Есть конкурсы, внутри которых выстроены определенные рубежи. Всероссийский конкурс «Учитель года» такой. Определение пятнадцати лауреатов – первый рубеж, через который перешагнуть придется только тем, кто выбран членами предметных жюри. Потом будет еще рубежная «пятерка» и рубежное единоличное лидерство. Но все начинается с «пятнашки», и после четырех дней, в рамках которых учителя проводили свои методические мастерские и давали урок, стали известны имена педагогов, которые продолжат необычное профессиональное путешествие.
Церемония объявления лауреатов традиционно состоялась на площадке той образовательной организации, где проходили первые конкурсные испытания, то есть в лицее № 11 г. Ростова-на-Дону. Поэтому и члены жюри, и сопровождающие, и сами участники конкурса, в первую очередь, поблагодарили педагогический, детский и родительский коллектив школы за невероятно теплый, хорошо организованный прием. Из уст каждого финалиста в адрес лицея и особенно лицеистов прозвучали добрые пожелания.
В адрес самих конкурсантов не скупились на лестные высказывания члены предметных жюри. Примечательно, что для многих из них судейский статус был внове. Например, учитель русского языка и литературы Женской гуманитарной гимназии г. Череповца Диана Минец, вошедшая в «пятерку» победителей Всероссийского конкурса «Учитель года» – 2020 и дебютировавшая в роли представителя оценочной комиссии, призналась, что этот опыт был ей очень интересен. Правда, жюрить оказалось гораздо сложнее, чем самой давать урок или проводить методическую мастерскую. Когда смотришь на конкурсанта, невольно представляешь себя на его месте и понимаешь, каково сейчас человеку. Как он не ел, практически не спал, сто раз прокручивал в голове те «заготовки», которыми собирается воспользоваться. Поэтому несколько раз перепроверяешь самого себя, пытаешься задавать такие вопросы, чтобы учитель мог раскрыться полностью, продемонстрировать то, в чем он силен. По словам Дианы Минец, работа в жюри оказалась ценной и в плане знакомства с опытом работы коллег из разных регионов. Многие оригинальные «фишки», применяемые конкурсантами на уроках, могут обогатить собственную педагогическую практику. В то же время, главное, что стало понятно Диане Минец, как новоявленному члену жюри, оцениваются не только предметные знания, но и личностные качества учителя. Часто именно они влияют на ход урока, когда учитель буквально влюбляет в себя детей, которые идут за ним, распахнув глаза от восторга.
Дебютантами в качестве членов жюри в этом году стали и ректоры педагогических вузов. Ректор Уральского государственного педагогического университета Светлана Минюрова заметила, что это очень полезный опыт и хотелось бы, чтобы такое общение было постоянным. Что касается работы на самом конкурсе, то ее впечатлил веер предметной представленности учителей, участвующих в конкурсе, но при этом хотелось бы, чтобы этот спектр был выражен еще шире. Потому что, увы, в этом году урок географии давал лишь один человек, также мало было учителей физики и химии. По словам Светланы Минюровой, это ставит задачи привлечения выпускников школ в педагогические вузы и выпускников вузов в педагогическую профессию. Вся страна ждет преподавателей естественнонаучного цикла, и у педагогических вузов есть уверенность, что они с этим справятся, тем более, что конкурсы и «Учитель года», и «Учитель будущего» направлены на повышение престижа профессии педагога.
Если говорить о рабочих моментах прохождения конкурсных испытаний, то большинство финалистов посчитали испытание «Методическая мастерская» более сложным, чем «Урок», и это вполне объяснимо. Как уточнила член жюри, директор информационно-методического центра Центрального района Санкт-Петербурга Ирина Липатова, выступления конкурсантов были интересными, потому что все они разные. Каждый педагог представлял свой опыт работы. Однако не все понимали четко, что в рамках испытания «Методическая мастерская» нужно рассказать не в общем о своей работе, а представить конкретные приемы. Важно было акцентировать внимание на изюминках своего опыта с тем, чтобы члены жюри с большей заинтересованностью ждали урока, где педагог мог бы на деле продемонстрировать те оригинальные приемы, о которых рассказывал. Ситуация, как считает Ирина Липатова, для конкурса частая. Педагогу среди обилия разных форм деятельности, которыми он владеет, необходимо выбрать наиболее продуктивную, и о ней рассказать. Это аналитическая деятельность, и не каждый с нею успешно справляется.
Тем не менее, судейскую комиссию порадовали почти все уроки финалистов. Как отметила член жюри, учитель математики школы № 1 им. В.П. Леонова ст. Зеленчукской Карачаево-Черкесской Республики, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года» – 2018 Юлия Капалкина, педагоги продемонстрировали высокий профессиональный уровень. Были хорошие и… очень хорошие уроки. Многие предпочитали давать урок на усвоение новых знаний, но были и уроки на закрепление пройденного материала. Каждый из финалистов работал в той теме, которая была ему удобна, не отходя при этом от плана работы школы. Как призналась Юлия Капалкина, наблюдать за работой коллег было очень увлекательно.
Важно, что и самим конкурсантам часто хотелось просто летать на уроке. Конечно, в переносном смысле. Например, вошедшая в «пятнашку» учитель английского языка школы № 5 г. Майского (Кабардино-Балкарская Республика) Карина Кушхова назвала общение с ростовскими учениками «волшебством». Урок стал таким ярким и запоминающимся моментом, что ей никогда его не забыть. Но, как сказала Карина Кушхова, ее очень поддерживала фан-группа учеников и коллег не только из родной школы, но и со всей республики. После объявления ее в списке лауреатов смартфон педагога едва не раскалился от поздравлений. Для Карины Кушховой участие в конкурсе стало эффективным повышением квалификации, и то, о чем все говорили на конкурсе, ею прочувствовалось в полной мере, а именно – особая атмосфера братства. На конкурсе ты попадаешь в компанию людей, готовых поделиться и знаниями, и энергией, и это не может не вдохновлять.
Об этой же атмосфере единства сказал перед началом торжественной церемонии объявления «пятнашки» абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» – 2020, учитель математики Лицея классического элитарного образования г. Ростова-на-Дону Михаил Гуров. Он предупредил коллег, что конкурс – это не награды и регалии, а семья. Например, у него после конкурса семья расширилась до… 85 человек! А министр общего и профессионального образования Ростовской области Лариса Балина заметила, что история конкурса никогда не закончится, потому что профессия учителя – вечная, а, значит, в семье пеликанов будет все больше «пеликанят». Но главной в этой семье является, безусловно, не численность, а то, что делает её такой сильной и крепкой – это искренняя и настоящая дружба.
Имена «пятнашки» лауреатов вы можете узнать в сетевом издании «Учительская газета».
Комментарии