С древних времен в людях живет вера в то, что болезнь – это некое зловредное существо, которое, поселившись под крышей дома, находит убежище и внутри телесной оболочки. Причем нередко считают, что первоначально хворобу привлекает не сам человек (в него она уже проникает как бы попутно), а его жилище, среда обитания. Я уже не говорю о людях с черной душой и «дурным» глазом, которым ничего не стоит сглазить самого стойкого и здорового человека, наслать на него всяческие болячки. Нередко различные хвори (особенно эпидемии, такие как холера, чума, тиф) приписывали козням чертей, ведьм, упырей и другой нечисти, которая обитала в данной местности. Единственный способ спастись – сменить место обитания, оставив за порогом (пусть даже и родным) все хвори и страхи. И нередко охота к перемене мест вызвана не чем иным, как страстным желанием человека обрести себя нового – здравого и беспечального.
Что советовали в старину тем, кто не находил себе места от телесных недугов, кого заела непонятная тоска-кручина, кто запутался в житейских неурядицах? «Попостись, помолись, да и в путь соберись», – убеждали бывалые люди горемык. Если не находилось другой нужды и цели, то отправлялись к святым местам. Долго и трудно добирались к ним паломники, совершая дальние пешие переходы и переплывая моря. Эти (нередко многолетние!) странствия, конечно, не были панацеей, универсальным лекарством, однако часто именно тернистый путь чудесным образом встряхивал бедолаг, излечивал их от телесных недугов, накладывал целительный пластырь на старые болячки. Несколько лет назад мне довелось побывать на Афоне. Старые монахи Свято-Пантелеймонового монастыря рассказывали мне, что российские и украинские паломники, которые своим ходом добираются сюда, все как один подтянуты, бодры, здоровы, готовы к новым дорожным подвигам во имя… Да, и во имя здравия. Духовного уж точно.Дорога обрушивает на человека потоки невзгод и напастей, безжалостно ломает стереотипы, путешествие часто превращается в непомерный труд, сплошную череду испытаний. Утверждают, что подобные стрессы отнюдь не здравы и чреваты новыми бедами для организма, привыкшего к определенным ритмам. Так ли это на самом деле? Телеса человека послушны владыке – голове. Как правило, она, и только она (ну еще и душа, как же без нее!), дает указание ногам и рукам, посылает сигналы внутренним органам. И если в просветленной на пустынном ветреном берегу океана или среди безмолвных горных снегов и льдов голове путника полная ясность (другими словами – осознанная необходимость тех или иных действий, поступков), если мыслям в ней просторно и покойно, а на душе тишь да благодать, то, как бы трудно ни было телесам, каким бы испытаниям они ни подвергались, они с благодарностью примут и превратят в радость любой тяжкий труд, любую невзгоду. И даже постараются оздоровиться ими. Как не вспомнить здесь эпикурейцев, утверждавших, что трудное не нужно, а нужное не трудно.Из благоденствия и уюта не проистекает ничего необычного и удивительного. Только в азарте поиска, в творческом порыве, на жизненном изломе происходят всякие чудесные вещи. Дорога азартна и «взрывоопасна» приключениями, она полна неожиданностей и авральных ситуаций, которые и рождают дива, одаривают чудесами. В том числе и чудесами исцеления от недугов. Есть множество примеров того, как именно дорога и любознательность превращали калек и инвалидов в здоровых людей, телесно и духовно обновляли их. У англичанки Фреи Старк, родившейся в конце XIX века, было хрупкое здоровье и очень слабое сердце. Но у нее была мечта: увидеть мир и рассказать об этом людям. И она ни за что не хотела смириться с жизнью инвалида. Выучив арабский язык, девушка села на корабль и отправилась на Восток. Всю жизнь она после этого пропутешествовала (как правило, «диким» способом), стала признанным специалистом по восточным странам, написала множество книг. И свою столетнюю годовщину уже в конце XX века встретила в Италии.Поэты, писатели, художники всех времен и народов часто связывали свою судьбу с дорогой, странствиями в надежде обрести здравие, покой, вдохновение. Всю жизнь мятущийся Николай Гоголь жаждал «лечиться убегающими верстами». Дорога была для писателя физической исцеляющей потребностью, духовным лекарством, путем к истине и спасению. География его странствий охватывает Малороссию, Петербург, Москву, Западную Европу, Иерусалим, Рим и необъятные российские просторы, по которым мчится тройка Чичикова. «Боже, как хороша подчас далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!» – под этими словами Гоголя, наверное, подписались бы многие, кого дорога, дальние путешествия вырывали из житейских омутов, кто однажды, сделав шаг за порог, рискнул побороть свой недуг «убегающими верстами». Лишь на ветреных перекрестках морей победно трепещут флаги бригантин, в тихих же гаванях с застойной маслянистой водой, в которой тускло мерцают звезды, зато ярко горят отражения береговых фонарей, паруса гниют и расползаются, а днища покрываются слизью и обрастают ракушками.
Комментарии