Тема адаптации выпускников детских домов не теряет своей актуальности. Скорее, наоборот, с годами она звучит все острее. Практически все выпускники детских домов имеют высокий уровень тревожности. У 70 процентов проблемы со здоровьем. 10 процентов выпускников заканчивают жизнь самоубийством. И только одному из десяти выпускников детских домов удается адаптироваться в жизни.
Эти цифры были озвучены на круглом столе «Социальная и профессиональная адаптация выпускников детских домов в России», проходившем в середине октября в Общественной палате РФ. Поводом для серьезного разговора стало уникальное исследование экспертов из НИУ ВШЭ при участии благотворительного фонда «Дорога вместе» о ситуации с социально-психологической и профессиональной адаптацией выпускников детских домов. Впервые была собрана комплексная социологическая информация о том, что ждет юношей и девушек за порогом казенного учреждения. Значимость такого исследования трудно переоценить, как и то, насколько непросто было собрать нужную информацию. Единой базы, содержащей данные о взрослой биографии воспитанников детских домов, нет. И как говорили участники круглого стола, вряд ли ее возможно создать и хранить, а также организовать доступ к ней, соблюдая при этом неприкосновенность личной жизни. В своем исследовании экспертам удалось отразить типичность многих этапов в биографиях воспитанников и вариативность жизненных стратегий.На круглом столе собрались члены Общественной палаты РФ, представители органов исполнительной и законодательной власти, представители НКО, эксперты, сотрудники организаций по устройству детей-сирот в семьи и другие участники (всего в списке 75 человек). Разгорелась оживленная дискуссия. Развенчивались мифы и трафаретные суждения, остро ставились неожиданные вопросы. Не без участия нашего брата-журналиста сложился некий стереотип в создании образа выпускника детского дома. Это или успешный, идеальный до приторности, преодолевший все препоны на своем пути человек, или асоциальный тип, который не получил от общества нужной поддержки. Но жизнь не исчерпывается двумя красками. В свое время пришло осознание, что вовсе не дорогие подарки нужны интернатским детям, они только развивают иждивенчество. Несамостоятельность, привычка к гиперопеке, минимальная зона индивидуального выбора и ответственности – вот те подводные камни, которые до поры до времени мы предпочитали не замечать.Неумение быть наедине с самим собой приводит к тому, что выпускники детских домов, став взрослыми, продолжают «сбиваться в стаи». К примеру, получив жилье, они сдают свои квартиры, а проживают все в одной. Как заметила Елена Ярская-Смирнова, главный научный сотрудник факультета социальных наук НИУ «Высшая школа экономики», назрела необходимость формирования законодательства, регулирующего постинтернатное сопровождение выпускников. Должны быть четко обозначены гарантии по социальной поддержке выпускников детских домов. Все это должно сопровождаться активным реформированием детских домов в их прежнем виде и развитием института замещающих семей. В то же время Елена Ростиславовна предостерегла также от лишней идеализации семьи, в которой не всегда формируется привычка к самостоятельной жизни. Важно не забывать принцип «ничего для нас без нас» – выпускники детских домов должны стать не потребителями, а активными участниками в подготовке всех значимых для них перемен. Делясь своими мыслями с участниками круглого стола, Елена Ростиславовна рассказала о неожиданном признании со стороны приемного сына-подростка. Тот был доволен, что может самостоятельно ходить по магазинам, покупать продукты, вещи, распоряжаться своим личным временем. Но вот только одно обстоятельство его огорчало поначалу. «Народу в доме маловато», – сокрушался подросток.Это замечание может вызвать улыбку, но если вдуматься, подросток четко обозначил ту проблему, о которой говорилось раньше. Недаром директор центра содействия семейному воспитанию «Наш дом» Вадим Меньшов привел известную притчу об архитекторе, который всю жизнь строил бараки и мечтал о создании дворца, и когда наконец ему сделали такой заказ, у него получился многоэтажный барак.«Привычка жить большими коллективами остается с нашими подопечными и во взрослой жизни», – заметил Вадим Анатольевич. За годы нахождения в детском доме утрачивается ощущение индивидуальности, умение заглядывать внутрь себя, отвечать перед самим собой за свои поступки. Ребята привыкают к иждивенчеству и потребительству. Одной из острых проблем, мешающих успешной адаптации воспитанников детских домов, становится отсутствие позитивных ролевых моделей семейного поведения. И хотя существует мнение, что главный вуз для девушек – выйти удачно замуж, однако не готовы они сохранять семью. И причин тому немало – негативный опыт проживания в родительской семье, а также желание соответствовать нормам и правилам поведения между представителями слабого и сильного пола, которые характерны для подростковых компаний. С этим опытом они и идут по жизни. Если учесть, что зачастую квартиры выпускникам детских домов предоставляются в одном и том же районе и одном доме, то такая однородная среда может привести к негативным последствиям – воспроизводству культуры бедности, девиантного поведения, социально-экономического неблагополучия.Важный показатель успешной социализации – получение профессии и постоянной работы. В колледжи выпускники детских домов чаще всего идут вовсе не по своему желанию. Поступают туда, где есть общежитие. Как отмечалось в исследовании, в большинстве случаев после 9-го класса воспитанникам детских домов предлагают ограниченный круг профессий (повар, швея, строительные специальности и т. д.). Выбор ограничен состоянием здоровья, подготовкой и, главное, наличием общежития. Потому нередки случаи, когда после одного колледжа переходят в другой, не важно, на какую специальность. И так, получая стипендию и имея крышу над головой, юноши и девушки продлевают свое «безмятежное» существование.Существует огромное количество (по крайней мере около полутора тысяч) различных некоммерческих организаций, фондов, которые занимаются непосредственно воспитанниками детских домов. Названия их говорят сами за себя: «Дорога вместе», «Волонтеры в помощь детям-сиротам», «Измени свою жизнь», «Нужны друг другу», «Старшие братья», «Старшие сестры» и другие. Все они работают, можно сказать, точечно, помогая в каждом конкретном случае тем или иным питомцам детских домов. Так, Ирина Рязанова, исполнительный директор благотворительного фонда «Большая перемена», сказала, что за 14 лет работы фонд помог более 500 ребятам найти свое место в жизни. Это удалось сделать благодаря тому, что, по сути, фонд превратился в профессиональную организацию по социокультурной реабилитации выпускников детских домов. Есть образовательный центр, центр дополнительного образования, создана исследовательская группа, центр обращения «Первый звонок»… «Большая перемена» – это экспериментальная площадка Института психолого-педагогических проблем детства РАО. Несомненно, что подобные организации и фонды обеспечивают мягкое вхождение питомцев детских домов в социум. Но вот только вся эта помощь не становится системной. В одном случае помогли талантливой воспитаннице поступить в хореографическое училище, оплатили ей обучение, проживание. В другом случае спасли выпускника от отправки в психоневрологический интернат, вовремя оплатив недешевое медицинское лечение.Сейчас детские дома превращаются в центры временного пребывания до определения их питомцев в ту или иную семью. Но есть дети, которые никогда не смогут жить самостоятельно. Когда им исполнится 23 года, куда они пойдут? Они не могут планировать свою жизнь, свои расходы, выбирать работу, даже организовать свой досуг не умеют. Навык ответственного обращения с деньгами у них так и не вырабатывается. Притом что они знают свои права, что и кто им должен. Но хуже обстоят дела с осознанием своих обязанностей.Исследование траектории социально-психологической и профессиональной адаптации выпускников детских домов нельзя переоценить. Впервые собрана комплексная социологическая информация, касающаяся выпускников российских детских домов. Надо отдать должное инициаторам этого масштабного исследования. Кандидаты социологических наук Роман Абрамов и Иван Климов, представляя отчет об исследовании, подчеркнули, что распространенная у воспитанников и выпускников детских домов иждивенческая позиция становится значимой социальной проблемой. Проводимая реформа – это попытка решения проблемы: приоритет семейного устройства, проживание по семейному типу, постинтернатное сопровождение. Однако главная задача – преодоление иждивенческой позиции. Что касается трудоустройства, то нельзя не учесть, что кризис в экономике не способствует тому, чтобы работодатели были заинтересованы в приеме на работу работников, к которым требуется особый подход. Нет квот для сирот, нет трудовых коллективов, которые готовы работать с такими детьми. Много нареканий у экспертов вызывает возможность получения пособия по безработице. Выпускники детских домов, не найдя работу по специальности, полученной в колледже, полгода получают пособие по безработице в размере среднего заработка по региону.Дело не в деньгах: одними деньгами проблемы сиротства не решить. Главная проблема не обеспечение сирот, а создание для них нормальной социальной среды, благоприятных условий жизни. Сегодня на первый план выходит отношение социума к выпускникам детских домов. Недаром в характеристике внешней среды, взрослого социального мира, полученной в ходе исследования, в первую очередь отмечаются жестокость, равнодушие, безразличие. И как портрет детдомовца в общественном мнении выглядит весьма непривлекательно – конфликтный, грубый, ленивый, настроенный иждивенчески и т. д., так и портрет самого общества тоже в целом несимпатичен. Неожиданным может показаться один из выводов исследования. Ставится под сомнение необходимость выделения детей-сирот в отельную категорию граждан. Политику «позитивной дискриминации» эксперты оценивают не только как излишнюю, но и как вредную по своим последствиям. Чрезмерный патернализм государства в отношении детей-сирот усиливает иждивенческие настроения и не способствует развитию готовности брать на себя ответственность за свою жизнь и благополучие. К тому же многочисленные льготы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, оцениваются как несправедливые по отношению к детям из других категорий семей, которые не имеют ни льгот при поступлении, ни полного обеспечения во время получения образования, ни собственного жилья в 18 лет. Так что вопрос с видом, объемом и типом предоставляемых мер поддержки воспитанникам детских домов остается открытым. К тому же следует учитывать, что взятый курс на сокращение детских домов, их перепрофилирование в центры временного пребывания детей до устройства их в приемные семьи или возвращения в родные очень меняет ситуацию. С какими проблемами адаптации бывших воспитанников детских домов мы столкнемся через три-четыре года активной реформаторской деятельности?Статфакт 128000 детей воспитываются в детских домах России. 15000 детей ежегодно выпускаются из детских домов. 95 процентов выпускников выбирают для учебы средние специальные учебные заведения.NB!Показателями успешной адаптации выпускников детских домов являются:- получение образования и профессии;- стабильная занятость;- устойчивые семейные (партнерские) отношения;- наличие собственных детей.
Комментарии