Ветки и ряска, в просветах между которыми отражаются мое лицо и столетние березы, те, которые, возможно, посадил сам Антон Павлович (об этом есть в его письмах). За последние годы некоторые из столетних берез-старушек упали и сгнили, остальные еще живы. Вот оно – «мое озеро»…
Предыстория такая. Рядом с чеховской усадьбой «Мелихово» пруд (не тот, что рядом с домом, а чуть дальше, за оградой, второй). Этот пруд очень похож на озеро из «Чайки», о котором Чехов писал так: «…Широкая аллея, ведущая по направлению от зрителей в глубину парка к озеру, загорожена эстрадой, наскоро сколоченной для домашнего спектакля, так что озера совсем не видно».
Весной 2000 года с участниками ежегодного семинара по музейной педагогике, который сейчас принято называть «семинар Елены Гавриловны Вансловой» по имени его бессменной руководительницы, возглавляющей Российскую ассоциацию музейных педагогов, мне привелось побывать здесь, в Мелихово. Экскурсию в платье XIX века вела Ирина Гаркуша, уникум среди экскурсоводов, одна из первых реализовавшая идею методики интерактивных экскурсий.
Озеро (читай пруд) было в те годы «забыто». О нем, конечно, знали специалисты, но оно погрузилось в глубины их памяти так глубоко, что, казалось, перестало существовать. Поэтому мы решились преодолеть весенние лужи (несмотря на то, что снег кое-где лежал, а Ирина была в туфельках) и разыскать озеро. И мы его нашли. Озеро спряталось среди кустарника и деревьев от всей современной жизни с ее «новыми русскими», громкими шоу, кричащей рекламой. Там была тишина… На секунду показалось, что время «свершило круг» и нас перенесло лет на сто назад.
И тогда я уяснил себе некий педагогический закон. Понял, что настоящее изучение русских романов и других произведений нужно обязательно сочетать с поездками по тем местам, которые послужили их «природными прототипами», «сценой», фоном действия героев. Базаров, Евгений Онегин, Треплев, Татьяна, Наташа Ростова – все они существовали не в безвоздушном пространстве, и только природная среда способна воскресить их в нашем сознании и в сознании наших детей. В Мелихово – «к Чехову», в Ясную Поляну – «к Толстому», в Коктебель – «к Волошину», в Михайловское – «к Пушкину» не должны зарастать тропы, по которым идет следующее наше поколение… И совсем не как дань уважения великим теням прошлого! А потому что природный ландшафт – абсолютно необходимое «приложение» к русской литературе, единственный способ ее познания.
И тогда я решил вернуться в Мелихово через несколько лет, вновь прикоснуться к этим умирающим березам и спросить: «Как поживаешь, озеро?» Может, и не стоило тебя «находить», так бы ты и сидело, спрятавшись в своих кустах?
… В марте этого года прошли ежегодные «Чеховские чтения». Ирина Гаркуша выступала с докладом об интерактивных методах музейной педагогики. Она обобщила то, что было сделано за эти годы: «Воссоздавший в 50-е годы Мелиховскую чеховскую усадьбу Юрий Константинович Авдеев создал новую чеховскую музейную реальность… Музей воспитывает образами… Дом, усадьба, село, школа, церковь, амбулатория, пожарный сарай, пруд, сад, аллея…»
Хочется добавить – не просто аллея, а «аллея любви», пройдя по которой дети – увы, многие впервые! – узнают о существовании высоких чувств. И далее в этом списке – рыженькая музейная собачка Каштанка. Конечно, она, кто же тут может быть еще?
Благодатная почва для новой педагогической методики. По словам Т.П. Хризман, ученой, обосновавшей необходимость музейной педагогики в воспитании детей на материале нейрофизиологии, руководительницы эксперимента в Петродворце, здесь действует «принцип двойного контекста». Первый контекст – сохраненная эстетически значимая среда, второй – созданная самим музейным педагогом ситуация, например, чаепитие в той комнате, где чеховские герои распивали чаи в XIX веке, урок словесности в маленькой деревянной сельской школе, которую построил Антон Павлович, чтение письма с признанием в любви в доме Чехова у старого фортепиано под тихие звуки вальса…
А вот названия «интерактивов»: «Дети, в школу собирайтесь!» (в музее сельской школы), «Чаепитие в Мелихово», «Заботы и радости чеховской людской», «В гостях у Чеховых в Мелихово», «Здравствуй, музей! Здравствуйте, Антон Павлович!», «Сокровища музейного сундучка», «В лесу прифронтовом» (посвященном защитникам Москвы в 1941 году, создателю музея Юрию Авдееву). Наконец, «интерактив» «по мотивам» «Чайки», ведь Мелиховский музей во многом и посвящен этой великой пьесе.
Сколько сил, сколько открытий, сколько труда! И это все создано за несколько лет…
Постепенно, как и в любой науке, возникает своя признанная терминология. Два термина мы уже упомянули: «интерактив» и «принцип двойного контекста». А вот еще – «интерактивный фонд» – набор музейных вещей, которые музейный педагог дает в руки детям. Это, как правило, пожертвования разных людей, у которых сохранились старинные вещи, и так называемые типовые экспонаты, то есть повторяющиеся предметы музейного фонда. Ирина Гаркуша назвала несколько фамилий дарителей: главный хранитель музея
К.А.Чайковская, чеховский краевед Е.Н.Жебракова, дочь создателя музея О.Ю.Авдеева … Каждый из нас, у кого что-то сохранилось от бабушек и дедушек, может попасть в этот почетный список.
– Ирина, над чем вы работаете сейчас?
– Сказать секрет? Над «интерактивом», где мы с детьми пойдем «на озеро»… Чехов ловил рыбу там. Это известно точно, есть мемуарные заметки. Сидел, удочку закинув, клюет или нет, верно, не замечал: так возникала «Чайка»… Вот мы и посидим вместе с детьми и поговорим о жизни, о пьесе.
Уходя, я бросил последний взгляд на озеро. Оно смотрело на меня, как огромный печальный глаз. Да, подумалось мне, только бы оно сохранилось, только бы существовало, только бы, словно уэллсовская машина времени, переносила наших детей в прошлое, раскрывало тайны чувств и мыслей наших предков, богатство всей нашей великой русской литературы. Вопреки «земельной горячке» неутомимых строителей коттеджей, разрушающих ландшафты, природные и культурные, – ведь озеро за огороженной территорией музея. Вопреки всем слухам о строительстве многоэтажных гостиничных комплексов, о развлекательных шоу, которые здесь собираются показывать и которые, как ни дико это звучит, будут, говорят, посвящены Чехову и «Чайке»…
Комментарии