search
main
0

У семи нянек дитя может остаться зрячим

Очередная коллегия Министерства образования РФ рассмотрела вопрос “О подготовке и переподготовке рабочих кадров и специалистов в системе начального профессионального и среднего профессионального образования”.

Коллегия была совместной, и в ней приняли участие Министерство труда и социального развития РФ, Российский союз товаропроизводителей, Торгово-промышленная палата РФ, союз “Координационный совет объединений работодателей России”, Федерация независимых профсоюзов и целая группа представителей регионов России. С Министерством образования получилось ровно “семь нянек”, то бишь тех, кто заинтересован в пополнении, обновлении и воспроизводстве рабочих кадров, а также кадров среднего звена.
Министерство образования РФ – такое ведомство, что какую серьезную государственную задачу ему ни поставь, оно все решит. Вот и на этот раз ему подкинули задачку с множеством неизвестных. Неизвестно и в самом деле многое. Например, какой на современном этапе должна быть идеология подготовки рабочих. Детей у нас агитируют идти в экономисты, менеджеры, юристы (это с трибун и экранов телевизоров), в проститутки, бандиты и воры (с киноэкранов и страниц бестселлеров). Токарей и трактористов вроде бы никто не ждет. Создается впечатление, будто станки сами вытачивают детали, а трактора сами поднимают земляные пласты на полях.
Поразительно, но четкого прогноза потребности в рабочих кадрах нет ни в регионах, ни на федеральном уровне. Между тем ясно, что промышленности нужен человек, сведущий в автоматизации, повышении наукоемкости производства, умеющий применять гибкие компьютеризованные технологии, выполнять множество самых различных функций, включая эксплуатацию, поддержку, эффективную диагностику сложных технических систем, и т.д.
Конечно, при таких требованиях к качеству кадров система профобразования должна работать на опережение. И тут совершенно прав был Николай Рыжков, говоривший, что полумерами не отделаешься, что нужно поднимать статус учреждений НПО и СПО, увеличивать зарплату директорам и мастерам, существенно обновлять производственную базу учебных заведений, создавать профессиональные центры. Правда, тут же возник вопрос: а где деньги взять? Рыжков тут же предложил ввести налог на профессию, брать эти деньги с работодателей и аккумулировать в специальном фонде.
На работодателей уповали многие из выступающих на коллегии, но представитель ассоциации работодателей, не отказываясь от сотрудничества, все же посоветовал государству перейти от сегодняшнего хаотичного порядка подготовки рабочих кадров в госучреждениях системы профобразования к регулированию, планированию, составлению долгосрочных договоров. Он был совершенно прав, когда говорил о том, что прогнозирование подготовки кадров должно быть связано с прогнозированием социально-экономического развития России, что должен составляться некий баланс трудовых ресурсов, на основе которого и будут позже выделяться деньги. На все государство, действительно, средств не найдет, но оно может определить приоритеты. Затем должны включаться регионы и работодатели, заключать договора. Работодатели могут использовать свою учебную базу, но, может быть, целесообразно было бы для этого дать им те же права, что и учебным заведениям системы профессионального образования, предложил представитель работодателей. Про обязанности, правда, он почему-то предпочел не говорить.
Проекты документов, подготовленных к коллегии (а их было пять: Программа опережающего развития начального профессионального образования на 2002-2006 годы, изменения к Программе развития среднего профессионального образования России на 2000-2005 годы, указ Президента РФ, Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об образовании” в части начального и среднего профобразования”, постановление Правительства РФ “Об обеспечении опережающего развития начального и среднего профессионального образования), собравшиеся одобрили.
“Семь нянек-партнеров” договорились о скоординированных действиях. Например, Минобр, Минтруд, Российский союз товаропроизводителей, Союз работодателей и ФНПР в самое ближайшее время проведут работу по пересмотру тарифно-квалификационных характеристик по рабочим профессиям и должностям специалистов среднего звена, включая определение должностного статуса специалиста со средним профессиональным уровнем, подготовят и заключат двусторонние договора о сотрудничестве в области НПО и СПО между Минобразованием РФ и всеми социальными партнерами. Товаропроизводители и работодатели взяли на себя заботу о развитии социального партнерства работодателей и учреждений профессионального обучения, чтобы те, кто получает рабочие кадры, заботились о ПТУ и техникумах, оказывали им ресурсную и финансовую помощь, помогали проводить производственную практику учащихся, повышали квалификацию педагогических и руководящих работников, организовывали летний отдых и оздоровление обучающихся и работающих.
Федерация независимых профсоюзов пообещала, что теперь при заключении коллективных договоров с работодателями будет обязательно предусматривать в них конкретные меры по материальной поддержке обучающихся, созданию для них благоприятных условий для совмещения учебы и работы, поддержанию уровня материально-бытового обеспечения и трудоустройству выпускников.
Можно не сомневаться, что партнеры приложат максимум усилий, чтобы выполнить данные обещания. Но сегодня многое зависит от того, какие меры государственной поддержки будут оказаны системе начального и среднего профобразования, будут ли приняты те документы, проекты которых так долго и тщательно готовили все заинтересованные ведомства.

Виктория МОЛОДЦОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте