Виктор МАТРОСОВ, академик РАН, ректор Московского педагогического государственного университета:
– Я думаю, мы зачастую забываем, что очень важный фактор в деле улучшения качества образования – подготовка учителей. В основном учителя готовятся в педагогических вузах. Я представляю Московский педагогический государственный университет, который имеет 135-летнюю историю, горжусь тем, что многие ученые в прошлом работали одновременно не только в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова, но и в нашем. Достаточно сказать, что директором нашего вуза был Сергей Алексеевич Чаплыгин, а какое-то время обязанности ректора исполнял
В.И.Вернадский. Многие ученые работали в нашем институте: Зелинский, Наметкин, Лосев, Новиков, лауреат Нобелевской премии Тамм и многие-многие другие. Я это говорю потому, что с 1918 по 1930 год наш вуз назывался МГУ-2 и здесь очень сильны традиции фундаментальной подготовки специалистов. Сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда среди 40 инновационных вузов есть три педагогических: два московских и один санкт-петербургский имени А.И.Герцена. Могу сказать, что наша аспирантура и докторантура по количеству обучающихся входят в состав пяти ведущих вузов России, у нас 32 специализированных совета по защите диссертаций. Наряду с Российской академией наук, с Российской академией образования мы осуществляем экспертизу учебников и ведем эту большую, ответственную и важную работу на базе нашего университета.
Когда-то в России было около 100 педагогических вузов, сейчас их уже менее 70. Наверное, тенденции перехода в классические университеты, поглощения другими вузами или просто исчезновения неизбежны, но вместе с тем мне кажется необходимым, чтобы наряду с укреплением ведущих педагогических вузов, мы подумали также и о том, чтобы те слабые педагогические институты, которые есть, перевести в филиалы ведущих вузов или других классических университетов. Слабость школьного образования во многом связана и с недостатком подготовки учителей в педагогических вузах. Происходит очень сильное старение кадров, большой процент работающих (особенно в начальных классах) учителей не имеет диплома о высшем образовании. Здесь можно перечислить очень много проблем, так же как и то, что зачастую многие педагогические вузы имеют материальную базу более слабую, чем школы, для которых они готовят учителей. Но мы не должны ослаблять предметную подготовку учителей. Фундаментальность подготовки – очень важный фактор. Зачастую в педагогических вузах, в системе педагогического образования стремятся к тому, чтобы усилить психолого-педагогическую или методологическую составляющую, а предметность подготовки иногда в этом стремлении упускается, и значительно слабее готовятся учителя.
Комментарии