search
main
0

У Зазеркалья есть свои загадки

​Лучший педагог-психолог столицы 2012 года работает в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «На Снежной».

По дороге от станции метро «Ботанический сад» к улице с таким поэтическим названием я готовила в уме вопросы, а увидев Оксану Александровну, немного растерялась. Не ожидала, что фотография, опубликованная как-то в нашей в газете, значительно прибавила победительнице годы. Не замедлила потом сказать об этом очаровательной собеседнице. Но Оксана Голерова удивила меня еще не раз. Представьте, что в центр она пришла работать, будучи студенткой Московского государственного педагогического университета. (Есть в практике этого вуза замечательная традиция, когда будущие специалисты, еще учась на четвертом курсе, начинают свою трудовую деятельность.) Тогда, в 2001-м, центр «На Снежной» только делал свои первые шаги, но трудолюбие, ответственность, интерес к делу юной студентки здесь были замечены. «Да она редкий трудоголик», – скажет потом о своей сотруднице директор центра Надежда Шарова. Впрочем, я думаю, это определение относится в полной мере и к автору высказывания, и ко многим другим сотрудникам. Не случайно в один год в коллективе чествовали двух победителей. Надежда Петровна на тринадцатом Московском конкурсе «Женщина – директор года» стала лидером в номинации «Образование». Победа весомая: только представьте, в конкурсе приняли участие 122 бизнес-леди из всех округов Москвы, соревновались они по19 номинациям, и директор Шарова уверенно вышла в лидеры. Так что можно смело назвать удачным, звездным нынешний год для сотрудников центра «На Снежной». Впрочем, ни директор Шарова, ни педагог-психолог Голерова, как я сумела убедиться, совершенно не считают нужным сосредотачивать особое внимание на своих достижениях. Считают, что их победы – это успех всего коллектива.Мы беседуем с Оксаной Александровной в маленькой комнате, и я в очередной раз удивляюсь, как при таких скромных площадях центру удается вести разнообразную и насыщенную работу. Психологи, социальные работники, дефектологи, логопеды и другие специалисты помогают детям в возрасте от двух до восемнадцати лет справляться со своими проблемами. И делают это весьма успешно. Профессионализм и творческий подход к делу – почерк работы всего славного коллектива. О каждом из направлений многообразной деятельности центра можно рассказывать долго. Здесь помогут и непоседам, и тем, у кого возникли трудности общения со сверстниками и взрослыми, и тем, кто оказался в той или иной непростой житейской ситуации. Кстати, с первого года работы включен «Телефон доверия». Удивительно, что состав специалистов, работающих на телефоне, практически не менялся. На мой вопрос о том, как же спасаются от эмоционального выгорания, получила ответ: «Поем хором». Поверила, действительно лечебные свойства пения уже доказаны. (Всем советую посмотреть фильм о докторе медицинских наук, бывшем солисте Большого театра Сергее Шушарджане, создавшем лабораторию по изучению этого явления.) Говоря о деятельности центра, отмечу, что работа «хором» помогает решать многие проблемы. (Налажено четкое взаимодействие со всеми службами, причастными к проблемам защиты детства.) Особый творческий почерк отличает каждого сотрудника уютного дома на Снежной улице, к примеру, детям, которые испытывают трудности в общении, очень помогает изучение «Эмоциональной азбуки». «Путешествие по Зазеркалью» – так называется одна из программ центра, а создала ее вместе с коллегами Оксана Голерова. Для Оксаны Александровны (она возглавляет отдел по работе с образовательными учреждениями) профориентация детей – одно из важных направлений деятельности. Актуальность проблемы выбора профессии и трудовой адаптации школьников вряд ли кто оспорит, поэтому так востребована программа с интригующим названием. Но именно с увлекательной интриги и надо начинать разговор с подростками о самом важном выборе в жизни. Одно из своих пособий для учителей школ (авторы О.Голерова и Е.Гурова) называется «Выбор профессии – дело семейное?». Вовсе не случайно стоит в заглавии знак вопроса. Ответ на него, по мнению авторов, сегодня очень важен. Если он положителен, тогда следует, что школа не влияет на профессиональное самоопределение учеников, значит, она всего лишь обеспечивает школьников необходимым набором знаний. Но задумаемся о перспективе такого подхода. Привлекательна ли будет в скором времени такая школа для детей и их родителей? Захотят ли семьи отдавать сюда своих детей? Сможет ли школа удержать у себя старшеклассников? И наконец, как в условиях нормативного финансирования будет выживать такое учебное заведение? А если ответ отрицательный и принимается во внимание профессиональный выбор подростков, то получается другая картина. Школа имеет множество преимуществ, работая на профессиональное будущее своих выпускников. Потому напрашивается вывод: профориентация в том или ином виде помогает школе стать конкурентоспособной и более гибко реагировать на образовательные потребности общества.Пожалуй, точнее названия для программы по профориентации не придумаешь. Сегодня, когда с каждым годом появляются все новые и новые профессии, ориентироваться в этом океане возможностей сложно. Кто, к примеру, с ходу может определить, чем занимается хедхантер? А ведь есть такая профессия – «охотник за головами», то есть специалист по переманиванию работников из одной компании в другую. И таких загадочных профессий немало. К примеру, для жителей Токио профессия под названием «собеседник» не кажется экзотической. Сидя в специальных будочках, расположенных в самых оживленных частях города, эти мастера диалога  разговаривают со всеми желающими. За неделю работы могут обслужить таким образом более десяти тысяч горожан. Востребованная профессия? Конечно! А уж если говорить о десятке самых экзотических профессий, то как не вспомнить рассказы про поднимателей пингвинов. Неуклюжим на суше арктическим обитателям трудно бывает удержать равновесие. Особенно когда они закидывают головы, чтобы рассмотреть пролетевший с шумом вертолет или самолет. Подняться с земли пингвины не могут самостоятельно, потому на арктических станциях, как наших, так и зарубежных, существует специальная должность, которая так и называется – «подниматель пингвинов». Хотите верьте, хотите нет! «Путешествие по Зазеркалью» не может не быть увлекательным и притягательным. Как признается Оксана Александровна, для нее важно, чтобы подростки не только ориентировались в мире профессий, но и открывали в себе новое, прислушивались к себе, понимали себя. «Цель моей работы, – говорит педагог-психолог, – не определить, чем должен или не должен заниматься подросток в профессиональной сфере. Я ставлю перед собой задачу вызвать внутренний мотив поиска у подростков, научить их искать ответы внутри себя и доверять себе. «Узнай себя, поверь в себя и следуй за мечтой» – вот что я вкладываю в профориентацию. Когда во время занятий я вижу, как подростки обретают чувство уверенности в собственных силах и начинают доверять своим интересам и мечтам, я понимаю, что для них увлекательное путешествие в мир будущей профессии началось».Программа «Путешествие по Зазеркалью» создана на основе опыта работы специалистов центра. Она включает в себя организационные, мотивационные, диагностические и тренинговые блоки. Их постоянно совершенствуют и меняют с учетом специфики того или иного учреждения и особенностей детского коллектива. Естественно, что профориентационная работа с выпускниками детских домов имеет свои отличия. Помогает Оксане Александровне четырехлетний опыт работы в качестве старшего научного сотрудника лаборатории психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности и сиротства Московского городского психолого-педагогического университета.  Нет, недаром к одной из глав учебного пособия «Выбор профессии – дело семейное?» в качестве эпиграфа взяты замечательные слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Тебя заботит будущее? Строй сегодня. Ты можешь изменить все. На бесплодной равнине вырастить кедровый лес. Но важно, чтобы ты не конструировал кедры, а сажал семена».Путешествие по Зазеркалью продолжается…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте