На открытии четвертой Всероссийской конференции “Дети. Театр. Образование” в Орле заведующая лабораторией театра Института художественного образования РАО Александра Ершова поделилась с коллегами: “Самое страшное, когда мы видим театр крепостных детей!” Более 60 человек – педагоги, актеры, ученые из многих городов России – съехались в Орел не для того, чтобы хвалить себя и свое любимое дело, а чтобы попытаться решить назревшие проблемы.
Театр недаром называют самым субъективным из искусств, единого мнения не бывает даже после просмотра гениальных спектаклей. А тут на сцене – дети! Какими они должны быть? Какими должны быть их педагоги? И каким должен быть сам детский театр? Если он существует в школе исключительно для развития личности ребенка – это здорово, это воспитание. Но всерьез оценивать способности шестилетнего мальчишки “к мимированию и пантомированию” и требовать от него умения перевоплощаться!..
– Дети все делают против Станиславского. Они обозначают и наигрывают. – Это из выступления профессора кафедры режиссуры РАТИ Петра Попова. – Театр – дело опасное. У вас в руках – ядерный реактор! А рвение к наукам и методикам приводит к тому, что мы уже не замечаем, как ребенок становится средством выражения наших амбиций…
Так что же такое детский театр? Надевание маски на юного человечка? Или это все-таки единственная возможность для ребенка остаться самим собой, полностью раскрыться? Граница, отделяющая одно от другого, тонка, как паутинка.
Трудно дать общий ответ на вопрос, решение которого впрямую зависит от личности каждого учителя. Может, потому и нет до сей поры методики преподавания театра в школе. Но педагогам она необходима, об этом они говорили на конференции. К одному выводу ее участники пришли, что называется, единогласно: специальное театральное образование следует начинать с 12 лет, не раньше. С этого возраста ребенок начинает осознавать себя. Но “провести через театр” к 8-9-му классу надо всех. Главное – не навредить.
Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж
Комментарии