иных кандидатов на выборные должности. Обычно это происходит в период избирательной кампании и выборов, следующих после нее. Однако следует выйти за пределы данного типичного взгляда на роль гражданина, так как на него обществом возложена обязанность формировать политическую повестку дня, находить и ставить проблемы, предлагать варианты их решения, исследовать и оценивать их и, конечно, претворять их в жизнь. Гражданам следует быть активными на всех стадиях политического процесса, и тогда правительство будет более эффективно разрешать общественные проблемы, а предпринимаемые решения будут органично включать в себя гражданские ценности, установки и позиции.
Вовлечение граждан в политический процесс требует,чтобы они открыто высказывали свою позицию на злободневные темы дня, формирование общественного мнения. Для того чтобы узнать, что думают граждане по тому или иному поводу, проводится большое количество социологических исследований. Однако результаты социологического опроса и общественное мнение не одно и то же, так как последнее формируется только в процессе полноценного гражданского участия, а первое во многом случайное. Поэтому следует уметь создавать и предоставлять возможности гражданам для полноценного участия в разнообразных политических дискуссиях как части политического процесса.
Большие проблемы для развития политического процесса часто возникают из-за тона и манеры ведения публичной дискуссии, так как это оказывает значительное влияние на ее качество. Грязные пропагандистские техники и демагогические приемы резко снижают эффективность общественного обсуждения, удерживают некоторых граждан от участия в обмене мнениями и разрушают честный, открытый, непредвзятый диалог общества и власти. Без сомнения, средства массовой информации должны сыграть ключевую роль в улучшении тона и манеры ведения публичной дискуссии, представляя на суд общественности лучшие модели и образцы ведения общественной дискуссии, неуклонно повышая качество представления и организации гражданского диалога, прививая вкус и обучая участию в нем.
Не стоит забывать, что основной груз ответственности за получение качественной информации лежит на самих гражданах, которые должны уметь работать с информацией, выделять и ставить наиболее важные общественные проблемы, прояснять их и задавать контекст и рамки принятия решений, исследуя его варианты, отбирая лучший из них и настаивая на его реализации. Прежде всего граждане должны уметь организовывать и вести общественную дискуссию, быть инициаторами гражданских форумов. В России впервые национальный гражданский форум прошел в ноябре 2002 года, до и после этого события делались попытки проведения и организации региональных и местных дискуссионных площадок, ряд из которых был удачным. Подобные гражданские форумы имеют колоссальное значение для развития гражданской инициативы и политического процесса в стране в целом, являются лучшей школой гражданского участия.
Только решения, в основе которых лежат общие ценности и интересы, могут быть эффективными, получить поддержку большинства общества, могут быть реализованы властью. Именно публичные дискуссии наилучшим образом выявляют различные точки зрения, обнаруживают гражданские установки и создают предпосылки для поиска общих интересов и ценностей.
Возможно, в основе оздоровления политического процесса лежит развитие чувства коллективизма, гражданской общности, ощущение гражданского единства. Тогда и политический процесс будет рассматриваться не только как результат, но и как условие неуклонного общественного развития, итог широкого гражданского участия, тогда будут не только политические и экономические программы устойчивого развития страны, регионов, но и гражданское согласие, чувство приобщенности к жизни малого и большого сообщества. Успешная политическая деятельность развивает у граждан чувство эффективности, действенности, так необходимое для общественной практики.
Следует отметить немаловажную роль гражданского образования для обучения граждан полноценному гражданскому участию и пониманию роли гражданина, которую он играет в политической жизни сообщества.
Комментарии