search
main
0

“Убей его…” или “не убий”?

Не секрет, что в некоторых школах вытесняется такой предмет, как обществоведение. Мои ученики посещают курсы подготовки к вступительным экзаменам при институтах и с удивлением узнают от однокурсников, что в некоторых школах такого предмета нет. Но ведь в наше время только курс обществоведения раскрывает сложную систему общественных отношений, элементы мировоззренческой и политической культуры, систему ценностей, таких, как любовь к Родине, уважение к закону, нравственность, гуманизм и др.
Конечно в 5-7-х классах изучается курс истории и накапливаются знания о событиях прошлого времени. Но где и когда возможно поднимать и обсуждать социальные и личностные проблемы, развивать критичность ума, вырабатывать собственное мировоззрение?
Опыт показывает, что в 12-13 лет школьники особенно нуждаются в обществоведческом образовании. Подростковый возраст самый трудный в жизни человека. Это отмечают психологи, педагоги, родители. Очень опасно, если возникает некий вакуум в школьном образовательно-воспитательном процессе. Нетрудно себе представить, чем может быть восполнен этот вакуум. Из опыта работы в школе могу сказать, что уроки, связанные с понятиями морали, нравственности, наиболее остро воспринимаются в 8-9-х классах.
Я решила провести урок по теме “Заповеди Моисея” в 9-м классе для раскрытия непреходящего значения выработанных человечеством моральных норм. Использовала видеофильмы: “В поисках ковчега”, “Братья Карамазовы”, “Место встречи изменить нельзя”. Ребята спорили, говорили о своих проблемах. С большим удовлетворением они восприняли слова старого солдата, прошедшего войну, из кинофильма “Место встречи изменить нельзя”: “Милосердие спасет мир, наступит эра милосердия”. Такой заинтересованности в подобном уроке я давно не встречала.
Как продолжение темы я давала урок в 11-м классе “Сражающееся искусство”. Только что мы повторили историю Великой Отечественной войны. Урок мы начали со стихов К.Симонова “Убей его…”. А как же заповеди “Не убий”, “Око за око”? Ребята стали приводить примеры страшных злодеяний фашистов против человечества. Рассматриваем картину “Оборона Севастополя” Дейнеки. Немцы называли наших моряков “черной смертью”. Почему художник изобразил могучие фигуры моряков в белой форме, немцев – в черной? Ребята постепенно приходят к выводу, что художник хотел подчеркнуть священность подвига нашего народа. Показ видеофильма “Симфония Шостаковича” дополняет факты об истории Великой Отечественной войны. Апофеозом являются кадры, показывающие фашиста на фоне развалин: он руками обхватил голову в полном отчаянии. Это конец, полный разгром фашизма. Ребята долго не уходили из класса. А на следующем уроке по литературе учитель продолжил тему о Великой Отечественной войне.
Я часто провожу опросы в 8-11-х классах о значении курса обществоведения. Вот несколько их высказываний:
“Обществоведческое образование, как мне кажется, должно помочь войти во взрослую жизнь, разобраться во всем”.
“Ну как человек может стать тем, чем должен быть? Для этого нужно познать себя, сформировать взгляды на жизнь, уметь отстаивать свое мнение, обществоведение – основа всего”.
“Курс обществоведения нам необходим. В современном тяжелом и жестоком мире нужно сформировать правильное отношение к событиям, учить человека уважать себя и других”.
“Когда круг общения становится шире, чем круг семьи, необходимо знать, с какими проблемами придется сталкиваться”.
“Я считаю обществоведение важным и интересным предметом. Но все-таки отношение к нему двойственное. Нужно ли запоминать многочисленные имена ученых, философов, их теории? Эта информация не откладывается в памяти”.
“У нас сейчас большое количество предметов, которые мы изучаем один раз в неделю. По моему мнению, нужно больше уделять внимания литературе, истории, обществоведению, экономике. Эти предметы интересные и помогают нашему взрослению, помогают развить речь, понять, что происходит вокруг, как справиться с проблемой”.
Да, действительно сейчас вводятся курсы с элементами обществоведческой направленности: экономика, МХК, граждановедение, ОБЖ, москвоведение и другие. И все по часу в неделю. Опыт показывает неэффективность подобного обучения. Лучше подумать об интеграции курсов и изучении их не реже 2 часов в неделю. Причем должна быть выстроена логическая система прохождения материала с учетом возрастных особенностей восприятия.
Лилия ЛОЗОВЕНКО,
заслуженный учитель РФ
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте