В Педагогическом университете им. Герцена действует клуб “Юные макаренковцы”. Инструктор клуба, доктор философских наук, профессор логики Игорь Васильевич Николаев утверждает, что клуб создан по инициативе студентов.
– На ваш взгляд, сегодня актуальна именно педагогика Макаренко?
– Она вершина педагогики. Ведь если мы хотим бороться с преступностью сегодня, то обязательно должны знать, как с ней боролись вчера. А в условиях роста “уголовщины” всем нам необходимо вспомнить об Антоне Семеновиче. Согласитесь, только ему удалось найти метод перевоспитания малолетних преступников: жуликов и врунов, воров и грабителей.
– Однако большинство студентов работать с малолетними преступниками не будут…
– Когда-то многие ругали великого педагога, обвиняя в неприемлемости его педагогических идей в обычных школах, но сам я нередко убеждался в склонностях любого ребенка к аномальным явлениям и в возможностях заранее предвидеть и предупредить их еще в детстве. Если же этого не делать, то к концу 11-го класса дети могут превратиться пусть не в закоренелых преступников, но во всяком случае склонных к обману и жульничеству.
– Представляет ли собой педагогика Антона Семеновича “демократический авторитаризм”, основанный на подчинении человека коллективу и его руководителям?
– Отнюдь, поскольку дети с радостью и добровольно подчинялись установленной дисциплине и любой из воспитанников мог добровольно покинуть “надоевший” коллектив.
– Не все уходы – добровольные. Порой Макаренко сам выгонял своих воспитанников в никуда.
– Да, но это происходило только в том случае, если данный индивид мог принести всем детям больше вреда, нежели пользы.
– Может быть, руководствуясь опытом Антона Семеновича, повыгоняем из школ неугодных нам детей?
– Всех перевоспитать невозможно, поэтому детей, оказывающих “разлагающее” влияние на своих сверстников, целесообразно изолировать, т.е. отправить в специальные учреждения. Колония имени А.М.Горького – не тюрьма, которая должна была во что бы то ни стало воспитывать всех без разбору, например убийц. Макаренко помогал личности стать сильной за счет коллектива. И в этом тайна великого педагога, а успех – в его умении помочь воспитанникам стать настоящими, системно мыслящими организаторами.
– Какой вы видите личность современного педагога?
– Педагог должен быть таким, как Макаренко. Хорошо, если учитель умеет пользоваться техникой, а также обязательно воспитывает организаторов – людей системно мыслящих, а сам он коллективист.
…Здесь, кажется, не принято говорить о порядочности, доброте и нравственности. Человеку следует жить честно… из страха быть разоблаченным: “Зачем вести рискованную жизнь вне закона, если все для тебя враги, да и ты всем враг. Того и жди, придут, разоблачат, накажут”, – из рассуждений студентов на конференциях о цели антикриминального воспитания. А если уверен, что не разоблачат?..
Члены кружка пишут сочинения: “За что мы любим и уважаем Макаренко”, “Чего не хватает сегодняшней системе образования в России”. И словно подсказка, еще пара тем: “Карцер как форма наказания в системе принудительных мер воспитания” и “Законно ли в школах и вузах применять арест и карцер”. Студенты решают вопрос в пользу наказаний. Будущие учителя понимают жестокость и того, и другого, но тем не менее почему бы не попробовать, “если данные меры могут оправдать себя и принести хороший результат”. “Должны применяться”, – считают молодые люди. Может, эти ребята просто не знают, что такое карцер? В таком случае можно прогуляться и посетить Петропавловскую крепость, полюбоваться казематами и карцерами. Может, тогда пыла слегка поубавится?
Да, чуть не забыла, студенты РГПУ имени А.И.Герцена верят, что только педагог-макаренковец способен воспитать личность, а любой другой (пусть даже самый лучший) “или не научит ничему, пустив все на самотек, или вырастит из подопечного бандита…”
Александра АЛЕШИНА
Комментарии