search
main
0

У одежды есть своя тайна

Свежесшитый костюм на актере – это катастрофа

Если бы много лет назад юной хрупкой абитуриентке московского вуза Нэлли Фоминой сказали, что она будет работать с легендами кино и театра, то вряд ли она восприняла бы это всерьез. Для нее, выпускницы средней школы, приехавшей из Перми в Москву, тогда казалась несбыточной мечтой сама учеба в столице. Это был дерзновенный шаг для вчерашней школьницы – поступление в текстильный институт на факультет прикладного искусства.

Родилась Нэлли в Краснодарском крае, который издавна славился мастеровитыми людьми, рукодельницами, любителями песен и танцев. В Перми они с мамой оказались в эвакуации во время войны. Здесь и окончила умелая мастерица школу, занималась в изокружке, в свободное время шила, вязала, любила все вещи доводить до совершенства.

…Познакомились мы с Нэлли Ефимовной в Доме русского зарубежья на IX Международном кинофестивале, где ее вызвали на сцену для вручения высокой награды. По традиции медаль имени русского актера, режиссера, педагога Михаила Александровича Чехова ежегодно вручается за выдающиеся достижения в области кинематографии и театрального искусства видным деятелям культуры разных стран. Каждый год ее лауреатами становились деятели кино и тетра. В их числе Тонино Гуэрра, Марина Влади, Майя Плисецкая, Виталий Соломин, Николай Караченцов и другие знаменитые личности. Когда со сцены прозвучала краткая биография лауреата Фоминой, то в зале раздался гром аплодисментов. За свой творческую путь Фомина создала костюмы к сорока фильмам и пяти театральным спектаклям. Нэлли Фомина готовила костюмы для Майи Плисецкой, была художником по костюмам на трех фильмах Андрея Тарковского. Во время фестиваля произошла презентация ее книги, изданной на русском и английском языках «Костюмы к фильмам Андрея Тарковского».

Заслуженный деятель культуры, член Союза кинематографистов Нэлли Ефимовна Фомина призналась, что в кино попала случайно. Подруга, окончившая институт на год раньше, предложила на пару месяцев заменить ее на киностудии «Мосфильм». Как оказалось, это был тот самый счастливый случай, определивший дальнейшую судьбу выпускницы института.

Работа с Андреем Тарковским – еще одно счастливое стечение обстоятельств, считает художница. На съемках фильма «Солярис» тогда срочно понадобилось заменить художника по костюмам.

– Позвонили из группы, попросили прийти на встречу с режиссером, – вспоминала Нэлли Ефимовна. – Тарковский тогда сказал: «Все, что было до этого сделано, сдай на склад и начинай заново». Почему Андрей Арсеньевич решил доверить ей, вчерашней выпускнице института, которая числилась в отделе кадров «Мосфильма» только и. о. художника по костюмам, эту ответственную работу, для нее остается загадкой.
Признавалась, что эрудированный, глубоко понимающий музыку и живопись, поражавший необычным режиссерским видением Андрей Арсеньевич стал для нее негласным учителем в самообразовании. Если он читал, к примеру, японскую литературу, то эти книги ей хотелось тоже прочесть.

В ходе съемок художнику по костюмам приходится решать сложные творческие задачи. Костюм каждого героя рождался у художницы в творческих муках. Крис Кельвин (актер Донатас Банионис), психолог, астронавт, появляется в первых кадрах фильма «Солярис» в синем пиджаке и светлых брюках. В то время разнообразия тканей не было, вспоминает Нэлли Ефимовна, пришлось взять тонкую замшу, которой протирают операторскую аппаратуру. С обратной стороны замши мастерица наклеила марлю, выкроила брюки. Брюки после пошива легли идеально и не меняли формы. Лучшая оценка – удивление режиссера: «Из чего же сделаны такие фактурные брюки?»

Для пилота Бертона (в этой роли снялся Владислав Дворжецкий) был предложен кремовый джемпер. Джемпер художница покрасила в чае, получился мягкий, естественный цвет, которого так добивался режиссер.

Над платьем для матери Криса пришлось поломать голову. Та является герою во сне, и наряд на ней может быть самым неожиданным. Неоднократно художница подходила к режиссеру с вопросом, какой именно образ нужно создать, в каком костюме может появиться героиня. В ответ получила полную свободу в творчестве вкупе с большой ответственностью: «Сделай так, чтобы мне понравилось».

Андрей Арсеньевич отверг первый вариант – длинное платье было забраковано. А вот второй эскиз получил одобрение. Необычное платье по замыслу создателя должно было состоять из отдельных цветочков, связанных крючком. Когда все эти детали изготовили, художница собрала их крючком в единый ансамбль. Процесс занял несколько дней. Из уст Тарковского, когда он увидел героиню в новом вязаном платье, прозвучало одобрительное: «Ну вот, то что надо».

Все творческие решения по костюмам в фильмах «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» принимались только в ходе диалога с режиссером. Андрей Арсеньевич придавал большое значение каждой детали костюма героя. Одежда должна красноречиво говорить о персонаже и его состоянии. Через костюм художник создает характер героя. Нужно не просто одеть актера, костюм должен соответствовать образу героя – режиссер был строг, взыскателен во всем. От художника требовалось, чтобы костюм помогал зрителю понять характер персонажа.
Сама Нэлли Фомина убеждена, что, ко всему прочему, художнику по костюмам важно хорошо знать историю искусств. Считает, что шедевры старых мастеров вспоминаются в нужный момент и запускают творческий процесс. Смею предположить, что именно это качество мастера по костюмам и определило удачу их творческого союза с гениальным режиссером.

Каждый фильм – это постоянный поиск, творческие муки всех, кто участвует в съемках. Фильм «Сталкер» по мотивам повести братьев Стругацких снимался в невероятно трудных условиях, рассказывала Нэлли Ефимовна. Съемки происходили в Прибалтике. На полуразрушенной и заброшенной нефтебазе построили рельсы для проезда дрезины в Зону. Все было предельно натурально, сырость, разруха, лужи нефти с резким запахом. Актерам приходилось сидеть подолгу в воде, грязи. И спасением для них стали водонепроницаемые поддевки под костюмы, придуманные рукодельницей Нэлли Фоминой, за что все были благодарны ей.

Во время съемок Тарковский долго не мог определиться с образом главного героя. Сетовал: «Что-то Сталкер смахивает на уголовника, а этого хотелось бы избежать». Решили отказаться от кепки на голове героя. Не могли определиться и с одеждой героя. Режиссер хотел, чтобы тот носил такую же куртку, как Крис Кельвин в «Солярисе». Художнице такое решение не нравилось. Возражала: «Зрители подумают, что мы сняли куртку с Криса и надели на нашего героя». «Хорошо, сделай мой вариант и покажи свой», – предложил тогда Тарковский.

– Я принесла старую обношенную длинную куртку, которую нашла на складе студии, и летную куртку, как у Криса, – рассказывала Нэлли Ефимовна. – Обе примерили на Кайдановского. Посмотрев на них, Тарковский признал вариант художницы более убедительным. Сказал: «Ты права, но все-таки чего-то в костюме не хватает». Предложил подумать, как можно ярче отобразить влияние Зоны на внешний вид Сталкера. Решили намотать на шею грязный бинт, который герой никогда не снимает, прикрывая рану.

Писателя в фильме играл Анатолий Солоницын. Режиссер решил, как показать необычность Зоны – пусть у писателя внезапно намокает пальто. Вшили длинные резиновые трубочки с дырочками под пальто, начали насосом качать через них воду. Оказалось, что внизу уже натекла лужа, а на самом пальто намокания не видно. Пришлось по ходу съемок просто надевать в нужной сцене на актера другое мокрое пальто.

Работа художника по костюмам – это не только подбор одежды, но и умение чувствовать характер героя. В «Солярисе» отец Криса, пожилой человек, его играет Николай Гринько, предпочитает удобную, практичную одежду. Для актера по эскизу художницы сшили безрукавку из овчины. Когда Андрей Арсеньевич увидел ее на актере, то ему не понравилось, что она с иголочки. – Мы дружно, вместе с ним и с Гринько стали доводить безрукавку до поношенного состояния, – вспоминает художница. – И бросали на землю, и топтались на ней. Сам Андрей Арсеньевич на безрукавке даже танцевал и в нескольких местах пропалил сигаретой. Безрукавку даже поливали водой, чтобы она окончательно состарилась.

На съемках фильма «Зеркало» Фомина уже работала художником-постановщиком по костюмам. В фильме-исповеди режиссер предложил сделать два костюма по фотографиям из семейного архива. Это сарафан матери с орнаментом и военная форма отца. Все остальные костюмы должны были точно отображать атмосферу довоенной и военной эпохи. Пригодилась и детская фотография Фоминой. Платье Нэлли на снимке сорокового года было взято за основу при создании костюма для маленькой Марины – светлого платьица в темную полоску.

На своих мастер-классах Нэлли Ефимовна рассказывает студентам о роли и значении костюма в кино. И о том, как ей повезло в жизни, что довелось работать над фильмами, вошедшими в золотой фонд мирового кино. И не забывает напомнить будущим деятелям искусства слова гениального режиссера: «Свежесшитый костюм на актере – это всегда катастрофа. Костюм так же, как и любая вещь в кадре, должен иметь свою биографию, связанную с конкретным человеком, актером».

Надежда ТУМОВА, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте