На V Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и общество: реальность и виртуальность», посвященной памяти Вагана Канаяна, более 20 лет возглавлявшего городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «Контакт», предлагалось много тем для обсуждения. В рамках 4 секций специалисты по работе с молодежью из 13 регионов России размышляли над проблемами современной семьи, говорили о разнице поколений, затрагивали вопросы гражданственности, патриотизма, а также предлагали программы молодежного досуга и т. д.
Одной из самых многочисленных по числу слушателей стала секция «Проблемы подростков и молодежи в современной семье». Основы формирования личности закладываются в этом социальном институте, но зачастую именно семья становится проблемным полем. Возможно, это происходит из-за быстрой смены поколений. Если раньше процесс происходил в течение 20‑25 лет, то сейчас психологи говорят о 15‑летнем периоде.
Меняются технологии, культура, и, соответственно, меняется психология. Например, между поколением так называемых молчунов и поколением Z уже настоящая пропасть. Для нынешних 15‑19‑летних ребят ценности их бабушек и дедушек кажутся странными и непонятными: сегодняшняя молодежь будет уважать человека не за профессиональный статус, а за те умения, которыми он действительно обладает.
Иное значение для современных молодых людей приобретает и патриотизм. К примеру, сегодняшние ребята утверждают, что хотят жить настоящим, а не прошлым, а значит, могут и хотят внести свою лепту в развитие страны, города, деревни, школы. По словам методиста службы юридического и психологического консультирования центра «Контакт» Марины Орловой, для поколения Z необходима актуальность того, что им предлагается.
Какие-то абстрактные задачи ими не воспринимаются. Главный вопрос нынешней молодежи звучит так: «Если я что-то должен сделать, то объясните, зачем?» Может, поэтому между поколениями старших и младших идет постоянная «война». По наблюдениям специалистов, особенно не понимают друг друга поколения Z и беби-бумеры (послевоенное поколение). «Зумерам» гораздо легче находить общий язык с поколением X, то есть с теми, кто родился после 1965 года. Скорее всего, это связано с похожестью в восприятии мира, в подходе к принятию решений.
В то же время еще сложнее понять будет поколение «альфа», которое находится пока еще в детсадовском возрасте. Эти дети уже не видят границы между онлайн- и офлайн-мирами, они являются блогерами с рождения, у них совершенно другой алгоритм мышления.
Примечательно, что многие участники конференции отметили, что смена и разность поколений для всех очевидна, кроме системы образования. Пандемия еще раз продемонстрировала, что образовательные технологии не успевают за изменениями, которые происходят в обществе, ввиду чего отмечается повышенная конфликтность в школьной среде. Особенно актуально это для подростков.
По словам академического директора центра тренинга и консультирования «12 коллегий» СПбГУ Екатерины Лебедевой, на подростковый возраст приходится колоссальный рывок развития, как физического, так и психического, поэтому подросткам трудно не только с окружающими, но и самими с собой. Для этой поры ключевым является становление идентичности, понимание ребенком, кто он.
К сожалению, межпоколенческий ценностный разрыв для подросткового возраста особенно актуален. Например, по данным исследования, если родителей подростков в первую очередь интересует учеба детей (41%), то подростков волнуют прежде всего отношения со сверстниками (31%), где 12% занимают вопросы любви. Эти особенности подросткового периода нужно знать, и тогда в семье могут выстраиваться более теплые, доверительные отношения.
К сожалению, специалисты отмечают, что многим подросткам все сложнее выживать в школьном сообществе. Как пояснил начальник центра урегулирования конфликтов центра «Контакт» Михаил Бриль, на консультацию приходят подростки 16‑17 лет, которым тяжело ужиться в школьном коллективе либо со сверстниками, либо с учителями. Проблемы обычно связаны с тем, что подросток в какой-то момент выпал из образовательного процесса, а когда вернулся, то не нашел общего языка с коллективом. В этом плане дистант для многих подростков стал большим бонусом, потому что не нужно общаться со сверстниками, а достаточно общения с учителем.
Как заметил Михаил Бриль, проблема адаптации к школьной жизни на самом деле касается не только трудных подростков, но и одаренных детей. Если они выделяются, им становится сложнее. Учителя, обремененные двойной нагрузкой, не всегда имеют возможность обратиться к такому подростку индивидуально, и им часто неудобно, если он предъявляет иные требования к образовательному процессу или демонстрирует девиантные формы поведения.
Школа заточена на то, чтобы подросток существовал в рамках. Но, если обратиться к разнице поколений, то «зумеры» и «альфа» вообще не понимают, почему им нужно следовать правилам, почему им нужно знать 3‑й закон Ньютона, как это связано с их реальной жизнью.
По мнению специалистов, сегодняшней школе нужно усиление психологической составляющей. Основы психологии, конечно, преподаются в профильных университетах, однако для классных руководителей психология должна стать частью профессиональной переподготовки, педагоги с большим опытом работы уже ощутили потребность в этом знании.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии