search
main
0

У педагогов появятся новые квалификационные категории

Минпросвещения России утвердило новый Порядок проведения аттестации педагогических работников, который вступит в силу 1 сентября 2023 года. Документом введены новые квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник». Такая аттестация будет проводиться по желанию педагога, имеющего высшую категорию. К заявлению работника в аттестационную комиссию должно прилагаться ходатайство работодателя, характеризующее деятельность педагога, направленную на совершенствование методической работы или наставничества непосредственно в образовательной организации.

Отметим, что одной из основных задач аттестации согласно документу является обеспечение дифференциации оплаты труда педагогов с учетом установленных квалификационных категорий.

О том, будут ли новые категории востребованы в педагогическом сообществе, размышляют наши эксперты и читатели.

Роза МЕЛЕКЕСОВА, кандидат педагогических наук, директор школы №7, Воткинск, Удмуртская Республика:

– По моему мнению, сейчас претендовать на новые квалификационные категории будут две основные группы педагогических работников: имеющие значительный опыт, работающие в системе образования давно и успешно, либо, наоборот, достаточно молодые, современные, амбициозные педагоги, которые быстро смогли проявить себя, например, в конкурсном движении или социальной активности.

Правда, возрастные педагоги, у которых уже есть признание и уважение со стороны учеников, администрации и коллег, часто не нуждаются еще и в формальном подтверждении статуса методиста или наставника. Для них прохождение дополнительной аттестации, а значит, дополнительной внешней экспертизы их профессиональной деятельности – это испытание и стресс. Можно предположить, что на решение о прохождении такой аттестации повлияет фактор дифференциации оплаты труда педагогов с учетом установленных квалификационных категорий. Здесь многое будет зависеть от конкретных сумм и процентов, так как сейчас разница в оплате труда для педагогов с более высокой категорией не намного выше.

Мне представляется, что наибольшей популярностью новые категории «педагог-методист» и «педагог-наставник» будут пользоваться у второй группы педагогов. Это карьерный рост, когда молодой педагог понимает направление и механизм профессионального продвижения. В этом случае как раз важно формальное закрепление профессиональных достижений и статуса методиста или наставника.

 

Ольга КОВРУ, методист учебного отдела Петрозаводского президентского кадетского училища:

– Пока новый документ вызывает много вопросов. Первый из них касается сроков действия квалификационных категорий. В соответствии с действующим Порядком проведения аттестации педагогических работников квалификационные категории устанавливаются сроком на 5 лет. В новом порядке срок действия категорий не указан. Получается, квалификационные категории (первая, высшая, «педагог-методист», «педагог-наставник») будут бессрочными?

С 2017 года на уровне Российской Федерации говорили о Единых федеральных оценочных материалах, в субъектах велась работа по апробации ЕФОМ, разработанных по заказу Министерства просвещения для аттестации педагогов. В новом порядке аттестации ничего не сказано про ЕФОМ. Планируется ли их внедрение при аттестации? Будет ли разработана единая федеральная методика проведения всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников?

Еще один вопрос связан с порядком аттестации педагогов, имеющих награды. Согласно новому документу аттестация на первую и высшую категории для педагогов, которые имеют государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия и иные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности, либо являются призерами конкурсов профессионального мастерства, проводится на основе сведений, подтверждающих наличие таких наград. Будет ли уточнен этот перечень? Могут ли субъекты РФ самостоятельно утверждать данный перечень наград и достижений, освобождающих при аттестации от всестороннего анализа профессиональной деятельности? Учитывается ли срок получения награды?

 

Анна БАБЕНКО, учитель года Воронежской области-2022, учитель начальных классов лицея №4, Россошь, Воронежская область:

– Безусловно, новые категории будут востребованы среди педагогов. Когда я узнала о том, что такой документ принят, прочитала его и выслала в чат, чтобы коллеги тоже смогли ознакомиться. И все сразу заинтересовались, на следующий день даже подходили, спрашивали, какие документы собирать, когда это начинать делать. Я возглавляю районное методическое объединение «Росток», в которое входят молодые педагоги и воспитатели со стажем работы до пяти лет. Так что вопросы методической работы мне хорошо знакомы, поддержка опытных профессионалов, как и наставничество, необходимы, в особенности начинающим педагогам. Наша школа является базовой для студентов городского педагогического колледжа. Они проходят у нас практику, ведут вне­школьные мероприятия, классные часы и уроки, а опытные учителя помогают им. Также в Воронежском региональном институте развития образования уже давно проводится работа с учителями-наставниками и методистами, из числа опытных и творческих педагогов выбираются те, кто сможет быть региональным учителем-методистом. Это предполагает и дополнительную работу, и материальное поощрение. Надеюсь, что введение новых квалификационных категорий укрепит значимость наставничества и методической работы в педагогической среде.

 

Ирина ХАРЕВА, учитель биологии и советник директора по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями Женской гуманитарной гимназии, Череповец, Вологодская область:

– Я считаю, что новые категории будут пользоваться популярностью. У опытных учителей появится мотивация для передачи опыта молодым специалистам. Труд педагога-наставника должен быть оплачен и регламентирован. Квалификационная категория позволяет это сделать. Я бы хотела попробовать себя в обеих категориях, так как считаю полезным совершенствовать свои навыки.

 

Оксана ВЕРШИНИНА, учитель русского языка и литературы лицея №8, Солнечногорск, Московская область:

– Думаю, безусловно, новые категории будут пользоваться популярностью. Новый порядок даст возможность профессионального роста как молодым учителям, так и проработавшим в системе образования не один год.

Я бы хотела получить категорию «педагог-наставник». Сейчас, к сожалению, на учителя взваливается непосильная ноша стандартов, которые нужно чудесным образом срочно внедрить, но, чтобы это сделать, надо иметь отнюдь не педагогические, а какие-то канцелярско-бухгалтерские знания (не буду перечислять все аббревиатуры – ФОП, ФРП и т. д.). И вот приходит молодой и задорный учитель, готов творить, дерзать… А ему: «Разработайте, сравните, сопоставьте, прикрепите задания оценочных процедур…» И что бедный ребенок педагогики будет делать? Бежать! Так вот, чтобы не убежал, наставник подставит ему плечо, скажет: «Пойдем, нам вдвоем это под силу! Дети ждут нас, какие бы стандарты ни внедрялись».

 

Наталья КАРЛОВА, учитель музыки Октябрьского центра образования, Киреевский район, Тульская область:

– Думаю, эти категории не будут пользоваться популярностью. Имея 30‑летний опыт работы за плечами, могу сказать, что с каждым годом становится все сложнее. Молодые педагоги приходят максимум на пару лет и уходят чаще всего не в образовательные организации. Сама, имея высшую категорию, аттестовываться больше не хочу. Почему, имея большой опыт, учителя должны доказывать, что они, простите, дееспособны? Что касается педагога-наставника, могу сказать: все это хорошо забытое старое. Когда я пришла работать, опытные учителя на добровольных началах мне помогали, учили, делились профессиональными секретами. Что же касается педагога-методиста… Я не понимаю, почему мы пишем программы, когда для этого есть специалисты, которые сидят в комитетах по образованию. А теперь скажут «фас» простому учителю, и будет он заниматься тем же самым в рамках своих функциональных обязанностей. Сама веду ШМО учителей-предметников и подозреваю, что мне светит именно такая перспектива.

Чтобы система работала, надо вернуться назад лет на 30-40. Учитель должен получить готовую программу и уже на ее основе составлять планы уроков, готовить презентации и все остальное. Немаловажен денежный фактор. Ставка 12000 рублей по высшей категории – смешно. Будет стимул – будет работа, тогда и молодежь не станет бегать.

 

Татьяна ТРУШИНА, учитель математики школы №167 имени маршала Л.А.Говорова, Москва:

– Я думаю, категория «педагог-методист» будет пользоваться большей популярностью как менее энергозатратная, работа наставника требует больше внимания и времени, а также определенного склада характера и терпения. Не каждый готов отвечать за молодого коллегу, причем делать это методически правильно. Я бы не хотела получить ни одну из этих категорий, поскольку и так работаю с учителями в регионах. Мне этого вполне достаточно.

 

Мария В., учитель, Великий Новгород:

– Я считаю, что учитель вообще не должен проходить аттестацию! Я работала в Великобритании, мне нравится, что в этой стране учитель не обязан подтверждать свою квалификацию. Считается, что он уже доказал свою компетентность и способность работать на своей должности тем фактом, что получил диплом специалиста. Британские учителя получают высокую зарплату, однако стать педагогом сложно. Это престижная профессия. При этом во время учебного процесса преподаватели вправе предлагать свои методы обучения и идеи по улучшению качества знаний, проводить новые исследования. Я мечтаю видеть такую модель и в России.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте