Журналисты часто спрашивают нас, чем эта выставка отличается от предыдущих. В ответ хочется говорить не только о растущем количестве участников, а о том, что выставка содержательно меняется, так как стремительно меняется сама российская школа. По крайней мере лучшие школы страны чутко откликаются на инновации и сами работают в режиме “научно-исследовательских школ”. За годы работы выставки появились новые формы обучения и новые виды учебных заведений, выпускаются учебники нового поколения, совершенствуется и усложняется оснащение учебного процесса. Но не везде. Ушли те времена, когда во всем СССР в лаборантских кабинетах физики и химии стоял стандартный набор приборов и пробирок, все было унифицировано и распределено поровну. Но даже об этом “изобилии” можно вспоминать с тоской: в большинстве школ России уже более 10 лет государство выделяет деньги только на зарплату учителей и школьное питание. Падают крыши, рушатся здания, мерзнут дети.
А мы здесь, в Москве, выставку устраиваем, называем ее праздником учительства – ну не пир ли во время чумы? Нет. Никогда не согласимся с такими рассуждениями. Нельзя все уравнивать и усреднять. Мы все разные. И школы в России тоже разные. Где-то Интернет в каждом классе, мебель заказана из Голландии, а конкурс как в престижном вузе, а где-то разруха. Безусловно, слабым школам надо помогать: дети не виновны, что в школе плохой директор и что городской глава о них не думает. Бюджет на образование в целом по стране весьма скуден. Надо помогать слабым выживать и в то же время давать возможность сильным школам показывать лучшее, что придумано и применяется в современной школе.
Школа меняется. Все твердят о том, что будущее России зависит от того, как будет организовано образование его маленьких граждан. А эти граждане должны адекватно и своевременно вписаться в глобальное информационное и культурное пространство. И никто не возразит, что для этого выпускник школы должен быть:
– интеллектуально развитым, мыслящим;
– коммуникативно компетентным;
– самостоятельным, уверенным в себе и адекватно себя оценивающим;
– эмоционально развитым;
– толерантным.
Для того чтобы эти красивые слова не остались лозунгами и заклинаниями, нужны технологии, современные образовательные технологии, подкрепленные соответствующими ТСО, например такими, как Интернет. Хотя, конечно, глобальная сеть – это не панацея от всех бед, а одно из средств обучения.
На выставке представлены различные технологии, которые позволяют надеяться на то, что демократия придет к нам через школу, и наши выпускники будут обладать всеми вышеперечисленными качествами и будут готовы к жизни в новых условиях.
Среди таких технологий – система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, мыследеятельностный и коммукативно-деятельностный подходы к обучению, проектная организация учебного процесса. Они в корне меняют отношения “учитель – ученик”, делают ученика полноправным участником образовательного процесса, а значит, свободным человеком.
Эти методики нашли свое отражение не только в мощной тематической программе выставки, но и на стендах учебных заведений, в которых эти и другие технологии успешно применяются. Как это происходит, можно будет увидеть на примере презентации школы “Бакалавр”, которая является федеральной экспериментальной площадкой МО РФ и работает над проектом “Создание модели российской международной школы”.
“Школа” – единственная выставка, на которой государственное учреждение Министерство образования РФ рассказывает о своей работе народу. Таких прецедентов больше нет. Мы не можем сказать, что в этом министерстве все устроено идеально, но, если чиновники открыты людям и обсуждают с ними направления своей работы, это достойно уважения. Попробуйте предложить какому-нибудь другому министерству развернуть аналогичную экспозицию своего ведомства √ не каждое на это решится.
В этом году в свой пятилетний юбилей мы оглядываемся на пройденный путь и подводим некоторые итоги своей работы. Главным итогом мы считаем то, что у выставки “Школа” есть свое лицо, ее знают и любят, а КВЦ “Сокольники” становится центром проведения других образовательных форумов. Будущее выставки “Школа” в демонстрации всех направлений российского образования. И мы надеемся, что так, как в этом году к нам присоединилась выставка “Ярмарка профессий”, в будущем к нам будут присоединяться образовательные выставки различных направлений: от тематики детского сада до высшего учебного заведения.
Поздравляем вас с открытием выставки “Школа-2001”! Добро пожаловать в Сокольники!
Татьяна ДАНИЛИНА,
Директор выставки “Школа-2001”
Комментарии