В понедельник Паведники должны были встретить конкурсантов. Это начало конкурса «Учитель года Москвы-2009», а, как говорится, как конкурс начнется, так он и пройдет. Поэтому в этот день особенно волнуются организаторы.
У станции метро «Алтуфьево» замер в ожидании огромный «Икарус». Один за другим подходят молодые люди, грузят большие чемоданы в чрево автобуса и занимают свои места. Лица напряжены, серьезны, разговоры идут в основном тройками, ведь от каждого из округов на городской тур делегированы по три человека, тройки знакомы друг с другом, а остальные им неизвестны. Известно только, что эти остальные – своего рода конкуренты. Автобус заполняется едва ли наполовину, остальные приедут на собственных автомобилях: что ни говори, нельзя сказать, что столичные учителя бедные – не в каждом регионе педагог может стать автовладельцем. Впрочем, на городской этап конкурса попадают лучшие учителя, а они, как потом выяснится, работают в лицеях, гимназиях, школах с углубленным изучением предметов, где им воздают за мастерство и профессионализм не только морально, но и материально.
Дорога до Центра дополнительного профессионального образования «Паведники» на самом деле некороткая, но сегодня кажется, будто мы пролетаем ее как на крыльях, чтобы успеть к торжественной встрече. Но встреча задерживается – мы ждем прибытия тех, кто едет сюда на своих машинах.
На крыльце гостевого корпуса уже замерла в торжественном ожидании команда «Паведников» во главе с директором Центра – Сергеем Ефремовым. Помимо хлеба-соли каждому конкурсанту преподносят адресованные лично стихи, которые вдохновенный Сергей Иванович каждый год сочиняет лично. Такой прием сразу создает определенное настроение: хмурые до того лица конкурсантов расцветают улыбками, и они с большим подъемом входят в гостеприимно распахнутые двери корпуса, где для них приготовлены комфортабельные номера.
А в это время в столовой учебного корпуса накрывают столы. Тут тоже предстоит торжественная встреча – завтрак, и его готовит команда колледжа сферы услуг №3: мастер производственного обучения Ольга Зуйкова и трое студентов: Алексей Шемякин, Александр Гранашко и Владислав Михайлов. Все четверо будут несколько дней заботиться о том, чтобы всем хватило вкусной еды, чтобы на столах всегда были ослепительно белые скатерти, чтобы все почувствовали, как важен надежный тыл в конкурсном наступлении.
В первый раз столы в столовой сдвигают и устанавливают буквой «П», чтобы все увидели друг друга, услышали, что они думают о конкурсе, в неофициальной обстановке встретились с Большим жюри. Член Большого жюри директор Центра образования №1927 Вячеслав Кондрашов предложил всем поучаствовать в веселом мини-конкурсе, в котором тут же обнаружился победитель, которому вручили бутылку шампанского. А потом все дружно поднялись на второй этаж в актовый зал, чтобы поучаствовать в торжественной церемонии открытия конкурса, которую, как всегда, приготовили для нынешних конкурсантов лауреаты и победители прошлых конкурсов «Учитель года Москвы».
Традиционно важное дело – ведение церемонии – поручают Ольге Чугаевой и Андрею Романову, московским учителям, которые успешно прошли когда-то все конкурсные испытания. А приветствует участников праздника председатель Большого жюри Галина Китайгородская: «Дорогие мои коллеги! Я хочу пожелать вам осознания своей значимости, потому что «Учитель» – это вообще великое слово, а если сказать «Учитель Москвы», «Учитель столицы», то это необычайно весомо. Я хочу, чтобы у вас всегда было такое ощущение, что все вместе мы – Москва, что мы не можем быть не лучшими. Мы должны быть победителями, потому что за нами Москва! Я очень хочу, чтобы вы осознавали все величие и значимость не просто профессии, а профессии, которая дает всем людям, которые приезжают в Москву со всего света, образование высокого уровня. Я желаю вам ощущения постоянной радости, оттого что нет предела нашему совершенству. В каждой профессии где-то есть точки, а дальше – потолок, когда человек не может сделать больше. Мне кажется, что даже великие артисты где-то достигают своего потолка, и мы уже не видим чего-то потрясающего в какой-то новой пьесе, в каком-то новом герое или героине. А учитель – та профессия, где никогда нет предела совершенству. Эта линия вверх, этот вечный полет к совершенству свойственны только учителю. Ты всегда немножко недоволен тем, как прошел урок, как состоялось твое общение с кем-то из учеников, ты всегда недоволен и должен быть недоволен, потому что нет предела совершенству. Я взываю к вам: только бесконечное саморазвитие, самообразование должно быть вам присуще! Не теряйте любознательность, будьте шире в своих знаниях, умениях! Вы – победители! Вы – лучшие из лучших! Но это слова, на самом деле нет лучших из лучших, но они будут, если мы будем идти вверх и вперед. Я буду хотеть быть лучшим из лучших, всю жизнь я буду к этому стремиться, совершенствуя и себя, и свое мастерство, и свои предметные знания! В этом великое счастье нашей профессии! Я желаю вам этого счастья!»
Старт конкурсу, как и подобает, дал первый заместитель руководителя Департамента образования Михаил Тихонов: звук колокольчика знаменовал начало необычного урока – конкурсного. Обращаясь к участникам церемонии, Михаил Юрьевич сказал: «Дорогие друзья, для меня великая честь – открывать 19-й финал конкурса «Учитель года Москвы». Я хочу прежде поблагодарить конкурсантов за то, что вы вступили в эту непростую конкурсную жизнь, достойно представили свои школы и округа, а сегодня в созвездии 33 лучших учителей Москвы вы своим трудом, своим дерзанием продемонстрируете всему миру и городу, что же такое есть московский учитель. В этом году у конкурса есть несколько особенностей. По мнению оргкомитета, серьезнее, сильнее, интереснее, агрессивнее состоялись конкурсы «Педагогический дебют» и «Молодой педагог». В «Учителе года Москвы-2009» пусть победит сильнейший!» Вместе с Михаилом Юрьевичем финальный тур конкурса открывали победители конкурса в номинациях «Педагогический дебют» студенты-пятикурсники МПГУ Сергей Валюгин и МГППУ – Артем Гебелев, «Молодой педагог» – Нина Мелехина. Участников конкурса приветствовали председатель Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки Сергей Кузин и проректор МИОО Алексей Лубков.
С огромным вниманием слушали участники нынешнего конкурса победителя прошлого – «Учителя года Москвы-2008», «Учителя года России -2008» – учителя музыки школы №1060 Михаила Стародубцева: «Я сейчас сидел в зале, и у меня сердце замирало от ощущения, которое ровно год назад я здесь уже испытывал, – ощущения счастья. Я хочу поблагодарить всех, кто этому счастью способствовал, – организаторов конкурса, тех, кто способствовал его рождению и тому, что он сейчас живет. А тем, кто вступает в финальный конкурсный марафон, пожелать удачи. Я – учитель музыки и знаю, что у всех композиторов всегда есть одна проблема – проблема финала. Чем закончить? Ведь закончить невозможно, когда ты ставишь точку, появляется новый импульс для творчества, и это постоянное ощущение творчества в настоящем композиторе не дает ему возможности поставить окончательную точку. Конечно, в конкурсе педагогов будет какая-то точка, но это тоже будет некая точка, которая даст начало новому произведению, так будет без конца. Мне хочется, чтобы нынешний конкурс был таким же соревнованием, каким он был в музыкальном концерте, когда скрипка и фортепьяно соревнуются с оркестром, но, упаси Бог, если это будет соревнование как соревнование. Мы всегда наблюдаем за этим как за настоящим праздником и какие там победители! Они бывают, когда заканчивается концерт, но это все победители, потому что у всех вместе звучала гармония. Я желаю, чтобы эта музыка звучала среди всех конкурсантов и для всех конкурсантов!».
На переменах торжественной церемонии конкурсантов приветствовали участники творческой группы театра «Коломбино» Дворца творчества имени А.Косарева.
А после открытия конкурса состоялось очень важное мероприятие – жеребьевка: участники определяли, когда, в какой день, в какой последовательности им предстоит давать мастер-классы. Но на этом день не закончился: в гости к конкурсантам прибыла творческая группа первого телеканала. Телевизионщикам очень хотелось узнать, что думают о сегодняшних детях и о своей работе лучшие учителя Москвы. Разговор длился несколько часов, остается надеяться, что высказанное педагогами будет учтено и на телеэкране наконец появится учитель-труженик, учитель-романтик, учитель-профессионал, который заботится о том, чтобы все дети получили качественное образование.
Комментарии