Данные статистики за 2021 год: около 60% первоклассников имеют нарушения речи, 15% учителей испытывают трудности при дистанционной работе, а дети от 5 до 8 лет в среднем проводят в телефоне от четырех до пяти часов в день. Разные темы? Не совсем. Объединены они одной общей проблемой – взрослением поколения, которое не любит разговаривать. О том, нужны ли логопеды в школах, о детях, которые не любят говорить, и о дистанционном обучении рассказала Ирина Викторовна ТАРАКАНОВА, учитель-логопед высшей квалификационной категории из Балашихи.
– В 80-е и 90-е годы логопедов почти не было. Сейчас в каждом детском саду не один, плюс кто-то занимается индивидуально. Что это – проблема современного поколения, мода на правильную речь? Или раньше на нарушения речи (как и на кривые зубы) никто особо не обращал внимания?
– Еще двадцать лет назад детей с нарушением речи действительно было мало, соответственно, и логопедов. Когда я начинала работать в Балашихе (крупнейший город Московской области. – Прим. авт.), у нас не было и сорока логопедов в городе, а сейчас больше ста пятидесяти.
– И проблемы, наверное, были другие?
– Да. Чаще нарушено было только звукопроизношение, а сейчас не только. Но что важно: проблемы легче было решать, потому что родители были больше заинтересованы в результате. Современных родителей очень трудно мотивировать. Появилась привычка: «мне должны» или «я лучше заплачу, чем буду заниматься сам». Но все идет из семьи. Так не бывает: ребенок позанимался полчаса или сорок пять минут с логопедом и чисто заговорил. Необходимы постоянное общение и разговоры в семье. Если звук поставлен, его автоматизируют в речи. Но сейчас чаще происходит так: ребенок отзанимался, закрыл тетрадь и забыл до следующего занятия. Родители не заинтересованы в совместной работе.
– Есть мнение, что логопедические проблемы множатся еще и оттого, что современные мамы и папы вообще мало разговаривают с детьми, общение в семьях в целом уходит.
– И это так. Мало разговаривают и очень мало читают. Я не говорю, что совсем не читают. Но намного меньше, чем двадцать – сорок лет назад. Недавно я попросила детей в подготовительной группе (6-7 лет) рассказать сказку. Они вспомнили только «Курочку Рябу». Это уровень младшей группы. Почему так? Потому что нет чтения в семье, в итоге детям становится неинтересно.
– Им интереснее телефон?
– Да.
– Смартфоны, планшеты, игровые панели, приставки действительно такое зло в логопедической картине, как принято представлять?
– А как без них обойтись в современном мире? Даже в школе, чтобы, например, посмотреть домашнее задание, пройти олимпиаду, ребенок должен уметь создать свой кабинет, ввести логин, пароль. В детском саду в каждой логопедической группе у нас есть интерактивная доска. Детям очень нравится такое оборудование, оно их увлекает, в наш век мы без этого не обойдемся. Есть программы, которые предлагают ребенку повторять скороговорки и даже поправляют речь. Есть логозеркало, например, ребенок видит в нем и себя, и задание, а герои из зеркала могут с ним общаться и говорить. Но все эти новшества хорошо работают, когда у ребенка интеллект в норме и вопрос только в закреплении звуков. В этом случае такие программы, оборудование даже могут заменить живого логопеда.
– Технические новшества смогут заменить в будущем потешки?
– Нет, конечно. Не надо изобретать велосипед. Потешки – народное творчество, их суть – идти от простого к сложному. Более простые слова сменяются более сложными. Слова складываются в предложения. Что-то другое придумать очень непросто. Даже возьмем стихи. Проблемным детям сложно даже повторять стихи современных авторов, а вот строки Агнии Барто они с легкостью произносят. У Барто все основано на ритмике, на созвучии и простых, обыденных предметах. Даже игры для логопедических кабинетов переиздаются те, что были двадцать пять лет назад. Может быть, более новые, современные предметы и картинки, но суть остается та же. Технические новшества – это скорее про «заинтересовать, увлечь, помочь» иногда, но не про «заменить». Ведь чаще всего нарушения идут более глубокие, и тут ни чудо-зеркало, ни программа их не обнаружат. Это вопрос поиска золотой середины.
– Как ее найти? С помощью ограничения времени игр в телефоне?
– С помощью ограничения времени – да, и должны быть разные задания. Даже в детском саду на занятиях часть времени мы отдаем работе с интерактивной доской, ребенку это интересно, его это увлекает, но потом мы меняем деятельность и переходим к тетрадям. Дома тоже должно быть так: чтение, телефон, игра и так далее. Но чаще всего дома телевизор, гаджет. Это вопрос совместной работы родителя и логопеда и, конечно, преемственности: дети с логопедическими проблемами после детского сада должны попадать к школьному логопеду.
– Логопед в школе нужен?
– Обязательно. И раньше он там был. Мы в дошкольном учреждении начинаем работу, школьный логопед продолжает. Такие специалисты занимаются дисграфией, дислексией. Дети с логопедическими нарушениями плохо читают, у них проблемы с письменной речью.
– Мой брат учился в первом классе в конце 90-х. Как-то он переписывал предложение «Булька пробил окно». В тетради предложение выглядело так: «Пулька пропил окно». Все посмеялись и забыли. Брат был троечником. А, возможно, мог бы и не быть?
– Да, возможно. Школьники очень нуждаются в помощи логопеда. Бывает, что нет проблем в саду, они начинаются в школе. Есть специальные упражнения для обследования фонематического слуха. Если у ребенка он в пределах нормы, этого достаточно, проблем в учебе быть не должно. Но если нет, то такого малыша должен вести школьный логопед до тех пор, пока подопечный не достигнет нормы.
– Еще несколько лет назад считалось, что к пяти годам ребенок должен произносить все звуки. Сейчас нормой стали 6,5-7 лет. С чем связано смещение?
– У меня первое образование химико-биологическое, поэтому я смотрю на этот вопрос с точки зрения эволюции. Почему раньше, двадцать – сорок лет назад, развитие шло быстрее? Во-первых, были крепче родители. Сейчас мы теряем здоровье. И речь даже не о простудных заболеваниях, общий иммунитет ослаблен. Появилось понятие «ребенок с ослабленным иммунитетом». И вот дети с ослабленным иммунитетом рожают детей с еще более ослабленным иммунитетом. Во-вторых, возможно, это прозвучит резко, но успехи медицины не дают работать естественному отбору. Медицина шагнула вперед – это очень хорошо, сейчас помогают в очень сложных случаях. Но в общей картине мы получили детей, которые начинают позднее ходить, позднее говорить и имеют слабое здоровье. Это одна причина смещения возрастной нормы – физиологическая. Вторая – социальная, огромный информационный поток. В детском саду, в логопедических группах, мы включаем мультфильмы минимально и либо по лексическим темам, либо старые – пятидесятых годов. И я вижу, что глаза у детей не загораются, детям неинтересно. Недавно я принесла в группу игрушки – смешариков. Дети не знают, кто это. То есть даже смешарики уже отошли в прошлое, а прошло не так много лет. В этом быстром информационном потоке дети – пассивные слушатели, пассивные зрители, им вообще не очень интересно говорить.
– Может, это не проблема? Мы вот росли во дворе с мячом, у нас не было телефонов, а они растут дома с телефоном. Просто другие дети.
– Может, и не проблема. У нас в детском саду в логопедической группе двадцать детей со сложными дефектами речи плюс двенадцать – пятнадцать добавочных, то есть всего тридцать пять-тридцать шесть. При норме двенадцать. Когда детей двенадцать, я могу спросить каждого, а сейчас сложнее. Потом дети идут в школу, где в классах больше тридцати человек. Единицы говорят, остальные молчат. Контрольные – письменные, олимпиады – тестирования. Потом эти дети приходят на работу и сидят за компьютерами, где тоже молчат. Получается, что живая речь не нужна. Жизнь проходит на мониторе.
– По статистике, в пандемию 15% учителей не могли вести занятия дистанционно. Для вас как логопеда это стало проблемой?
– Не с точки зрения технологии, но с точки зрения общения. Я привыкла к живой коммуникации. К тому же, если школьник может самостоятельно присутствовать на уроке онлайн, при занятии ребенка с логопедом дистанционно нужен рядом родитель. А мамам и папам часто некогда. В пандемию, считаю, занятия получились менее результативными, чем при живом общении, но и это лучше, чем ничего.
– Будущее за дистанционной логопедией? В Интернете море предложений онлайн-занятий, даже групповых.
– Нет. Суть логопедии в развитии речи. Но развить речь, не общаясь, очень сложно. Дистанционно дети больше слушают, они с удовольствием играют, им это очень нравится, озвучивают отдельные эмоциональные моменты, но описать игру, рассказать о ней они не могут. Получается, что суть занятий искажается.
– Ощущение какого-то тупика. Приходят специалисты, которые выучились дистанционно и могут работать только через экран с детьми, которым в свою очередь интереснее молчать, чем говорить. Но ведь речь – это мышление. Значит, подрастают дети, которые не будут говорить и не будут думать?
– Я считаю, все зависит от спроса. Как только появится спрос на специальности, где люди должны разговаривать, детей начнут учить пользоваться речью. И мне кажется, этот процесс уже пошел. Вот при сдаче литературы в школе вводят устные вопросы, чтобы дети могли рассуждать. Историю можно будет сдавать как письменно, так и устно. Это очень хорошая тенденция. И, возможно, она приведет к каким-то существенным позитивным изменениям.
Анастасия ШАНСКАЯ, Московская область
Комментарии