Об этом шел разговор на очередном заседании столичного правительства.
Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы: – Проблема экологии связана с транспортной проблемой хотя бы потому, что 90 процентов загрязнения воздуха идет именно от транспорта. Даже те изменения, которые произошли в последние годы, несмотря на значительное увеличение парка машин, – улучшение экологического класса топлива, более ужесточенные требования к машинам, изменение экологического уровня городского общественного транспорта, да и покупка гражданами машин нового поколения, с новыми экологическими двигателями, запрет на продажу в городе топлива низкого экологического класса, ниже «Евро-4» и «Евро-5», – постепенно дают свои результаты. У нас впервые, несмотря на рост парка машин, произошло уменьшение выбросов СО2, и эту тенденцию, конечно, надо закреплять в первую очередь решением транспортных вопросов и улучшением качества автомобилей – и общественных, и личных, которые двигаются по улицам Москвы. Конечно, надо продолжать активно заниматься озеленением территории, что мы, собственно, и делали. Последняя программа «Миллион деревьев» должна быть реализована в ближайшие годы. Несомненно, улучшению экологии города должна способствовать и переработка огромной массы отходов, которые производит город, и мы активно начали переходить на новые договоры, долгосрочные договоры не только по вывозу отходов, но и по их активной переработке. Антон КУЛЬБАЧЕВСКИЙ, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды:- Сегодня Москва претерпевает развитие, направленное на решение застарелых городских проблем во всех отраслях хозяйства и одновременно на создание города, комфортного для проживания. Быстро меняются экономические, правовые, экологические условия. Возросла площадь Москвы, надо совмещать задачи роста экономического потенциала и охраны окружающей среды. В этих условиях требуется выработка новых подходов к сохранению природных систем, обеспечению качества окружающей среды. Задача обеспечения конкурентных преимуществ для Москвы как мирового мегаполиса в будущем диктует новую парадигму для экологического развития: в процессе развития Москвы – улучшать экологические показатели не только на сегодняшний день, но и в расчете на перспективу. Главная задача – сохранение баланса между сбережением природы Москвы и ее разумным, контролируемым использованием. Один из основных руководящих документов Российской Федерации – «Основы государственной политики в области экологического развития на период до 2030 года» – устанавливает приоритет обеспечения экологической безопасности при модернизации и в процессе инновационного развития России. Мэр Москвы поставил задачу разработки экологической стратегии Москвы на долгосрочную перспективу с четко сформулированными стратегическими целями. В качестве первого шага предлагается утверждение основных положений новой экологической политики Москвы на долгосрочную перспективу. В качестве одного из главных экологических индикаторов экологического благополучия выбирается состояние здоровья горожан. Это идея, которую долго отстаивал известный российский ученый Алексей Яблоков. Ее реализация потребует серьезной работы с медицинской статистикой, внедрения методологии оценки риска заболеваемости населения, которая в других странах уже давно лежит в основе выбора направляющих решений. Сегодня города, думающие о будущем, знают, что главное – борьба за человеческий капитал. Мировые рейтинги городов включают показатель обеспеченности зелеными территориями. Для привлечения людей и капитала это очень важно. По статистике доход на душу населения растет. В случае если город не сможет предоставить людям достаточный пакет экологических услуг, они могут быть потеряны для города и его бюджета. Поэтому еще один предлагаемый ориентир экологической политики – максимальное озеленение и благоустроенность территорий, реорганизуемых промышленных зон, санитарно-защитных зон предприятий. Яркое подтверждение моим словам – это уже принятое решение по созданию парка «Зарядье» на месте снесенного гостиничного комплекса. Кроме того, мы предлагаем внедрить новую методологию учета экономических выгод от сохранения естественных природных систем, природных ландшафтов и природного комплекса. Они вносят реальный вклад в стоимость недвижимости, собираемость налогов, потенциал для привлечения рабочих мест и инвестиций, туристическую привлекательность для Москвы. В рамках новой экологической политики необходима экореконструкция сложившихся жилых районов, формирование экологоградостроительных структур нового типа, особенно на новых территориях. Среди жизненно необходимых фундаментальных положений в долгосрочной экологической политике – приоритет сохранения биоразнообразия экологических систем; внедрение наилучших доступных технологий и инноваций; поэтапный переход к низкоуглеродной экономике; развитие и внедрение технологий зеленого строительства; реабилитация территорий с накопленным экологическим ущербом; обеспечение радиационной, химической безопасности и адаптация к климатическим изменениям. В последние два года появились примеры, когда благодаря жесткой позиции городских властей промышленные производства стали внедрять современные природоохранные практики. Но у многих еще, например у предприятий теплоэнергетического комплекса, удельные показатели выбросов на протяжении десятков лет не уменьшаются. Мы гордимся позитивной динамикой по многим показателям качества окружающей среды, однако, по данным Всемирного фонда дикой природы, экологический след Москвы (это комплексный показатель, отражающий площадь территории, акватории, необходимых для производства используемых нами ресурсов и переработки наших отходов) все еще растет. Среди предлагаемых тезисов – реформирование системы управления Москвы в области охраны окружающей среды. Главная задача – максимальное вовлечение общественности, экспертов и научных специалистов, представителей бизнеса к принятию экологически значимых решений, создание эффективных меж- и надотраслевых коллегиальных органов по обеспечению выбранного пути экологического развития, содействие эффективному распределению полномочий между органами власти Москвы, и федеральными структурами, и органами местного самоуправления. Сегодня стала очевидной и такая значимая функция экологии, как сохранение социальной стабильности. До недавнего времени диалог между властью и населением серьезно ограничивался низким уровнем взаимного доверия, поэтому для департамента стало приоритетным взаимодействие с общественными организациями, инициативными группами граждан, заинтересованными в сохранении природы. Начало нового этапа диалога в сфере практической экологии позволяет понять и сформировать объем социального заказа, что действительно нужно людям, а не что им навязывают, не спрашивая. Это и есть, по нашему мнению, одна из главных социальных задач новой экологической политики. На уровне Правительства Москвы эту задачу решает портал «Активный гражданин» – отличный пример того, что для власти важно сделать город таким, каким его хотят видеть люди. В развитии основных положений новой экологической политики должна быть принята экологическая стратегия Москвы до 2030 года. Это будет уже детальный документ, содержащий целевые и количественные показатели развития и «дорожную карту» их достижения. Это должен быть не внутриведомственный документ департамента, а один из основных руководящих документов Правительства Москвы, с которым должны согласовываться действующие и будущие государственные программы. Поэтому участие органов власти в разработке стратегии важно уже на стадии ее подготовки. Проект постановления предусматривает создание межведомственной рабочей группы из представителей органов исполнительной власти города. Хотя сегодня речь идет только о ключевых ориентирах экологической политики, мы уже имеем проект экологической стратегии, который подготовлен специалистами департамента, членами Общественного совета при департаменте – известными учеными и практиками в различных отраслях. При его подготовке была проведена глубокая аналитическая проработка существующих проблем и новых вызовов, а также имеющихся резервов по улучшению экологической обстановки. Каких улучшений можно и нужно добиться? Это снижение загрязнения воздуха на 30 процентов, увеличение показателя количественной переработки отходов с 0,5 процента до 35 процентов и так далее. Эволюция предполагаемых экологических решений для Москвы лежит в русле тенденций, характерных для большинства мировых мегаполисов и корреспондируется с международными экологическими приоритетами. Концепт новой экологической политики Москвы получил одобрение IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды, экспертов III Московского урбанистического форума и участников V саммита мэров городов – участников партнерства С40 «Климатические действия для жизнеспособных и устойчивых городов» в Йоханнесбурге в феврале 2014 года.
Комментарии