search
main
0

Убей муху! Этот плакат должен вернуться в школу

“УГ” от 18 марта этого года была посвящена новейшим школьным технологиям здоровьесбережения. Сегодня мы продолжаем этот разговор.
Александр РУМЯНЦЕВ – главный педиатр Москвы. Трудно представить себе груз ответственности, который лежит на этом человеке. Ведь в столице около одного миллиона девятисот детей и подростков. Все вопросы, связанные с планами и программами в области их здоровья, взаимодействием школы и медиков, так или иначе касаются экспертизы, которую он проводит. Есть опасность, что под маркой сбережения здоровья к детям придут средства, толком не опробованные. С моих опасений я и начала свою беседу с Александром Григорьевичем: “Должны ли технологии здоровьесбережения проходить экспертизу специалистов?”

Конечно! Что представляют собой эти “технологии”? Элементы здорового образа жизни, которые, следуя нашим рекомендациям, педагоги могут ввести в ход урока.
– Но почему распространять эти знания приходится учителю?
– Да потому, что Министерство здравоохранения РФ потеряло службу санитарного просвещения. Частично эту миссию может взять на себя сегодня школа. И тут учителю важно понять, что перед ним не просто ребенок, а ребенок быстро меняющийся, ребенок в развитии. Участковый педиатр видит ребенка редко. А вот рекомендации семье и педагогам он дать в состоянии. Возьмем, например, синдром так называемого нарушенного внимания, или гиперактивности. Для такого ребенка вполне можно построить определенный медико-психолого-педагогический алгоритм, который удовлетворит все стороны. С точки зрения социализации таких детей надо просто занять на уроке интенсивным, напряженным трудом. Им тесно в рамках пассивной позиции.
– Иначе говоря, если бы педагоги больше знали о здоровье своих учеников, им было бы проще работать. Они бы смогли подобрать для каждого ребенка удобную для него форму обучения.
– К сожалению, многие педагоги такими знаниями не владеют. Родители тоже. А надо бы потратить время родительского собрания на убеждение вернуться к физической культуре, которую хорошо знали мы, старшее поколение. Некогда государство сделало субботу выходным днем для родителей и детей. Цель понятная – подразумевались семейные вылазки в лес на лыжах, плавание, прогулки в лес за грибами. А сегодня мы вынуждены в школах Москвы превратить субботу в учебный день, потому что у взрослой части населения почти исчезла культура участия в спортивных секциях, соревнованиях и олимпиадах.
Меж тем в Конституции 1993 года ответственность за здоровье, образование и культуру детей легла на семью.
– Я слышала, что у вас своя, оригинальная точка зрения на понятие заболеваемости детей. Действительно ли все наши дети поголовно больны?
– Конечно, нет. В каждой популяции ребят с хроническими болезнями, генетическими отклонениями процентов пятнадцать. К понятию “заболевание” надо относиться осторожно. Например, часто говорят, что дети в школе сильно утомляются. Потому что больны?.. Посмотрите в корень: а каков распорядок их дня? Сколько они спят? Как спят? Каковы санитарные условия их пребывания в семье и школе? Чем и как ребенок питается? Дети растут, их здоровье значительно зависит от качества сна, еды и движения.
Сначала о питании. Мое мнение: в школе должен быть обязательным горячий обед! Не секрет, что, когда родители в спешке суют утром своему ребенку деньги: “Купи себе в школе что-нибудь покушать!” – ученики расходуют их на жвачки и конфеты с красителями.
Понимаете, самочувствие детей зависит и от того, хотим мы, чтобы они были здоровыми или не хотим! Тридцать процентов детей имеют недостаток мышечной массы к окончанию школы! О чем это говорит?.. Я рос в голодное послевоенное время, но физически мое поколение было крепче нынешнего – за счет физического движения. Мы позволяем нашим детям преступно мало двигаться. Я уже говорил вам о том, что полно семей, которые в выходные дни не выходят на улицу вообще.
Главная позиция для ребенка – обеспечение мышечной активности. Благодаря мышцам растут кости, нервы, сосуды, связки. Если ребенок не двигается дома, на улице, в школе, он будет быстро утомляться на уроках.
– Но что зависит от школы? Что в ее силах?
– Многое. В России санитарно-гигиеническому стандарту отвечают лишь 17% школ. Возьмем такой элемент здоровьесбережения, как свет. Окна в некоторых школах не моются! А свет – важный антистрессовый фактор. Сейчас начинается весна, станет больше солнца, и многие проблемы, связанные с детским здоровьем, уйдут сами… Вы спрашиваете о том, что такое “заболевание”. Заметьте, что летом дети не болеют! Все болезни, в том числе хронические, начинаются в сентябре. Перемена погоды, необходимость после нескольких месяцев движения вдруг “оцепенеть” (проводить в неподвижности по шесть-семь уроков в день) требуют от ребенка громадных сил.
– Помогут ли уроки физкультуры?
– Если не превращать их в “строевую подготовку”. Президент нашей страны и мэр Москвы настаивают на том, чтобы наши дети занимались физкультурой шесть дней в неделю. Хорошо как будто. Но сможет ли ребенок после сорока минут активной деятельности… помыться? Для нас, врачей, фактор личной гигиены очень важен. Кроме того, душ после урока – это важный элемент закаливающей процедуры.
50% школьников не посещают физкультуру, прикрываясь разными врачебными справками! И вот тут я хочу, чтобы к моему мнению прислушались все учителя. Никаких медицинских противопоказаний занятиям физкультурой нет! Для больных детей, которые нуждаются в лечебной физкультуре, есть специальные отделения лечебной физкультуры в поликлиниках и их филиалы в школах.
– Считается, что школьнику необходимо двигаться не менее 2,5-3 часов в сутки. Но что подразумевать под словом “движение”?
– Это и мелкая моторика рук, и повороты шеи и глаз… Тут главное, чтобы движение расшевелило те мышцы, которые только что бездействовали.
– Не так давно Министерство образования РФ провело эксперимент по диспансеризации школьников. Как вы к ней относитесь?
– Лучшее, что придумала медицина, – это диспансеризация! Когда американцы сбросили ядерную бомбу на японские города, они еще не знали об эффекте лучевой болезни. А когда прониклись этой бедой, то предложили японцам создать противолучевой диспансер. Облученных комплексно обследовали два раза в год. И оказалось, что частота заболеваний в этой группе выше, чем в здоровой. Плохо это? Оказывается, нет. Почему? Там, где к пациентам относятся внимательнее, процент больных выше. Но… они живут дольше! Так что я за диспансеризацию! В московских школах она проводится каждый год. Но тут очень важно, чтобы информация об итогах обследования детей доносилась до родителей – ведь это они отвечают за здоровье своих детей! Но информация оседает в бумагах…
А ведь диспансеризация – дорогое удовольствие!
– Значит, скоро опять появятся плакаты нашего детства: “Убей муху! Она разносчик инфекции”?
– А вы не иронизируйте. Это только кажется, что культурный уровень нашего народа возрос и, следовательно, не надо заниматься подобными “пустяками”. Знаете, до Великой Отечественной войны у нас существовали карты с отметками районов, где чувствовался недостаток йода. И его стали в обязательном порядке вводить в продукты питания. Так же насильственно делались тогда и прививки. И если ты увильнул от них, тебя вполне могли назвать “врагом народа”. Людей приучали к культуре палкой.
Когда же случился Чернобыль и мы, врачи, стали проводить массовые осмотры детей, вдруг выяснилось, что программы введения йода в продукты питания больше не действуют. Об этом “пустячке” забыли! А нет йодовой профилактики – возрастает число умственно отсталых детей. Ведь вся средняя Россия находилась тогда в состоянии недостатка йода в продуктах питания и воде!
А вообще комплексный подход к детскому здоровью способен творить чудеса.
Король Карл ХII не мог читать и писать. Его потомки – тоже. Своего рода болезненное расстройство. Но с тех пор мы, медики, поняли, что, если и встречаются в ребенке отклонения от нормы, дело педагогов и психологов развить в нем свойства, компенсирующие недостатки, перекрыть дефекты успехом!
Дети с болезнью Дауна, например, не способны к творческому решению задач, к аналитике. По новейшей программе на раннем этапе развития, в их речь вводят язык глухонемых. Зато они прекрасно предрасположены к изучению иностранного языка, который вводится одновременно с родным! В этом они заткнут за пояс любого среднего россиянина.
– И последний вопрос. Почему медики так неохотно идут работать школьными врачами?
– Статус школьного врача понижен тем, что он не занимается лечением. Его обязанность – профилактическая работа. Хотя… вы заметили, что недавно у нас в стране произошла настоящая революция? Раньше был один школьный врач на две тысячи детей, а теперь на тысячу, а медсестра – на шестьсот.
За свой труд школьные врачи мало получают. Дело в том, что профилактика не оплачивается медицинскими страховыми компаниями. У нас существует лишь страхование по болезни. Поэтому врачу выгоднее поставить ребенку несуществующий диагноз, дабы оплатили его работу. Таким образом и распространилось по стране мнение, что все дети больны. Уже, мол, рождаются больными. Страховой медицине Англии триста лет, а нашей – двенадцать. Но придет время, и социальный статус школьных врачей поднимется на должную высоту, потому что мы, общество, начнем высоко оценивать их профилактическую работу с детьми.

Ирина РЕПЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте