На краю Москвы, вдали от столичной суеты, на берегу Лосиного Острова, где по кронам сосен скачут рыжие белки, голубые сойки роняют изящные перья на дорожки, усыпанные хвоей, уютно расположилась наша школа, однако уединенность не мешает школьной жизни бурлить, как огромный котел с вкусной едой к праздничному столу.
За последние несколько лет в школу пришли новые технологии, Всемирная паутина проникла в нашу среду и среда преобразилась! Умные электронные и компьютерные классы ждут своих учеников, виртуальные и электронные лаборатории в любой момент доступны для проведения исследований и опытов, наряду с новыми педагогическими и информационными технологиями появляются и новые дисциплины, одна из них – с веселым, но и серьезным названием – «Робототехника», которая стала необходимой в современной школе.Парадоксальность ситуации заключена в том, что, с одной стороны, жизнь вокруг нас все усложняется, все больше электронных устройств входит в наш быт, применяется в промышленности и в науке, все больше требуется специалистов, способных обслуживать всю эту армаду устройств, изобретать новые, а с другой, только один процент людей всего земного шара способен к техническому творчеству, изобретательству, причем число это тает год от года.Все мы помним, как в детстве в каждом доме были такие устройства, как ламповый телевизор, механический будильник, радиоприемник, которые глава семейства вместе с сыновьями частенько ремонтировал. Я прекрасно помню, как еще ученицей ходила на практику в лабораторию какого-то номерного завода, там мы собирали радиоприемники, занимались микросваркой, разбирались в резисторах, припоях, диодах и триодах. Любой ребенок мог раскрутить часы и посмотреть, что же там внутри. Кому-то даже удавалось собрать их обратно. Теперь же повсюду запаянные электронные микросхемы и микрочипы, достаточно легкого касания, а порой даже и взгляда, чтобы устройство начало свою работу. Сегодня, если что-то не работает, мы выбрасываем – проще приобрести новое. Если раньше, отправляясь в автомобильное путешествие, мы брали с собой запчасти, насосы, камеры, то нынче достаточно взять банковскую карту и мобильный телефон. В быту детям не на чем изучать различные устройства, применять свои знания на практике. В итоге изобретателей, или, как в народе говорят, Кулибиных, становится все меньше и меньше, а сложных устройств – все больше.Закономерно, что сегодня огромное значение приобретает техническое развитие ребенка, выявление детей, по складу ума наиболее расположенных к техническому творчеству, к изобретательству, и дальнейшее продвижение их по выбранной специальности. Для этих целей и предназначены занятия в нашем объединении «Робототехника». Здесь занимаются конструированием моделей объектов и программированием микроконтроллеров, то есть «оживляют» конструкции при помощи встроенных программ, с увлечением строят модели электромобилей, электростанций, работающих от солнца, и другие модели, благо есть такое чудесное изобретение, как солнечные батареи, оно воплощено в конструкторе ЛЕГО.Как учитель информатики, я знаю, что самая сложная тема – программирование. Оно требует развитого абстрактного, логического и эвристического мышления, программируя модели различных роботов, мы реально видим выполнение той или иной программы. Здесь наглядно демонстрируется, зачем нужно уметь быстро и правильно написать программу, ведь неверно работающий робот очень опасен в быту, а на производстве вообще может спровоцировать катастрофу!Робот с неотлаженной программой не сможет успешно состязаться с роботами, созданными другими ученическими командами. И здесь мы подходим к очень интересному аспекту нашей работы – соревнованию роботов. Обычно они проводятся два-три дня, в это время занятия робототехникой достигают своего апогея. Нигде и никогда вы не увидите такого взрыва технической мысли, полета фантазии, напряжения воли, это настоящий брейнсторминг! В считанные секунды оттачиваются заготовленные дома алгоритмы, переконструируются привезенные с собой роботы, чтобы быть выше, сильнее, быстрее и, конечно, умнее!Помню состязания в Политехническом музее. Маленький, на стареньком процессоре робот, двигаясь не спеша, как бы принюхиваясь и близоруко присматриваясь к полю, вдруг начал легко оставлять за кормой препятствия, одно за другим. Препятствия, которые оказались не по плечу даже мощнейшим роботам! Мы сочувствовали ему, как живому человечку. Зал замер, напряженно наблюдая за ним, размышляя, что же за такой волшебный алгоритм заложен в столь неказистом устройстве? И вдруг – овации! Поддерживаемый зрителями наш путешественник уверенно двигался к финишу. Вот-вот заветная черта! За бортом остались мосты, туннели, перекрестки. «Давай! Давай!» – кричали ему зрители, как настоящему спортсмену. Радость победы передать невозможно! Надо двигаться к новым рубежам….Искрится солнце в кронах сосен, шелестят листья берез, идут занятия в нашей школе, растут и взрослеют мои ученики. Я знаю – будущее в надежных руках…Ольга КОРОЛЕВА, учитель информатики Центра образования №1099
Комментарии