search
main
0

У префекта нет тайн от народа

В актовом зале Северного окружного управления образования состоялась встреча префекта Юрия Хардикова с руководителями образовательных учреждений, представителями Общероссийского профсоюза образования. Во встрече приняли участие: начальник окружного управления образования Виктор Кичатов, депутат ГД РФ Сергей Осадчий, депутат Мосгордумы Игорь Протопопов, заместители префекта САО Виктор Иванов и Александр Ашмарин. Причем сначала Юрий Анатольевич выслушал руководителей образовательных учреждений, которые делали министру Правительства Москвы свои предложения об улучшении работ по обучению и воспитанию подрастающего поколения, а затем выступил сам.

Отметим, что разговор шел о насущных проблемах окружной системы образования. Поэтому начальник Северного окружного управления образования Виктор Кичатов счел необходимым напомнить всем присутствующим, что в рамках нацпроекта «Образование» окружная система добилась значимых успехов: «Каждый педагог стремится сделать все, чтобы улучшение работы педагогов почувствовал каждый ребенок. Кроме того, в рамках 2007 года – Года семьи в каждом ОУ была составлена программа действий и взаимодействия с родительской общественностью, потому что сегодня семья как одна из самых важных точек общества оказывает самое серьезное влияние на развитие каждого ребенка и подрастающего поколения в целом. В практику нашей работы вошли встречи с родительской общественностью. Большое количество таких встреч прошло в том числе в рамках программы «Московская семья – компетентные родители». Отрадно, что родительская общественность поддерживает все те начинания, все те новации, которые сегодня реализуются в педагогическом сообществе Северного округа».

Председатель совета директоров ОУ САО, директор Центра образования №1409 Ирина Ильичева в своем выступлении подчеркнула, что все директора школ в полной мере понимают меру своей ответственности за все то, что происходит в округе. Среди них много тех, кто проработал в САО по 10, 20, 30 и даже 40 лет и не ушел из образования даже в те годы, когда на самом деле ситуация была чрезвычайно сложной и в округе, и в целом в столице. Возвращения в те далекие и трудные годы никто не хочет, поэтому директора поддерживают многие позитивные шаги власти. Школы не только выстояли в трудное время, но сегодня уже набрали или набирают обороты в своей инновационной деятельности. «То, что сегодня происходит в образовательных учреждениях Северного округа, – отметила Ильичева, – думаю, для каждого понятно, ведь мы видим, как идет движение вперед. Движение, которое каждый из нас не хочет не только остановить, но даже замедлить. Многие из нас – участники приоритетного нацпроекта «Образование». И кто, если не мы, видит все то, что меняется в нашем городе. Мы – конкретная экспериментальная площадка для Москвы, для наших родителей и наших учеников. При этом ясно видно, в каких школах проведены и проводятся капитальные ремонты, какие новостройки вводятся в строй, сколько детских садов построено и сколько всего замечательного, интересного создается в нашем городе. Но не может не беспокоить то, что если мы говорим о воспитании подрастающего поколения, воспитании лидеров XXI века, то, конечно, нужно говорить прежде всего о статусе учителя, который, безусловно, сегодня намного выше, но нам нужно думать о том, чтобы СМИ и ТВ, все структуры власти не на словах, а на деле поддержали именно статус учителя как таковой. Это должно отразиться не только в системе социального обеспечения (позитивные изменения в ней мы ощущаем), но прежде всего в моральном отношении к учителю общества и государства. Мы надеемся также на расширение социального партнерства: наши школы открыты для всех, мы добились ситуации, что школа фактически стала участником всех мероприятий, которые проводят округ и город. Но мы хотим, чтобы все, что окружает наши учебные заведения, было также открыто для школ. Лозунг в Москве: «Здоровый ребенок – здоровая нация». А мы видим, что наши замечательные спортивные сооружения, наши замечательные спортивные клубы в конечном счете не открыты для наших учащихся. Конечно, если родители позаботятся и купят абонементы, их дети получат доступ туда. Но мы хотим, чтобы все эти спортивные учреждения работали непосредственно на ребенка. Рядом с нашим Центром образования на Ходынке построен замечательный Ледовый дворец, хорошо, что там проходят всевозможные шоу, мероприятия, но там не осталось времени для того, чтобы дети могли свободно посещать там какие-то секции. Какое-то время нужно выделять для детей! Бассейнов много в округе, но все время полностью расписано под посещения с абонементами, мы не можем даже какую-то параллель классов обучать плаванию. Таких примеров можно привести много. Все люди, которые имеют отношение к искусству, спорту, культуре, должны идти в школу. Покуда этого не будет, пока забота о воспитании будет только заботой педагогов, не будет нужных результатов, не будет другого ребенка, который учился жить в открытом мире, был счастлив и ощущал заботу всех без исключения о его судьбе».

