20 лет назад 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской атомной электростанции полыхнула ядерная беда. Спасли страну ликвидаторы последствий катастрофы. С одним из них – Героем России полковником Владимиром АЛИМОВЫМ встретился корреспондент «Военного образования».
В 1979 г. выпускник Саратовского высшего военного авиационного училища летчиков по специальности «летчик-инженер» Владимир АЛИМОВ с лейтенантскими погонами на плечах направился в один из гарнизонов Туркестанского военного округа – город Аральск-8. Стал летчиком-штурманом вертолета МИ-8 и за 5 лет вырос в высококвалифицированного воздушного бойца – военного летчика 1-го класса. А еще через 2 года полыхнул четвертый блок Чернобыльской АЭС.
В то время Владимир Алимов в Казахстане под Байконуром служил в части единой поисково-спасательной службы СССР. Он в числе первых отправился ликвидировать последствия катастрофы.
Никто и словом не обмолвился о том, что придется лететь в ядерный ад. Упомянули лишь о пожаре под Киевом и только в Конотопе вертолетчикам сообщили о реальной причине вылета – взрыве на атомной электростанции в Чернобыле.
Значительно позже руководители госкомиссии и ученые-ядерщики признаются: в те дни никто не мог дать гарантии, что в любую секунду не полыхнет ядерный взрыв непредсказуемо страшной силы, превращая все вокруг в выжженную пустыню…
Профессионалы небесных войск отлично, на языке выверенных военной наукой количественно-качественных характеристик представляли смертельную опасность радиации и того, что им предстояло сделать. Отлично сознавали и другое: никто кроме них не мог закрыть врата ядерного ада, разверзшиеся на крыше аварийного четвертого блока АЭС.
И началась адская боевая работа – в день по 33 вылета при допустимом, определяемом дозами облучения максимуме – 4 – 6. Вместо 100 рентген записывали лишь по 31, боясь, что спишут… И никто не думал о себе. Была беда. Смертельная угроза. И боевая задача – спасти страну. Ее нужно было выполнить. Во что бы то ни стало.
Сознавая, что может ждать их за гранью допустимых доз, готовили себя к худшему. Но, отбрасывая, как недостойные мысли о смертоносных рентгенах и бэрах, вновь и вновь вели винтокрылые машины «на реактор», засыпая приготовленными по рецептам физиков-ядерщиков смесями огнедышащее жерло, разверзшееся на крыше четвертого блока АЭС.
А потом были 8 непростых месяцев в 7-м Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале. И яростное желание остаться в небе, служить вопреки всему…
Только через 4 года мужество и верность долгу, преданность делу ликвидатора чернобыльской катастрофы Владимира Алимова отметили орденом Красной Звезды.
Едва оправившись после лечения, капитан Владимир Алимов вопреки всем прогнозам врачей вернулся в строй. Около четырех лет провел в группе наших войск в Германии. В 1992 г. полк, в котором служил майор Алимов, вернулся на Родину. Затем были Приднестровье, Таджикистан, участие в миротворческой миссии под эгидой ООН в Анголе. Там в тяжелых климатических условиях, ежедневно перевозя страдающих тропическими болезнями людей, сам слег с малярией. Казалось, болезнь положит конец летной судьбе, но, видать, в рубашке родился…
На Северном Кавказе отдельный вертолетный полк, в котором служил Алимов, утюжил небо чеченской войны. На долю офицера выпало участие в обеих кампаниях в Чеченской Республике – в 1996-м и 1999 г. В первую чеченскую кампанию майор Алимов был удостоен ордена Мужества.
…В один из дней 1999-го экипаж вертолета под командованием майора Владимира Алимова получил задачу найти и и эвакуировать летчика Су-25, сбитого в Аргунском ущелье неподалеку от чеченского селения Старые Атаги. Полет проходил в сложнейших метеоусловиях. Облака висели в 80 – 90 м над землей, видимость – 900 м.
К поисково-спасательной группе из трех Ми-8 и двух «летающих танков» Ми-24 через 40 минут присоединились еще 4 вертолета – группа под руководством Героя Советского Союза полковника Николая Майданова.
В районе Ярыш-Марды вертолеты группы майора Алимова из засады едва ли не в упор обстреляла банда из двухсот боевиков во главе с известным международным террористом Хаттабом. Бандиты знали: русские пилоты своих в беде не бросают.
Под шквальным огнем врага майор Алимов сумел посадить свой вертолет и забрать на борт экипаж, десантников и поисково-спасательную группу сбитого «Ми-8. 22 минуты понадобилось ему, чтобы без потерь завершить эвакуацию.
Несмотря на пробитый центральный топливный бак вертолет смог взлететь. После посадки борттехник насчитал на дюралевом теле Ми-8 более 30 пробоин…
«Обычный рядовой случай», – так оценил тот боевой эпизод Владимир. Но оказалось, совсем нерядовой. Указом Президента РФ от 15 февраля 2000-го за мужество и героизм при исполнении воинского долга заместителю командира вертолетной эскадрильи майору Алимову было присвоено звание Героя России.
– Многие тогда ломались. Оставались самые крепкие. Было тяжело, но все знали, на что идут, поэтому шли вперед, не оглядываясь»,- делился воспоминаниями Алимов.
А если бы можно было прожить жизнь заново, что захотел бы изменить?
На мой вопрос Герой России полковник Алимов ответил категорично:
– Не жалею ни о чем. В свое время, когда многие покидали Вооруженные Силы, у меня такого желания не возникало. Это мое любимое дело, которому отдал лучшее время своей жизни. И теперь хочу передать накопленный опыт молодежи. Жаль, не всегда порой получается. Как бы банально это ни звучало, но порой просто не хватает керосина, приходится себе оставлять по минимуму, жертвовать своими полетами. Молодым офицерам они нужнее.
А когда вновь садишься за штурвал вертолета, каждый раз с новой силой испытываешь непередаваемые ощущения – романтику неба.
Спросила:
– У вас была заветная мечта?
– Да, всегда мечтал о сыне. Но все равно счастлив. Ведь я отец трех замечательных дочерей!
Земляки Владимира Алимова по-своему отметили заслуги боевого летчика, в честь Героя на его малой родине назвали улицу.
Он продолжает служить Отечеству в готовности, в любой момент подняться в небо и повести за собой крылатую молодежь.
Комментарии