search
main
0

Убраться в комнате? Еще чего! Почему дети не хотят помогать родителям

«У меня только одни обязанности, отдыхать некогда», – жалуются многие женщины. В самом деле, все выходные уходят на уборку квартиры, походы в магазины и приготовление еды. И даже если бабушки, дедушки помогают, все равно родители, особенно мамы, испытывают дефицит времени. А дети – чем не помощники? Тут много «но». Если это дошкольники, считается, что они еще малы. А если уже учатся, особенно в старших классах, у многих родителей такое мнение: им некогда, пусть учатся старательно, и это поможет лучше устроиться в жизни.

Однако педагоги подчеркивают: постоянная помощь детей своим родителям – основа для воспитания личности ребенка. Причем включать их в домашние дела следует с ранних лет. Как тут не вспомнить о народной традиции прошлого. Мальчики в семь лет уже пастухи, помощники отцов. Помните: «- Здорово, парнище! – Ступай себе мимо! – А кой тебе годик? – Шестой миновал» и т. д. Девочек приучали к посильному труду даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже умели прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной, а в 10 лет уже доили корову. Естественным образом дети усваивали истину, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо уважаем.У нас все как раз наоборот. Вот трехлетний малыш подходит к раковине, чтобы помыть свою чашку. Мама отбирает ее и делает это сама. Ребенок растет, при каждой попытке что-либо сделать самостоятельно взрослые его опережают со своей помощью. И у сына или дочери постепенно пропадает интерес к домашним делам, и они привыкают к тому, что все эти обязанности только для взрослых. При этом естественная потребность ребенка к действию игнорируется, и вместо того, чтобы помогать родителям, он обращается к играм.Нельзя утверждать, что все так плохо. Немало семей, где детей приучают к домашнему труду. Замечено, что дети, которые что-либо делают для дома, особенно те, которые имеют постоянные поручения, лучше учатся, привыкают распределять свое время, у них появляются важные человеческие качества: умение быть отзывчивым, желание помочь не только своим близким. И, конечно, трудолюбие становится привычкой. А это важно для любого человека. Кстати, именно они, а не отличники, способны самостоятельно определить свою судьбу, найти свое место в жизни. Те же, кто не имеет дома никаких обязанностей, не имеет желания помогать родителям и привычки трудиться, чаще вырастают безынициативными, пассивными потребителями.Сегодня наш разговор о домашних обязанностях детей: нужны ли они, влияют ли на взрослую жизнь? Что посильно детям разного возраста?Права и обязанности: гармония понятийНаталья МАЗУРОВА, учитель русского языка и литературы, Московская область:- Мои милые восьмиклассники то и дело заявляют о «нарушении их прав». С полной уверенностью говорят, что я и другие педагоги не соблюдаем это «важнейшее завоевание человечества». Вот и мой самый любимый ученик Федор Тихонов сказал: «Вы, Наталья Петровна, постоянно нарушаете наши права – задаете на дом сверх всякой меры. Я из-за вас того и гляди фехтовальную секцию брошу».И я тогда спросила: «Ты очень занят? А какие у тебя обязанности? Ведь прав не бывает без обязанностей». Вопрос поставил его в тупик. Создавалось впечатление, что Федор никогда об этом не думал и как будто не слышал об обязанностях. Подумав, все-таки ответил: «Ну, учиться, наверное?»Так я еще раз убедилась, что ребята о своих обязанностях не знают и знать не хотят. При дальнейшем разговоре выяснила, что только у некоторых моих учеников есть какие-то постоянные поручения дома. Причем в семьях, где двое-трое детей. Вместе с психологом провела родительское собрание. Сообща нам удалось убедить многих пап и мам, что домашние обязанности – это не только помощь со стороны детей, это и их желание и умение сделать доброе дело своим близким. Родители обещали подумать, чем «нагрузить» детей, чтобы они не выросли эгоистами и чужеспинниками.Потом состоялось классное собрание. Диалог получился интересным. Ребята сами пришли к мысли, что права и обязанности существуют в единстве. Тогда получается гармония.Вначале было дело…Георгий ТЕРЕНТЬЕВ, психолог, Москва:- Встречаясь с родителями, я нередко слышу от них такое утверждение: «У ребенка не должно быть никаких домашних обязанностей, они и без этого перегружены. Пусть учатся, занимаются спортом, музыкой, сидят за компьютером. А стирать, убираться в квартире они научатся, став взрослыми, жизнь подскажет».Какое заблуждение! Жизнь чаще всего уже взрослого человека ничему не научит. Я нередко встречал парней и даже девушек, которые и пуговицу не могут пришить или яичницу приготовить. А как это легко для тех, кто с детства вместе с родителями занимался домашними делами! Это не просто благое пожелание – это обязательное условие для будущей социализации ребенка. Приучать детей с малого возраста к посильному труду – обязанность родителей. У детей в семье должны быть поручения в соответствии с их возрастом, неплохо еще и с учетом их желания. Можно на семейном совете обсудить, как разделить обязанности по дому, за что отвечают взрослые, а за что – дети. Если я вижу подростка, который в грязных кроссовках шлепает по чистому полу или ковру, мне становится ясно, что он никогда не занимался уборкой дома.Когда у ребенка есть постоянные обязанности и он выполняет разные поручения взрослых, в нем естественным образом воспитываются ответственность, отзывчивость. И все это становится чертами характера. Он привыкает распределять свое время. Исполнение обязанностей, которые постепенно усложняются, может возвысить ребенка в собственных глазах, глазах сверстников.Как можно поощрять ребенка, выполнившего на «отлично» порученное дело? Только добрыми словами: «Какой ты молодец!», «Ты растешь настоящим помощником», «Ты хорошо делаешь то, что иной взрослый не может». Но ни в коем случае не деньгами. Правда, сегодня взгляды на эти вопросы меняются, и многие родители считают это возможным. Мой совет – делайте это только в исключительных случаях. К примеру, сын весь месяц вместе с отцом ремонтировал дачу, и его можно поощрить деньгами. Но не допускайте постоянной платы за помощь в домашних делах. Это может привести к негативным последствиям – ребенок будет просить плату и за мелкие дела, да еще и заранее диктовать, какую сумму он рассчитывает получить.Что могут, например, делать дети разного возраста:2-3 года – убирать игрушки, отнести чашку, тарелку в мойку, полить цветы;5-6 лет – убрать со стола, помогать накрыть на стол, поливать цветы; стирать носочки и носовые платки;7-9 лет – вынести мусор, сходить в магазин и купить продукты по списку; покрасить скамейку; погулять с собакой и помыть ей лапы.10-12 лет – пылесосить квартиру, готовить простые блюда на всю семью, испечь печенье; ухаживать за младшими братьями или сестрами; косить лужайку;13-14 лет – стирка, мытье посуды, машины, другая помощь по хозяйству;15-16 лет – мыть окна; делать уборку всей квартиры; иметь представление о здоровом образе жизни; отвечать за коммунальные платежи; самостоятельно зарабатывать деньги.Работа над ошибкамиЕлизавета ВАКО, школьный библиотекарь, Тверь:- В том, что у детей с ранних лет должны быть какие-то обязанности по дому, я убедилась не сразу. Когда росла моя дочь Софья, я считала, что единственной обязанностью детей должна быть только учеба. Моя девочка училась почти на одни пятерки, и мы с мужем ничем ее не нагружали. Все по хозяйству делали сами. Соня успешно окончила школу и поступила в престижный вуз. Она привыкла хорошо делать только то, что ей нравится. Ей нравились в школе физика, математика, химия, и по этим предметам были одни пятерки. Историю, русский язык почти не учила. Институт окончила, начала работать. И тут обнаружилось, что девушка не совсем справляется со своей работой. Хуже всего то, что она не привыкла трудиться, исполнять даже мелкие поручения. Ее начальник, отказавшийся от ее услуг, мотивировал это тем, что «у нее нет ни трудолюбия, ни ответственности».Я поняла свою ошибку. Когда рос младший сын Павлик, все было по-другому. Скажем, в шесть лет мальчик ежедневно по расписанию, как бы он ни был занят, сам кормил своего хомячка, выгуливал собаку. Всегда вместе со мной убирался на кухне, помогал отцу мыть машину. К любому поручению он относился серьезно, старался выполнить его хорошо, и ему это нравилось.Сейчас Павлу десять лет. У него появилось более ответственное поручение. Мальчик ежедневно забирает из садика своего двоюродного братика. И пока за ним не приедет его мама, Павел играет с малышом, учит его читать и рисовать. Он и домашние задания успевает выполнить, потому что привык распределять свое время, контролировать себя. Думаю, когда Павлик подрастет, из него получится хороший помощник по дому, а в будущем – толковый работник.Когда любой труд в радостьЕлена ЗАЯЦ, многодетная мать, Томская область:- У моих двенадцати детей (старший вырос, живет отдельно) нет четких постоянных обязанностей. Но все всегда при делах. Я их не распределяю, как бригадир своих подчиненных. Мои мальчики и девочки назначают себе сами, чем они будут заниматься в этот день. Конечно, предварительно согласовав друг с другом. С утра каждый пишет себе задание на весь день. А дел в такой большой семье – полный короб. Немалое хозяйство: трех коров – подоить и накормить, потом накормить еще двух телочек и бычка, свиней, три десятка кур.А еще полы помыть, с малышами поиграть. И не только поиграть – весь уход за маленькими, двухлетним Колей и годовалым Тихоном, старшие берут на себя: искупать, сварить кашу, покормить, уложить спать. Я не вмешиваюсь, потому что знаю, что они управляются не хуже меня.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте