search
main
0

Уча детей, учись сам!

​Меня часто интересуют вопросы: каким должен быть настоящий учитель, что изменилось в учителях со времен моего детства и какие изменения еще предстоят?

Ни одна профессия так не зависит от времени, как учительская. С течением времени изменяется государство, научно-технический прогресс не стоит на месте, естественно, меняются требования, предъявляемые к учителю. Можно сказать, что любой учитель создает будущее страны, так как от его труда во многом зависит уровень знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Какие же качества должны оставаться неизменными, то есть не зависящими от времени, а какие должны быть подвижными, продиктованными современностью? Сегодня очень много говорят о новых образовательных стандартах. В их основу заложена Стратегия развития образования до 2020 года. Стандарты – это типовой образец, которому должно соответствовать качество деятельности педагога; это требования, которые предъявляет государство к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам учителя. Однако не все в деятельности педагога подлежит стандартизации. Вы не найдете в них понятий «любовь к детям», «любовь к предмету», «образец отношения к людям и миру». Между тем именно они основа, существо учительской профессии. Именно в этом назначение учителя. Оно нашло отражение в незыблемом правиле педагогики, которое сформулировал Лев Николаевич Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель». Каждый учитель приходит в школу, не подозревая, чем она для него станет. Для одних она проверка на выживание, для других – трамплин для новой профессиональной или общественной деятельности, для третьих – смысл жизни. Профессия учителя, по моему мнению, самая почетная и главная в мире. О работе учителя рассказывать сложно и одновременно просто. Ведь это планы (тематические, поурочные и индивидуальные) и отчетная документация, проверка тетрадей и ежедневная домашняя подготовка к урокам, а с другой стороны, это встречи, интересные дела, проекты, малые и большие открытия. И самое важное – это общение с ребятами. Это прекрасно! Профессией учителя сложно овладеть целиком. На протяжении всей жизни приходится совершенствоваться, приобретать накопленные другими поколениями знания, учиться жить среди людей, быть добрым и сострадательным. Учить других учитель начинает с себя. Но учиться можно не только у мудрых и опытных, но и у тех, кто своей живостью неподдельного интереса и непосредственностью постигает жизнь – у своих учеников. Сенека был прав, утверждая, что мы «Уча, учимся». Душа ребенка – мозаика, состоящая из тысяч маленьких частичек, которые учитель должен собрать воедино, сохранив каждую частичку. Наша задача – помочь ребятам найти свое место в этой жизни, не растеряться, не отстать. Совершенно уверена – завоевать доверие и любовь учащихся непросто, для этого мало хороших отметок и современных технологий. Для этого необходим нелегкий труд учительской души и сердца. Желание ребенка учиться во многом зависит от учителя, его умения определить возможности школьника, его индивидуальность. Без интереса к личности учителя нет интереса к учению. Многие думают, что главное для учителя – любовь к детям. На мой взгляд, можно бесконечно любить детей, но не уметь с ними работать, формировать их внутренний мир. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от умения ладить с детьми. Работая со многими школьниками сразу, необходимо держать в поле зрения каждого ученика, замечать изменения в поведении. Наблюдательность, переключение внимания – профессионально важные качества преподавателя. Образ учителя – своеобразный портрет отношения к уроку: приготовлено ли к работе все заранее, подобран ли интересный материал, вовремя ли начались занятия, излучает ли педагог энергию и желание начать работу, нравится ли ему то, что он предлагает детям изучать? Перед школьниками образ человека созидательного труда. Ценностное отношение к своему делу зажигает детей, они проживают такое же уважительное отношение к собственной деятельности. Очень важна в профессии преподавателя и речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Наставник должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят. Люди, умеющие красиво и образно рассказывать, были учителями еще в те первобытные времена, когда не было ни досок, ни тетрадей, ни карт, ни атласов – и только демонстративная личность, имеющая актерские задатки и ораторское искусство, могла достаточно наглядно передать ученикам навыки поддержания огня, охоты на мамонта. И сегодня учитель, способный ярко и эмоционально излагать предмет, результативный преподаватель. Чем мне нравится моя профессия? Нравится тем, что я нужна. Нужна своим ученикам всегда: каждый день, каждый час… Приходишь в школу, а тебе сразу начинают рассказывать новости, делиться впечатлениями, порой забывая поздороваться. Тебя всегда оценят, осмотрят со всех сторон, заметят твое настроение, прическу. Я люблю, когда ребята отвечают наперебой, когда в их глазах загораются искры интереса и радости от полученных знаний и похвалы. Чтобы на уроке было интересно, я привлекаю своих учеников к сотрудничеству и самостоятельному добыванию знаний. Я нужна родителям своих учеников, ведь они доверили мне самое дорогое – своих любимых детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не беспокоило и не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителями и сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. Я не боюсь спрашивать совета у родителей – подумаем вместе, станем верными соратниками и друзьями. Многие вещи я начала понимать только в процессе работы, с опытом. До этого профессия учителя мне казалась романтичной. Теперь же, работая второй год в школе, я убедилась, что это ежедневный тяжелый труд, от которого, к сожалению, не всегда получаешь отдачу, потому что для успешного воспитания настоящего человека нужно непрерывное взаимодействие учителя, ученика и родителей. Чего я ожидаю от своей работы? Скорее, я мечтаю сделать так, чтобы школа стала не просто местом, где получают знания, важно, чтобы она помогла ученику определиться в жизни, дала возможность поверить в собственные силы, в добро, в хороших людей, смогла убедить в том, что жизнь нужно прожить достойно, оставив хороший след после себя на земле. Считаю, что я на правильном пути! Ирина ДЕРЮГИНА, учитель математики кадетской школы №1780 «Кадетский корпус памяти Героев Сталинградской битвы»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте