Писать рецензию на детектив, а новый роман Виктории Платовой «Ловушка для птиццц», так кокетливо его представляет суперобложка с тестом Роршаха, именно детектив, преступно. За малейший спойлер публика имеет полное право плюнуть тебе в лицо, не дожидаясь сакраментального «А убийца здесь шофер!».
Но все же постараюсь проявить детективную изворотливость и рассказать о новой книге Платовой, не выдав ее секретов.Виктория Платова всегда стояла особняком в поле пестрого разнообразия рынка дамских детективов. Первые же романы в этом остросюжетном проекте были ладно скроенными и крепко сшитыми. Они твердо стояли на традициях классического детектива: грамотное развитие сюжета, нагнетание зловещей атмосферы, «подбрасывание» улик в равной степени читателю и тому, кто занимался расследованием, и это далеко не всегда был представитель правоохранительных органов! Воздадим должное изобретательности, с которой роль детектива выпадала «случайному человеку», но и в русле полицейского романа Платова творила весьма успешно.Отличительная черта романов Платовой – сочетание мастерски выстроенных сюжетов (сказывается образование сценариста во ВГИКе) и замечательного литературного слога, более щегольского и интеллектуального, чем требует массовый жанр детектива. И богатая культурологическая подложка: интриги раскручиваются вокруг пишущихся романов, снимаемых фильмов, пропавших картин, преступных творческих порывов и порочных представителей богемы, тексты сдобрены обилием аллюзий, реминисценций, апелляций к культовым символам из мира искусства, чаще всего к кинематографу, который автор знает досконально. Все это придало автору индивидуальность, не проходящую с годами и романами.«Ловушка для птиццц» – четвертый или пятый роман Платовой в этом формате. Следователь Сергей Брагин и лейтенант-опер Паша Однолет распутывают двойное убийство. Сперва в рейсовом автобусе на сиденье обнаружили труп девушки, умело заколотой ножом так, что ни соседи-пассажиры, ни «разведчик-профессионал» – кондукторша – не заметили ничего подозрительного. Расследование приводит молодого оперативника не совсем законным путем (в этом особая реалистичность!) в квартиру, из которой вышла погибшая. В квартире полицию ждет труп Филиппа Ерского – скрипача первой величины – нагишом и с пулевыми отверстиями в груди и голове. В отличие от девушки из автобуса, почти все следствие проходящей как Неизвестная, этот персонаж слишком известен в культурных сферах, и внимание сосредотачивается на нем. Но Брагин в поисках, где Неизвестной умело набили фантазийную татуировку, находит тату-салон Ники Селейро, а в нем на стене – картину с двойным дном. «…Репродукция любопытная, с какой-то старинной картины, немецкой или голландской: изгиб замерзшей реки, зимние забавы на ней. Заваленная снегом деревушка, прилепившаяся к реке. Деревья, что вплелись в деревеньку; дети, птицы». Он видит и скрытый смысл картины: «…он сразу же нашел ловушку для птиц, довольно грубо сработанную: снятая с петель дверь, уложенная на снег под углом градусов в тридцать и подпертая палкой. Плюс зерно, которое рассыпали под дверью».В исходе подобная примитивная ловушка сработает и «придавит» злоумышленников, о которых в рецензии ни слова. Скажу о другом.«Ловушка для птиццц» – очень платовский детектив: по дислокации истории в Питере, по богатому культурологическому декору, по душевным метаниям следователя Брагина, у которого с женой нелады и он влюбляется в сценаристку Дарью Ратманову (неужели только ради этого вплетенную в повествование? Или ее киношный цинизм – что-то вроде самопародии автора?). И по практике заканчивать книгу, точно тормозить в пол на красный свет: за пять листов до конца еще выясняются дополнительные обстоятельства, а на последнем объявляются и заказчик, и исполнитель убийства, и его первопричина. И по тому, что истоки зла коренятся в давнем детстве героев, которое оказывается общим (семейная тайна как двигатель сюжета характерна для Платовой). И наконец по «эксплуатации» хорошо работающих образов: гений, полный злодейства, человек, обладающий особым знанием, татуировщица-андрогин, сочетающая мужское и женское начало. Все эти персонажи уже встречались у Платовой под другими именами.Читателю «Ловушки…» явится пример крепкой профессиональной работы – той степени профессионализма, когда текст, кажется, пишет сам себя, успешно обходясь без автора, ранее создавшего и поставившего на ход эту совершенную машину. Недостаток его лишь в отсутствии вдохновения и куража писателя, придающего письму неуловимую прелесть (которую критик Ирина Роднянская в поэзии именует «флогистон»). Большинство предыдущих романов интересностью самой Платовой буквально дышали.Да еще в новом романе заметна странность, если не прокол: автор слишком рано обозначила пребывание главных, уже не действующих, ибо мертвых, лиц в одной локации, выдав их взаимозависимость. Впрочем, это может быть и не проколом, если так задумано.Что ж, уйдя от тяги к поиску новых форм и вернувшись к испытанным лекалам детектива, Платова утратила прелесть новизны и толику интересности? Основное достоинство «Ловушки…» – язык, оставшийся на должном уровне. Ах да, и еще то, что убийца не шофер.Виктория Платова. Ловушка для птиццц. – М. : Эксмо, 2018.
Комментарии