Президент России Владимир Путин поручил запустить пилотный проект по оценке универсальных управленческих компетенций студентов вузов. Обеспечить его реализацию в 2021‑2022 и 2022‑2023 учебных годах должны Минобрнауки России и автономная некоммерческая организация «Россия – страна возможностей». По итогам проекта будет рассмотрен вопрос о включении соответствующей информации в документы о высшем образовании.
Как можно оценить управленческие компетенции и дадут ли такие сведения в дипломе конкурентное преимущество выпускнику вуза? Об этом размышляют наши эксперты и читатели.
Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Высшей школы экономики, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:
– Думаю, что управленческие компетенции следует разделить на несколько составляющих. Что нужно управленцу? Во-первых, коммуникативные навыки, чтобы уметь разговаривать с людьми. Во-вторых, знание нормативной базы, чтобы разбираться в законодательстве. В-третьих, наличие лидерских качеств, чтобы повести за собой. И так далее. В этом плане что-то из перечисленного можно проверить на экзамене или в результате тестирования.
Сама идея проверки так называемых мягких навыков мне нравится. Но вопрос в том, будут ли проверяться именно они, а не формальные знания. Можно ведь выучить множество теорий управления, но при этом быть никаким управленцем. Следовательно, есть опасность, что люди займутся не формированием мягких навыков, а чтением курсов об этих навыках. Хотя то же самое волонтерство развивает их куда лучше.
Игорь СМИРНОВ, доктор философских наук, член-корреспондент РАО:
– Если мы хотим, чтобы содержание образования сохраняло научный характер, оно должно оставаться предметом общественного договора, а не государственного регулирования. На этот, еще не усвоенный принцип в прошлом году натолкнулось утверждение госстандарта общего образования, когда его заблокировала Российская академия образования.
Вспоминаю давний разговор с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Вольским о спущенном сверху указании ввести в программы вузов обучение навыкам предпринимательства. «Ну что ты, – говорил мне мудрый Аркадий Иванович, – обучить этому в аудитории невозможно, нужна реальная практика, причем долгая». Напомню, что произошло. Чуткие к приказам вузы к 2010 году разогнали выпуск предпринимателей (специальность «экономика и управление») до 387 тысяч.
Неподвластная директивам экономика быстро притормозила «русские качели», сейчас их выпуск – 2,3 тысячи человек. Сокращение в 160 раз! Не верите? Загляните в Российский статсборник-2020, стр. 202.
Даю прогноз: обучать универсальным управленческим компетенциям скоро обяжут все вузы. Или кто-то всерьез думает, что министр назовет неудачным объявленный президентом пилотный проект?
Николай ПОДОСОКОРСКИЙ, публицист, кандидат филологических наук, Великий Новгород:
– Конечно, если такое поручение дал глава государства, то чиновники будут вынуждены его исполнять. Однако мы знаем уже немало случаев, когда различные поручения президента со временем тонули в бюрократической рутине, и ввиду новых (как это часто бывает в России – совершенно неожиданных) обстоятельств о них больше никто не вспоминал.
Сами по себе новые строки в дипломе мало на что повлияют, решающими для построения карьеры по-прежнему останутся бренд вуза, реальные знания и умения, а также социальные связи выпускника. В системе, где на ключевые посты расставляют верных, а спрашивают с них потом как с умных, подобные проекты ничего не изменят по существу.
Дмитрий Н., преподаватель университета, Воронеж:
– Я считаю, что работа по выявлению студентов – потенциальных руководителей уже проводится в вузах. Этим занимаются общественные организации, в частности профсоюзы. Если студент активен и проявляет себя как лидер, то его выдвигают на различные должности в профкоме, человек растет, совершенствуется, посещает различные слеты и семинары, набирает нужные знания и к выпуску уже обладает некоторым управленческим потенциалом. Такая система существует даже при подготовке на гуманитарных специальностях. Остается лишь отразить в дипломе эти сведения о человеке. Но для этого совсем не обязательно создавать специальные федеральные проекты под дополнительные средства, которые непонятно на что будут израсходованы. И что-то я не знаю выпускника, который сразу со студенческой скамьи отправился на руководящую должность. Всегда надо поработать, набраться опыта, пообщаться с людьми. А к тому времени уже станет ясно, управленец это или нет. Отметка в дипломе никак не повлияет.
Татьяна К. (имя изменено), преподаватель университета, Великий Новгород:
– Управленческие компетенции – это хорошая добавка к вузовской программе, если только они не будут приоритетом в подготовке специалиста. В последнее время, на мой взгляд, в разных регионах страны сложилась опасная тенденция назначать на руководящие посты в вузах и даже местных органах власти тех, кто проявляет управленческие компетенции. Как именно проявляет? В некоторых случаях оказывается достаточно написать удачное эссе для какого-нибудь профильного конкурса. То есть руководителями назначают тех, кто умеет красиво говорить на любую тему. Проще говоря – болтунов. Потом зачастую оказывается, что специалисты из них никакие, и болтуны перепархивают, как бабочки, на следующую управленческую должность, в другой регион, где их еще не знают, порой идут на повышение. Если при оценке управленческих компетенций будут брать в расчет не умение красиво писать и говорить, а результаты реализованных проектов, тогда ситуация изменится к лучшему.
Комментарии