search
main
0

У ног твоих я расстелил мечты.

Скорая помощь, режиссер, актер, философ и другие роли “второй мамы”

Конкурс

редлагаем вам познакомиться с фрагментами визитных карточек конкурсантов.

Елена МАКСИМОВА, классный руководитель 8-го класса 263-й школы Северо-Восточного округа начала свое выступление так: “Главное для меня – быть верным другом детей, видеть в каждом личность… Главное для нас – если хочешь, чтобы тебя любили, научись любить сам, если хочешь, чтобы с тобой дружили, научись дружить сам”.

Анна ЕВСЕЕВА, классный руководитель 5-го класса 620-й школы Юго-Восточного округа своей главной задачей считает сплочение детского коллектива. Как можно поднять рейтинг не очень успешных детей? Дать им поручение и обязательно похвалить при всех. А чтобы ребята умели общаться, понимать и слышать друг друга, ежемесячно при свечах проходят классные часы из серии “Учимся общаться”.

1. “Кто я?” Вводный классный час. Ребенок рассказывает о себе. Если он молчит, учитель может задавать наводящие вопросы: “Какой ты? Что любишь? Что тебя раздражает?”

2. “Я и мы”. Рассказ о своем месте в классе. Можно затронуть тему межличностных отношений, при этом важно не допускать дискуссий.

3. “Мой друг”. Разговор двух друзей.

4. “Дуэль”. Один участник садится в центре круга. Передавая свечу, он может узнать мнение о себе любого из присутствующих.

5. “Мальчики и девочки”. Общая беседа. Тема произвольная: интересы, межличностные отношения, совместная деятельность…

6. “Конфликт”. Разрешение споров. Двое делятся проблемой, остальные предлагают пути ее решения.

7. “Я – личность!” Индивидуальный рассказ. Что мне дал этот год? Как я изменился? Чего достиг?

Елена ЕЛИНА, классный руководитель 10-го класса 1076-й школы Восточного округа. Деятельность классного видит не в формальном составлении плана воспитательной работы, а в совместном обсуждении актуальных проблем, интересующих современных подростков. Этим определяется и выбор театров, музеев, выставок. Ребята сами становятся инициаторами поездок и дискуссий. Так, при подготовке беседы о вреде наркомании они предложили провести среди своих сверстников социологический опрос на эту тему. К сотворчеству привлекаются и учителя-предметники. При их помощи класс Е.Елиной провел в школе “КВН”, игру “Что? Где? Когда?”, выпустил устные журналы и т.д.

Лариса ШАМНЕ, заместитель директора по воспитательной работе и классный руководитель 5-го класса 1194-й школы Западного округа, эпиграфами к своему педагогическому эссе взяла слова Р.Тагора: “У ног твоих я расстелил мечты, будь осторожен – по мечтам ступаешь ты…” и клятву Гиппократа: “Не навреди!”.

А вот какие она дает советы молодому коллеге:

1. Убери подальше книги по методике и педагогике, они вряд ли помогут. А вот книги и записи лекций по психологии и возрастной физиологии всегда держи под рукой.

2. Умей видеть в ребенке не объект воспитания, а личность, заслуживающую такого же уважения, как и взрослый. Начни работу в классе с изучения медицинских карт и анкетирования родителей об особенностях здоровья детей.

3. Запомни, что любой ребенок бесценен, надо лишь правильно определить его способности.

4. Все дети способны. Людей, не способных ни к чему, просто не бывает.

5. Играй. Детям с любым типом способностей как воздух нужна игра. Она помогает разрешить конфликтные ситуации, адаптироваться к реальности.

6. Не надейся на вечное счастье, на то, что работа всегда будет для тебя праздником. Учителя должны расстаться с заблуждением, что могут всех сделать счастливыми и довольными жизнью.

7. Всегда начинай разговор с родителями с позитивных моментов, дай им почувствовать, что ценишь ребенка, принимаешь его таким, какой он есть, уважаешь их родительский труд.

Умей дистанцироваться, подняться над ситуацией, чтобы правильно оценить ее. Помни: ты для ребят советник, если хочешь – “скорая помощь”, способная моментально реагировать на душевные травмы.

Классный руководитель 6-го класса 865-й школы Юго-Западного округа Галина ГАЛКИНА среди прочих методических разработок предложила “Должностные обязанности классных руководителей”, среди них:

– Создание благоприятных условий для индивидуального формирования личности, внесение необходимых коррективов в систему воспитания.

– Изучение личности учеников, их склонностей, интересов.

– Формулирование конкретных воспитательных целей и задач, планирование форм и методов воспитательной работы на год.

– Создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого ученика, взаимодействие с психологами школы…

Вера ОРЛЕНКО – классный руководитель сразу в двух классах: 6-м и 9-м. В своей 1190-й школе Северо-Западного округа она еще и председатель методобъединения классных руководителей, и постоянный участник учительской команды КВН, всех концертов и спектаклей. Вдобавок ко всему руководит школьным театром “Карнавал”.

Работа сразу в двух классах поставила перед трудной проблемой: как сплотить два разновозрастных коллектива? Один из способов – возрождение шефской работы и создание содружества двух классов. В.Орленко опирается на методику коллективных творческих дел, а еще разработала систему проведения совместных классных часов 6-9-6. Подростки “выходят” и в начальную школу, проводят уроки мужества, а девятиклассники стали самыми активными лекторами Музея боевой славы.

Выпускница механико-математического факультета МГУ и его нынешняя аспирантка Александра ЯСТРЕБОВА – классный руководитель 10-го класса 1195-й школы Западного округа. В конкурсе участвует уже во второй раз. Применяя в своей работе различные методики, создала собственную программу воспитания старшеклассников, в которой большое место отводит театру, патриотическому воспитанию, часам общения.

Сформулировала схему подготовки мероприятий:

1. За “круглым столом” обсуждается предстоящий проект. Выслушиваются все пожелания и предложения, вырабатываются единые решения.

2. В течение следующей недели класс живет в одном ритме: после уроков – перерыв, затем совместное творчество до позднего вечера. Все вместе шьют костюмы, рисуют плакаты, разучивают стихи, репетируют танцы и т.д., готовят материалы к выступлениям. Учитель и ученики общаются на равных…

Ольга ИНШАКОВА, классный руководитель 10-го класса 1178-й школы Южного округа. Руководит клубом начинающего писателя “Золотое перо” и считает себя последователем В.Сухомлинского. Задача педагога – увидеть, разглядеть, не пропустить в подростке все лучшее, что в нем есть; дать импульс к самосовершенствованию. Действует при этом не в одиночку: просвещает родителей, привлекает их к жизни класса. Однажды она предложила им написать рассказ о своем ребенке (описать какой-нибудь случай, где сын или дочь проявили прекрасные человеческие качества). Результатом стала серия классных часов “Загадки моего Я”.

Екатерина ФАТЕЕВА, классный руководитель 7-го класса 183-й школы Северного округа, умеет признавать собственные ошибки и извиняться перед детьми. А на это, согласитесь, способен далеко не каждый. Екатерина Александровна опирается на колоссальный опыт театральной педагогики. Театральное творчество несет в себе большой коллективообразующий заряд. Спектакль – “продукт” совместной деятельности, успех которого зависит от каждого. Причем все ребята получают возможность как-то проявить себя: можешь шить костюмы, рисовать декорации, исполнять роль…

В каждой форме работы (будь то огонек, КВН, поход, экскурсия или посещение спектакля) стремится организовать театрализованное действие “вокруг” того или иного ученика (именинника, победителя конкурса чтецов и т.п.).

Итак, конкурс закончился. Жюри назвало четырех суперфиналистов, которые будут защищать честь номинации на финальном этапе московского состязания. Ими стали Лариса ШАМНЕ, Екатерина ФАТЕЕВА, Елена МАКСИМОВА и Ольга ИНШАКОВА. Мы поздравляем их и надеемся познакомить наших читателей с их разработками и рекомендациями в ближайших выпусках “Классного руководителя”.

Ирина ГРИГОРЬЕВА,

Екатерина ЦВЕТКОВА (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте