Представьте себе Национальный симфонический оркестр, где половина скрипок фальшивит. Или кордебалет Большого театра, в котором у балерин – ноги кавалерийских наездников. Не правда ли, дико? Но разве наше телевидение не есть средоточие дикости?!
Информационная программа “Время (ОРТ). Информационная программа “Вести” (РТР). Визитные карточки государства. И что же мы видим, вернее, слышим?! То, что корреспонденты звезд с неба не хватают, – ладно. И то, что ангажированы – не беда. Но ведь в каждой передаче треть журналистов (а то и половина) картавы или шепелявы. Неужели из 150 миллионов населения нельзя отобрать 20-30 человек с нормальной дикцией?! В крайнем случае, можно позаимствовать журналистов в СНГ, если в Отечестве такая бедность. Складывается впечатление, что работать на ТВ берут с улицы, первых попавшихся. Тогда зачем у нас в стране столько вузов готовят журналистов? И нужно ли их вообще готовить, если “конечный продукт” столь неблагозвучен?
Меня дважды приглашали выступить на телевидении. Несколько раз – на радио. Я уклонилась, хотя звуки все выговариваю четко. Но южнорусский говор нет-нет, да и проскользнет в речи. Мне стыдно нести на большую звуковую аудиторию воронежский “акцент”. А корреспондентам-логопедам – хоть бы что. Но ведь можно найти себе другое применение, в том числе и на ТВ, и быть от этого не менее счастливым!
В прежние времена (как сейчас, не знаю) с дефектами речи не принимали даже в педучилища. Есть правило, узаконенное психологами, – “логопедический” педагог неизбежно начинает транслировать свои ошибки, “накладывать” их на детскую психику. Нечего ждать грамотной речи, верного письма (особенно в начальной школе). А наше ТВ без всякого стеснения “преподает” на всю страну. Корреспондент пошепелявит-пошепелявит, да еще напоследок в кадре покрасуется – запомните, мол, меня.
Но это еще что. На канале “Культура” периодически возникает заставка “Говорите правильно по-русски”. Учат ставить ударение. Благое дело. Однажды, после очередного наставления, в эфире возникли два литератора – Горин и Мишин. Беседовали о чем-то высоком, серьезном, и слушать их без сочувствия было невозможно. Оба – с яркими, “смачными” речевыми дефектами. Интересно, кто додумался объединить их в эфире?! Ну пусть бы Горин поговорил с Аркановым, а Мишин – с Задорновым, большой бы разницы в содержании не было, а насколько их мысли стали бы проходимее! Это, конечно, только в нашей стране возможно: на канале “Культура”, после передачи “Говорите правильно по-русски”, выступают два отечественных литератора, которые в совокупности не могут выговорить половину согласных звуков. Жаль, что я не писатель-сатирик – вот хорошая тема для интермедии!
Впрочем, речь на нашем ТВ еще не самое страшное. Внешность бывает более разительной. На РТР есть один знаменитый ведущий аналитическо-информационной программы (не буду называть фамилии, все и так знают), чья внешность – сплошное эстетическое удивление. Многие телекритики ругают его за содержание передач. Я поражаюсь их терпению: пыталась что-то посмотреть из его творчества – не смогла. Больше двух минут видеть его на экране невозможно – опасно для зрения и психики.
Конечно, внешность для мужчины – дело десятое, был бы человек хороший. Для любого мужчины, но не для телевизионного. Мне скажут: люди имеют равные права, и все – шепелявые, уродливые – должны быть представлены на ТВ. Я тоже за равенство прав – избирательных, политических, социальных и проч. Более того, обиженные природой, может быть, в чем-то должны иметь преимущество перед другими. Но есть область жизни, где права человека ничего не значат. Эта область – искусство. У оперного певца должен быть голос. У балерины – фигура. У писателя – чувство слова. Посягать на прекрасное – преступно. Человек, хоть краешком касающийся творчества, не должен подниматься вверх, к известности и популярности, наступая на человеческие души. Не надо быть речевой или зрительной обузой. Пусть скрипка поет, а балерина – летит. Ведь смысл любого искусства, в том числе и телевизионного, в любви к людям, а не в насилии над ними.
Лидия СЫЧЕВА
Комментарии