Учитель истории и обществознания гимназии №16 Орла Антон Васильевич Гомозов, как это часто бывает, вовсе не мечтал стать педагогом. Хотя пример всегда был перед глазами, ведь родители Антона Васильевича – учителя. В его случае интерес к процессу обучения, к исторической теме пробудился скорее благодаря старшему брату. Стопки книг у того на столе, шуршание страниц, термины – все это представлялось юному Антону дверью в неведомый мир, полный интересных и захватывающих событий. И, между прочим, это состояние ожидания приключения Антон Васильевич сохранил и по сей день. Не случайно его педагогический девиз, перекликаясь со словами немецкого философа И.Гербарта, так и звучит: «Смертельный грех учителя – быть скучным!»
Учитель
Хотя родительское слово все же оказало влияние на выбор места работы нашего героя. Когда в руках у молодого человека был диплом об окончании истфака Орловского государственного университета имени И.С.Тургенева, он, честно говоря, меньше всего думал о себе как об учителе. Но диплом предлагал ему работать преподавателем истории, и родители, собственно, говорили о том же. Так, Антон Васильевич попал в школу, даже не предполагая, что задержится в ней более одного года. Но прошел год, два… и вот уже 10 лет он работает с детьми и убежденно заявляет, что вряд ли куда-то уйдет. При этом дорога к пониманию себя как учителя была тернистой. Как говорит Антон Васильевич, школа – это всегда вызов. Каждый день и каждый час. Например, вызовом, который он считает первым, стал такой: ты не все знаешь. Дети знают, а ты – нет. Этакий удар по самолюбию. Попробуй пережить! Но Антон Васильевич справился. Он признается, что самым трудным для него было научиться говорить «я не знаю».
Учитель в первые месяцы работы, как правило, чурается этой фразы, но есть смысл преодолеть барьер и попробовать предложить детям: «Давайте вместе искать». К слову, именно незнание подвигло Антона Васильевича прочесть всего Рэя Брэдбери. Однажды в первый год работы в школе он услышал, как дети обсуждают между собой роман «451 градус по Фаренгейту», но наш герой его не читал. Тогда первое, что Антон Васильевич сделал по окончании рабочего дня, – это добрался до книжного магазина, купил книгу и всю ее прочел.
К слову, в тот же первый год работы в школе он начал понимать, что диплома об окончании истфака мало, для того чтобы стать учителем. Нужно что-то еще. И часто это «что-то еще» невозможно описать, нужно просто почувствовать. Из 140 человек, которые учились вместе с Антоном Васильевичем, учителями работают меньше трети. Наверное, у каждого человека есть области, сферы, где он чувствует себя комфортно. Для Антона Васильевича комфортной областью стала педагогика. Как он добавляет, педагогика – это люди, к которым привязываешься, уважаешь, ценишь.
Когда он начинал работать, друзья его часто спрашивали: «Зачем тебе это?» А он и не знал, что ответить. Ведь из деталей все складывается. К тому же педагогика – это постоянное саморазвитие, и Антон Васильевич считает, что ему еще есть к чему стремиться. Школа дает возможность расти. Взять хотя бы Всероссийский конкурс «Учитель года». Антон Васильевич, вошедший в «пятнашку», говорит, что видит в конкурсе не соревнование, а площадку для обучения. По его словам, он ощутил там колоссальную эмоциональную поддержку, многому научился, познакомился с мастерами, получил от них обратную связь. Он до сих пор сравнивает свое пребывание на финале конкурса «Учитель года» в Волгограде с какой-то удивительной историей из фильма, а не с реальностью. Таким насыщенным было время, проведенное там.
Историк
Вообще-то к истории, как поясняет Антон Васильевич, ничего не вело. Он серьезно занимался футболом и рассматривал спорт как карьерную перспективу. Но, повторимся, история в его жизни случилась благодаря старшему брату – студенту исторического факультета. Как из деталей сложилось осознание себя как учителя, так из деталей возник интерес к исторической науке, к прошлому, из которого родилось настоящее. Правда, когда Антон Васильевич пришел на истфак ОГУ имени И.С.Тургенева, это был все-таки неосознанный выбор. В этом плане он убежден, что к 11‑му классу ученику трудно определиться, в какой профессии он может себя реализовать. Антон Васильевич, лишь проучась какое-то время в вузе, пришел к мысли, что история ему близка. Кроме того, появилось понимание того, что знания в тебя вкладывали столько преподавателей, и ты хотя бы в благодарность за этот труд должен реализовать себя как специалист.
Красотой исторических дат и событий Антон Васильевич, конечно, восторгается, но для него история – прежде всего работа. Своими главными задачами он считает помочь ученикам сдать ЕГЭ по истории и поддержать ребенка в формировании его личности, открывая с ним мир исторических персон и исторических событий, на которые эти персоны влияли. Например, что плохого в том, если ребенок захочет стать похожим на Александра Суворова, или на Александра I с его смелыми идеями, или на Никиту Хрущева, неоднозначно воспринимаемого, но немало полезного для страны сделавшего, и т. д. Другими словами, для Антона Васильевича история – это возможность воспитать человека.
– Исторических персон много, к какой обратиться, чтобы осуществить этот замысел?
– Трудно сказать, потому что с процессом взросления многое меняется, многое переосмысливается, в том числе из-за событий в твоей жизни. Если говорить непосредственно обо мне, то одно время значимой персоной однозначно был Эрнесто Че Гевара – латиноамериканский революционер, команданте кубинской революции и кубинский государственный деятель. Также я восхищался Петром Столыпиным и Михаилом Сперанским с их потрясающим трудолюбием. Вообще в истории есть ряд персон, которые опередили свое время. Такие персоны есть в любом историческом периоде. Вопрос только в том, как использовать в работе знания о них и отношение к ним.
– Как?
– Знаете, если я не хочу кататься на велосипеде, то меня не научат. Чтобы ехать, нужно захотеть самому. Заставить не получится. Можно только увлечь. А когда тянет к какой-то исторической личности, то уже самому хочется изучить ее жизнь, понять, чем можно восхищаться. Хотя, опять же, нет в мире идеальных людей, просто нужно искать положительные черты у каждого. Очень много примеров, в том числе в истории, когда не сразу понятны мотивы того или иного действия, но когда начинаешь копать глубже, открывается много подтекстов, позволяющих увидеть произошедшее в ином свете.
Наставник
Согласимся, что на уроке у учителя много ролей. В том числе он может быть наблюдателем, а может быть провокатором. Но Антон Васильевич не причисляет себя ни к тем, ни к другим, а считает себя наставником. «Есть масса путей, но каким идти, решать только тебе», – говорит он. Наставник идет не впереди, а рядом. Конечно, иногда провоцировать учеников на спор, на обсуждение, на дискуссию полезно, но временные рамки урока, увы, не позволяют это сделать. Антон Васильевич поэтому старается почаще давать ребятам смотреть исторические фильмы. Всегда любопытно следить за их реакцией.
Самого Антона Васильевича не оставляет равнодушным история родной орловской земли. Особенно близка ему тема Великой Отечественной войны. На Волге начался ее переломный момент, а на Курской дуге хребет фашизму перебили окончательно, и этим нельзя не гордиться. Многие впечатления детства у Антона Васильевича связаны с историей города, с темой освобождения Орла от фашистов. Как он признается, каждый военный парад – это масса чувств, и еще мальчишкой как-то невольно, невзначай, год от года начинаешь вдруг интересоваться этой темой. Так и появляется чувство любви к городу, и однажды, идя по улицам и словно прозрев, понимаешь, что здесь происходило, почему изрыта земля и какова была мощь ударов по ней, что пережили люди, ставшие частью истории этой страшной войны. Тому, кто неравнодушен, эти исторические следы, часто невидимые, открываются всегда. Антон Васильевич, гуляя с маленьким сыном по улицам Орла, рассказывает ему о прошлом родной земли и повторяет, что это не игра, здесь невозможно перезагрузиться и все стереть. Все это было и должно остаться в памяти.
Когда Антон Васильевич упоминал о вызовах, которые бросает работа в школе, он подразумевал в том числе и вопросы от ребят, которые могут поставить в тупик. Это нормально. Учитель – живой человек, а не ходячая энциклопедия. Такие вопросы постоянно появляются, и, что важно, каждый такой вопрос Антон Васильевич воспринимает как повод для исследования. И, между прочим, часто тему для исследовательского проекта подсказывают сами дети. Так, юные орловчане присоединились к масштабному проекту «Путь героя» и проследили путь генерала Алексея Жадова на орловской земле. Дети узнали интересную историю о том, что изначально фамилия генерала была Жидов, однако Сталин предложил поменять фамилию, например, на Задов. Но генерал не согласился, сказав, что никогда не пятился, лучше уж быть Жадовым. Так и вошел в историю с этой фамилией. Весь путь генерала ребята выстроили и хотели пройти по нему сами, но помешала пандемия. Однако Антон Васильевич уверен, все еще впереди, и путем героя пройдет не одно поколение юных орловчан. Он тоже с удовольствием ходит и ездит с учениками. Они уже посетили Тулу, Брянск, Санкт-Петербург. В Туле даже открыли для себя потрясающий современный музей, посвященный Куликовской битве. Детей было не вытащить оттуда, так увлеклись.
Товарищ
История, конечно, потеснила футбол, но отказываться от него Антон Васильевич и не думал. Мало того, он участвует в любительских матчах как с учениками, так и с выпускниками. Причем большинство из ребят на поле называют его на «вы», что забавно и приятно. Он вообще считает, что нынешнее поколение – доброе. Когда он рос в 1990‑х годах, придумать оскорбительную и обидную кличку, прозвище было нормой, сейчас в школе этого практически нет. Антон Васильевич работал в разных образовательных организациях, бывал во многих городах и видел много примеров того, что дети готовы заступиться за другого, если чувствуют несправедливость. Он и сам выступает за справедливость и учеников своих учит тому же.
А еще любит делиться с ними всем, что узнал сам. Дети часто спрашивают совета, что посмотреть, что почитать. Ему потом очень интересна их оценка кинофильма или книги. Бывает, что мнения не совпадают, и тогда, пожалуйста, может родиться тема для дискуссии, для исследовательского проекта. И после этого, может, кому-то из ребят, так же как ему когда-то, за условной дверью в историю вдруг представится неведомый и увлекательный мир. И кто-то из них, так же как и он, захочет эту дверь распахнуть. Ну что же, Антон Васильевич будет только рад.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Орловская область
Комментарии