Елена Козырева, директор Центра образования №1601, продолжила тему социального партнерства, которую считает очень актуальной: «Дело в том, что в нашем округе действительно предпринято очень много шагов для того, чтобы наши образовательные учреждения стали открытыми образовательными площадками, открытым социокультурным образовательным пространством. Это и участие, и победы в конкурсах в рамках нацпроекта «Образование», это и удовлетворение множества современных требований. Мы готовы к двухсторонним партнерским отношениям. Но ситуация складывается таким образом, что нельзя нынче утверждать, что наши отношения подлинно партнерские и что в высшей степени развито наше социальное партнерство с другими институтами общества. Сегодня наши ОУ широко распахнули свои двери и для подготовки к Всероссийским акциям, и для организации полномасштабной работы, связанной с выборами Государственной Думы, Президента РФ, выборами в местные собрания, и эта работа идет очень активно, ярко. Мы работаем с родителями школы и района, совместно с управой мы проводили чествование учителей года. Наши учреждения имеют широкую сеть дополнительного образования и, естественно, в значительной степени представлено музыкально-эстетическое образование. Но сегодня ситуация такая: всем известно, что тот не художник, чьи картины никто не видел, тот не композитор, чью музыку никто не слышал, не вокалист тот, с чьим пением никто не знаком. Наши дети нуждаются в залах для выступлений, найти такой зал для выступления наших детей, которые уже стали лауреатами престижных конкурсов, дипломантами смотров, которые имеют победы даже на международном уровне, очень сложно. Если бы можно было аккумулировать силы и социальное партнерство сфокусировать на решении этих проблем, и наша родительская общественность, и наши дети были бы очень признательны власти».

Виктор Кичатов поддержал и Ильичеву, и Козыреву в их стремлении укреплять и расширять социальное партнерство, в том числе взаимодействие с деятелями культуры.

Конечно, начальника окружного управления образования эта проблематика очень волнует, ведь речь идет о воспитании детей. Но вот что интересно: когда при проведении различных мероприятий, в том числе спортивных, скажем, в «Олимпийском», систему образования просят привести в качестве зрителей не одну сотню детей, то на чемпионат мира по хоккею даже для приличия ни одному директору школы не дали ни одного билета, даже тому, кто успешно раз за разом обеспечивает кворум детей-зрителей на тех или иных мероприятиях. Ни в ЦСКА, ни в «Динамо» детей просто так на занятия в бассейны не пускают – только за деньги.

Еще интереснее положение с деятелями культуры, которые так и норовят при любом удобном случае признаться в своей любви к детям, к педагогам, к родным школам. Но Лев Лещенко, выпускник школы №201, готов выступить за 20 тысяч долларов, Юлия Началова, бывшая ученица школы №1250, просит за выступление тоже тысячи «зеленых», Дима Билан, живущий на Ходынке, просит за исполнение песни от 10 тысяч долларов, Феликс Царикати, выпускник одной из школ САО, просит за выступление на окружном педагогическом совете 15 тысяч долларов. Как сказал Кичатов, за 15 тысяч долларов учителя округа споют сами хором и не хуже, чем нынешние «поп-звезды».

Нынешний год – Год семьи, а теснее всех с семьями сотрудничают дошкольные образовательные учреждения. Москва и Северный округ много делают для развития сети ДОУ, но все же есть у детских садов немало проблем. Об одной из них на встрече рассказывала председатель совета заведующих Северного округа Людмила Воробьева: «Полноценное развитие ребенка обеспечивается несколькими составляющими, главное – рационально и грамотно организованное питание. С января 2008 года все ДОУ нашего округа перешли на новое примерное 20-дневное меню, которое призвано решить эту задачу. Однако первые же 10 дней работы показали, что стоимость меню значительно превышает размер бюджетного финансирования и составляет более 86 рублей при 66 рублях бюджетного. Дефицит бюджетного финансирования заведующие ДОУ вынуждены обеспечивать за счет родительской оплаты, которую изначально предполагалось использовать на приобретение игрового материала, улучшение материально-технической базы, предметно-развивающей среды. Не секрет, что, выполняя социальный заказ Правительства Москвы в рамках Года семьи, комиссии по комплектованию ДОУ обеспечивают места в детских садах ребятам из социально незащищенных семей, семей, имеющих льготы. Эти семьи вносят родительскую плату не в полном объеме, а от 25 до 70%. Естественно, средства, получаемые при этом ДОУ, ни в коей мере не могут перекрыть дефицит бюджета даже на расходы по питанию. Поэтому мы хотели, чтобы проблемы дефицита средств на питание были решены в общегородском масштабе».

Каждый округ состоит из районов, и в каждом районе Северного округа работают свои советы заведующих ДОУ. Районные советы представляла председатель совета заведующих ДОУ района «Бескудниково», заведующая детским садом №154 Наталья Мокроусова, которая сразу сказала, что еще возглавляет и комиссию по комплектованию дошкольных учреждений. «Мы все знаем, что существует огромная очередь в ДОУ. Несмотря на то что трудно устроить ребенка в детский сад, родители сейчас стремятся выйти на работу. Жизнь у всех нас тяжелая, материальное положение сложное, и родители стремятся зарабатывать деньги, – сказала Наталья Мокроусова. – К сожалению, в нашем районе (да и в других районах тоже) все сложности по использованию помещений в ДОУ мы решаем так, что это нередко превышает все наши возможности. Спасибо, что у нас появляются новостройки, места в ДОУ и дети имеют возможность получать воспитание в системе дошкольного образования, но в нашем районе. Я могу сказать, что три детских сада находятся в распоряжении ведомства «Мосинжстрой», и, видя то положение с очередностью, я хотела бы, чтобы эти детские садики не пустовали, не были заняты чем-то еще, а использовались по назначению, ушли в сеть системы образования, нашего окружного управления образования. Тогда хоть каким-то образом мы сможем обеспечить детей свободными местами в ДОУ. Это очень важный вопрос, мы прикладываем много усилий, чтобы решить все эти проблемы, но все равно хотелось бы, чтобы те помещения, которые изначально создавались для детей, для детей бы и использовались».

Очень важную тему – тему воспитания – подняла директор окружного Центра патриотического воспитания Елена Степаненко. Центр совсем недавно победил в городском конкурсе на лучшую организацию военно-патриотического воспитания и подготовку к военной службе, заняв в Москве первое место. Военный комиссар столицы, бывший командир Таманской дивизии, весьма высоко оценил работу центра. «То, что в нашем округе успешно ведется патриотическое воспитание, все мы знаем, – подтвердила Елена Степаненко. – Принципиально важно поговорить об одном конкретном случае, который волнует лично меня и все образование. У нас в округе есть школа, которая носит имена Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских – школа №201. В 2000 году для школы было построено новое здание на 550 человек, и коллектив перешел туда учиться и учить. В старом здании были отключены все коммуникации, если учесть, что оно памятник истории и культуры (есть документ от 1995 года), но печально, что округ не может помочь нам, чтобы мы приступили к реставрации этого здания». Степаненко попросила Хардикова помочь центру в решении этого вопроса. Кстати, Виктор Кичатов проинформировал собравшихся, что префект приложил много усилий для решения этого сложного вопроса. Он направил письмо мэру Москвы с просьбой поддержать реставрацию и реконструкцию этого здания с сохранением внешнего облика, который был придан зданию изначально. Обращение Юрий Лужков поддержал, и было принято распоряжение Правительства Москвы по реконструкции школы. Проектно-сметная документация уже готовится. «Вопрос в другом, – с горечью заметил Кичатов, – мы получили бумагу из Москомнаследия, которое требует подтверждения не того факта, что здание школы – памятник истории и культуры федерального значения, а того, что в этой школе с 1933 по 1941 год училась Зоя Анатольевна Космодемьянская».

Юрий Хардиков внимательно слушал педагогов, записывал их предложения в персональный компьютер. Сам многодетный папа, он, чувствовалось, разделял многие тезисы и относительно соцпартнерства, и относительно военно-патриотического воспитания детей, и относительно возвращения дошкольных зданий в ведение системы образования. Хотя позже Юрий Анатольевич сказал, что его позиция такова – под лежачий камень вода не течет, крайне важно поддержать одного энтузиаста, который хочет чего-то добиться: ремонта школы, посещения детьми спортивных учреждений, строительства бассейна и так далее. Больных тем много, признался префект, но нужно проявлять активность. Иначе будет, как с кинотеатрами «Ереван», «Рассвет», «Ленинград», «Волга», со стадионами «Наука», «Автомобилист», «Юные пионеры», которые не в полной мере готовы работать на людей. «Для меня важно, чтобы наши энтузиасты поняли: префект всегда с ними, он всегда поможет. У меня, конечно, есть власть, я могу обращаться в Правительство Москвы и буду это делать, – заверил педагогов Хардиков. – Я уже это делаю». На его лице отразилась большая гамма чувств, когда речь шла о том, что хотели бы педагоги видеть в СМИ и на экранах телевизоров. В этот день вышла одна из центральных газет с критикой методов работы Юрия Анатольевича, дескать, зачем он публично критикует своих подчиненных в интернете. А Хардиков действительно поступает так: рано утром читает письма жителей САО, своих подчиненных на эти письма и «снимает стружку» с тех, кто делает это формально и не по существу. У жителей округа это никаких возражений не вызывает. Понятно, что не все чиновники с таким стилем работы согласны, поэтому кто-то и подставил префекта под «бойкое перо». Но Хардиков не намерен менять стиль своей работы: «Я не могу каждый день собираться со всеми чиновниками. У меня так устроен график работы, что добраться до исполнителя, который по-хамски относится к гражданам, быстро очень трудно. Я потребовал, чтобы письма граждан и каждый ответ гражданам выкладывали в интернете. Это как в школе, где для родителей выкладывают информацию о том, как ребенок учится, посещает школу. Помню, когда мы учились в школе, всегда были два дневника: один – для школы, другой – для родителей, теперь уже никуда не денешься. У меня такое требование к подчиненным: встал утром, зайди в интернет, посмотри: писали ли люди что-то по твоей теме, чтобы не было такого: обращение пришло в канцелярию, канцелярия два дня несет его мне, я сутки рассматриваю и отписываю. Смотри интернет, читай, давай внятный ответ, работай с населением – и люди будут тебя уважать. Для меня крайне важно добиться, чтобы меня и моих подчиненных люди уважали, тогда мы с этими людьми горы свернем. Я буду биться за каждый клочок земли Северного округа и против коммерсанта, если он хочет свой частный интерес поставить выше общего интереса. Меня здесь никто не остановит: работы у меня много, денег платят мало, но я буду работать и уверен, что люди меня поддержат. И как бы меня ни критиковали, я все равно буду по утрам читать письма граждан и буду всыпать чиновникам. Умный чиновник прочтет и на чужих ошибках поучится, неумному придется уйти».

Во всяком случае педагоги, присутствовавшие на встрече, своего префекта поддерживали. Тем более что он предложил устроить большую встречу выпускников, пригласить тех же Диму Билана, Юлю Началову, Льва Лещенко, других и поговорить с ними о том, чем они могут и хотят помочь своим учителям, своим школам.

«Наше общество добилось некоторых побед, которые были ему необходимы. Мы можем сказать, что в нашем округе создан общественный совет из уважаемых людей в Отечестве – трехкратные олимпийские чемпионы, Герои России, заслуженные тренеры СССР и России, крупные руководители. Когда совет обратился к мэру в то время, когда он приехал на стадион «Юных пионеров», Юрий Михайлович тут же сказал: «Правильно, стадион «Юных пионеров» – знаковое место для москвичей, только тренер Татьяна Тарасова здесь вырастила 7 олимпийских чемпионов. И там должна быть большая спортивная составляющая». Теперь мы держим этот вопрос на контроле и добиваемся того, что хочет округ. Открою секрет: я понимал, что моего ресурса префекта для борьбы с автомобильными олигархами за стадион «Юные пионеры» не хватит (я работаю в округе всего шесть месяцев), поэтому призвал на помощь общественный совет».

Юрий Хардиков признался педагогам, что для него сегодня важно все то, что работает на объединение общества, на объединение людей в районах и округе. «Вы, конечно, хорошо понимаете, – заметил префект, – если дети дружны в школе, если родители взаимодействуют, то можно решать самые серьезные задачи. Я готов сесть за один стол с представителями любых оппозиций и договариваться. Лучшие предложения, которые при этом будут высказаны, мы начнем реализовывать на практике. Я буду поддерживать инициативы и инициативных людей».

Особое внимание префект уделил решению жилищной проблемы учителей. Он считает, что одно дело, когда учитель стоит в очереди – он обязательно получит квартиру, другое дело, когда учитель победил в престижном конкурсе, добился каких-то выдающихся результатов в своей работе, – тогда нужно пробивать ему квартиру сверхпланово, и это реально.

«Поливать нужно там, где растет. Помогать хочется тому, кто что-то делает. Например, в Боткинскую больницу приехали Дмитрий Медведев и Юрий Лужков. Ко мне подходит главный врач и говорит, что тут есть барак на 600 мест и хорошо было бы там создать паркинг для больницы. Я поговорил с Юрием Михайловичем, вопрос решили, и тут главный врач мне начинает говорить о том, что 600 мест ему уже не нужно, нужно лишь 200, что неизвестно, кто все это будет содержать, кто за этим будет ухаживать и кто все это будет охранять. Если человек что-то хочет, он добьется, каждый должен нести свой чемодан. Бесполезно каждый раз толкать в спину того, кто не хочет идти вперед», – уверен Юрий Хардиков.

Это была такая встреча, что никто не хотел расходиться, видимо, людям нужны такие откровенные и человеческие разговоры без лозунгов и призывов, рождающие надежду на то, что высказанное будет учтено, предложения приняты, что ситуация в округе будется менять к лучшему.

P.S.

На выборах Президента РФ на избирательном участке в районе «Тимирязевский» префект Хардиков выпекал блины по своему особому рецепту и угощал избирателей – жителей Северного округа. Это с его стороны был сильный ход.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте