search
main
0

У нас в России двоек нет. Горькие плоды модернизации

Кажется, государство стало поворачиваться лицом к проблемам школы. Программа модернизации образования в Российской Федерации открывает широкий спектр деятельности. Особенно активизировалась работа по совершенствованию образовательной системы, когда были определены приоритетные национальные проекты. И среди них – «Образование». А уж когда президент Дмитрий Медведев выступил с инициативой «Наша новая школа», так и вовсе мы все словно в состоянии броуновского движения. Стержневой задачей Министерство образования и науки РФ определяет создание конкурентоспособного учебного заведения. Для школы это означает не только красивое и внешне привлекательное здание с современной материально-технической базой, но и способность готовить выпускников с высоким уровнем развития личности.

Для того чтобы сегодня «смастерить» такого выпускника, и задумана модернизация образования в России. Новые учебные планы, программы, почти ежегодно новые учебники, стандарты, новое техническое оснащение, новая номенклатура школ. Да при таких замыслах министерства мы уже должны быть впереди планеты всей… Однако результаты ЕГЭ на стадии его первоначального внедрения говорили о другом качественном показателе. Одна треть, а то и больше, могли бы не получить аттестаты о среднем образовании. И тогда наше родное Министерство образования и науки РФ пришло на помощь выпускникам. Министр Андрей Фурсенко бросил спасательный круг двоечникам, добавив к их двойке свою единицу (за  реформу), и получилось в итоге у выпускника в аттестате  «3», что и требовалось доказать. У нас в России двоек нет, как когда-то не было секса в Советском Союзе.Сейчас, когда ЕГЭ стал господствующей формой и содержанием выпускных экзаменов, картина стала чуть лучше. Цифры стали меняться в лучшую сторону для министерства. Дети научились успешно сдавать  экзамены.  Хорошо освоили технические средства, успешно овладевают новыми технологиями и приемами использования этих средств. А учитель по-прежнему видит печальную картину их знаний.Сегодня и дети, и родители усвоили: нужен полный кошелек с деньгами, и дорога в  коммерческий  вуз открыта.  Теряется интерес к знаниям. В чем же причина печальных результатов? Причин тут, на мой взгляд, немало. На некоторых, как мне кажется, ключевых хотел бы остановиться.Фундаментом в образовательной системе является начальная школа. А какой же фундамент мы закладываем в наших школах? Многолетний опыт работы позволяет мне сравнить учебные планы 20-30-летней давности с сегодняшними. Из 24 часов, что были предусмотрены учебным планом на 6 дней занятий, малышей обучали ежедневно русскому языку, чтению, математике, то есть по 6 часов в неделю по каждому предмету.  Программа обучения в начальной школе была построена так, чтобы оставалось достаточно времени на повторение, закрепление материала, отработку навыков самостоятельной  работы, проверку знаний на практике. Исключительно важным было не только сохранение знаний при переходе в среднее звено, но и наличие определенного задела на первое полугодие 5-го класса. Вопрос преемственности был исключительно важным и актуальным.  За 20 лет существования в нашей школе нового режима в организации первой и второй половины дня мы доказали, что можно более успешно обучать детей в начальном звене без традиционных домашних заданий. Основная работа по интеллектуальному развитию заканчивается в первой половине дня. Во второй половине у детей младшего школьного возраста есть условия и возможность осваивать программу эстетического всеобуча.Но жизнь, как говорится, не стоит на месте. Нужны перемены. И перемены пришли. Учебный план начальной школы приказано изменить. В начальное звено вводятся дополнительные предметы – иностранный язык, информатика, православная культура, ввели третий час в неделю физкультуры, добавили предметы «Окружающий мир» и «Основы безопасности  жизнедеятельности», и все это за счет сокращения часов русского языка, чтения и математики. Не берусь делать скоропалительных выводов. Но то, что часть предметов можно было интегрировать в один курс (скажем, окружающий мир и ОБЖ), некоторые предметы передать классному воспитателю для работы с детьми на классных часах, третий час физкультуры вполне можно заменить подвижными играми на свежем воздухе во второй половине дня, – над всем этим следует хорошо подумать. А думать надо. Хотя бы потому, что при переходе на подушевое финансирование учителя начальных классов остаются на 15 часах, в то время как основная их ставка исчисляется 20 часами. Вот и получается: и фундамент закладываем непрочный, и «строителей» этого фундамента недооцениваем.А как же выглядят «стены» нашего среднего образования? За последние годы учебный план среднего звена (5-9-й классы) также претерпел значительные изменения. Что касается программ и учебников, тут и вовсе чехарда. Ежегодно рекомендуют, а чаще всего требуют, вводить новые учебники по русскому языку и литературе, по математике и физике, по химии и биологии, по географии и истории, по основам экономических знаний и обществознанию.Ежегодно присылают перечень учебников, которые обязательны для использования в учебном процессе. И если вы ослушаетесь,  то непременно попадете сначала в справку, потом в приказ, а затем применят штрафные  санкции за невыполнение приказа или предписания.И пошли в макулатуру учебники, которые и выглядят прилично (дети научились беречь школьное имущество), и содержанием соответствуют образовательным стандартам. Десятки тысяч тонн макулатуры собралось в школах России. Не  знаю, как в других регионах, а у нас, к сожалению, ее почему-то  не принимают.В то же время  Государственная Дума РФ установила административную ответственность за нарушение законодательства в области образования, где говорится, что за нарушение прав педагогических работников на выбор и использование по своему усмотрению методик обучения и воспитания, учебных пособий и методов оценки знаний обучающихся и воспитанников предусмотрены предупреждения или штраф на должностных лиц от 5 до 20 тысяч рублей, а на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей. Однако дедушка  Иван Андреевич Крылов еще в ХVIII веке сказал: «У сильного всегда бессильный виноват». Вот и весь сказ…Число часов в неделю по базовым предметам сокращается. Программа рассчитана так, что практически нет возможности для организации и проведения повторительно-обобщающих уроков. В перечне, что должен знать ученик, материала больше, чем сама программа. Вот и бегут учителя «галопом по Европам». А остановка будет в 11-м классе – на ЕГЭ. Учим детей мыслить, рассуждать, делать умозаключения, развиваем речь… Когда же открывает ученик так называемые КИМы (контрольно-измерительные материалы) на экзамене, видит совсем не то, чему его учили на занятиях. Порой такое можно увидеть третьестепенное, что никогда ему в жизни не встретится и  тем более не понадобится. Дело доходит до абсурда. Hу  как можно добиться глубины и прочности знаний по таким  предметам, как математика – 4 часа в неделю (алгебра и геометрия), физика – 2 часа в неделю, химия – 1 час в неделю, русский язык -1 час в неделю в старших классах?!«Секвестрование»  этих предметов произошло за счет введения в учебный план новых предметов. Стала ли наша молодежь богаче духовно с введением трех идентичных предметов в старших классах: «Православная культура», «Культура России» и «Мировая художественная культура»?  Все эти три предмета  так или иначе изучаются в курсе истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, иностранного языка. К чему же это дублирование?   Можно ли историю, географию, литературу,  обществознание  сдавать в форме ЕГЭ? Дело даже не в форме такого экзамена. Порой удивляет само содержание. В контрольные задания нередко включают тестовые вопросы, на которые не только сами учителя, но и академики не могут дать правильного ответа. Опыт такой в Академии наук проводили. Может, академики испугались необычной для них обстановки, где они не могли свободно выражать свои мысли, спорить, доказывать, убеждать, аргументировать. А тут как в школе. Начинается с того, что десятки раз  проверяются паспортные данные. Спрашиваем под расписку детей и родителей, какой бы экзамен они  выбрали для сдачи в форме ЕГЭ, как будто есть другая форма. Бесконечные тренировки, репетиции по группам и в целом классами. Дали указание проводить обязательно предварительные экзамены в мае, не дав ни единого дня детям для подготовки к ним.С утра и до вечера отчеты, отчеты, отчеты. Школа задохнулась в буквальном смысле от такой «модернизации». Экзамены в своей школе своим учителям не доверяем. Учить доверяем. Чтобы попасть на экзамен в чужую школу, необходимо туда доехать на школьном автобусе. При себе иметь паспорт, иначе не пустят в здание чужой школы.  Пройти жеребьевку на аудитории и временное «рабочее» место.  Шаг влево, шаг вправо расценивается, как у зэков, – побег.  В туалет – в сопровождении ответственного лица. Ответственных лиц, заранее назначенных из других школ, развезли за  час до начала экзамена.С конца мая и до 20 июня школы парализованы. Почти ежедневно снаряжаются десанты учителей и учеников: одни для организации, другие для сдачи экзаменов в чужих школах.  Миллиарды рублей из казны расходуются на проведение ЕГЭ. Создана огромная армия контролеров, которые получают высокую зарплату. А эти бы миллиарды да на поддержку развития творчества детей  и учителей. Да нет, у нас модернизация.Если мы хотим действительно проверить знания, то должны дать право выбора ученику, как ему их продемонстрировать. И уж, конечно, не методом тыка: попал – не попал.  Мое личное мнение: к двойке в аттестате надо относиться, как к любой оценке. А если она нас страшит, то следует перейти к другой шкале оценок качества знаний учащегося по предметам. В международной практике такой опыт известен. Но сколько бы мы ни изобретали форм экзаменов, какие бы цифры ни внедряли в практику оценок,  все равно с 1-го по 11-й класс ученика оценивает учитель. Насколько эта оценка объективна, я не берусь судить. Скажу только одно: хороший учитель даст хорошие знания тем, кто их пожелает взять. Однако не все сегодня зависит от учителя. Переход значительной части высших и средних специальных учебных заведений на платную основу позволяет успешно  учиться там всем за определенную мзду. Какие это будут специалисты, трудно сказать. Спрашивается: надо ли утруждать себя работой на уроке (а дома и вовсе), чтобы получать глубокие и прочные знания? Сегодня и дети, и родители усвоили: нужен полный кошелек с деньгами. И дорога в  коммерческий  вуз открыта.  Теряется интерес к знаниям. Это деморализует в определенной степени учителя, унижает его достоинство. Нагрянувшая модернизация сверху исключительно пагубно влияет на педагогическое руководство и контроль за учебно-воспитательным процессом. Такой бюрократической системы я не знал и не чувствовал никогда за свой почти 30-летний директорский стаж. С утра и до вечера отчеты, отчеты, отчеты. Когда же тут добиваться высокого качества педагогического руководства образовательным процессом? Школа задохнулась в буквальном смысле от такой модернизации. ​Василий ПОДЕРЯГИН, директор школы, с. Шелаево, Валуйский район, Белгородская областьОт редакцииАвтор статьи сорок пять лет  работает в Шелаевской средней общеобразовательной школе. Из них почти 30 лет – директором. Школа пять раз становилась  лауреатом и победителем областного, республиканского   и   всесоюзного конкурсов «Школа года». Сегодня  она центр образования и культуры на селе, имеет статус социокультурного комплекса. Директор Василий Савельевич Подерягин – заслуженный работник культуры РСФСР, народный учитель  СССР, лауреат премии им. Н.К.Крупской, награжден медалью А.С.Макаренко «За педагогическую доблесть» и медалью «За заслуги перед Землей Белгородской».Автор не считает свое мнение бесспорным и надеется на продолжение разговора. Ждем ваших откликов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте