search
main
0

У нас общее дело – …

Происходящие в последние годы в России преобразования не могли не создать предпосылок и условий для активного и тесного сотрудничества органов управления, наемных работников и работодателей. Такое сотрудничество, основанное на учете взаимных интересов и отказе от конфронтации и взаимных претензий, названо социальным партнерством. В начале 90-х годов главным направлением профсоюзной деятельности была борьба за достойную заработную плату и приемлемые условия труда работников, выражавшаяся в форме различных протестных акций. В настоящее время основа профсоюзной работы – развитие системы социального партнерства.

Основной документ этой системы в Южном округе Москвы – соглашение между окружным управлением образования и территориальной профсоюзной организацией. В соглашения, как и в коллективные договоры, мы вносим только реально выполнимые мероприятия. Причем постоянно стараемся поднимать планку социально-экономических гарантий в части организации работы, охраны труда и здоровья тружеников образования. Главными задачами социального партнерства мы считаем необходимость учета разницы интересов сторон, проведение согласованных действий, способствующие принятию взаимоприемлемых решений. Здесь важна роль лидера сильной и авторитетной профсоюзной организации. Именно соглашения и коллективные договоры в нынешних условиях позволяют улучшить положение работников образовательных учреждений по сравнению с законодательными нормами.

Социальное партнерство очень важно в условиях осуществления в стране экономической реформы, формирования современного рынка труда. Всем нам, социальным партнерам, хочется найти свое место в работе по развитию системы образования. Профсоюзу отводится особая роль, для того чтобы развивать наставничество, оказывать моральную и материальную помощь, влиять на воспитание кадров – членов профсоюза. Анализ рынка труда показывает, что, к сожалению, молодые учителя оказываются не готовы к рыночным отношениям. Выходя на рынок труда, молодые работники должны знать свои права и обязанности, и в этом им должен помочь профсоюз.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются трехсторонние комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения (ст. 35 ТК РФ).

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). Территориальные соглашения, коллективные договоры устанавливают правовые гарантии педагогам и другим работникам отрасли по оплате и охране труда, приему на работу, увольнению, порядку предоставления отпусков, льготам при подготовке и проведении аттестации, пенсионному обеспечению, социальным вопросам.

Когда появились первые договоры между профсоюзной организацией и администрацией образовательного учреждения, мало кто всерьез воспринял этот факт. Но прошло время, и в изменившихся социально-экономических условиях России именно форма социального партнерства сторон оказалась весьма эффективной для регулирования отношений между руководством и профсоюзом, между профсоюзом и работодателем, между работодателем и трудовым коллективом.

Между нашим управлением образования и профсоюзом в лице территориальной профсоюзной организации ЮАО не существует неразрешимых противоречий. И управление, и профсоюз объединяет одна цель, общая задача – создать эффективную экономику и социальную сферу, при которой люди имеют возможность работать и жить хорошо. Мы готовы двигаться по этому пути вместе. Мы рассчитываем на участие профсоюза в корпоративном управлении и формировании корпоративной социальной ответственности по устойчивому развитию организации. Государство заинтересовано в сильных и ответственных профсоюзах, способных совместно за столом переговоров с работодателями на солидарной основе обсуждать стратегические планы социально-экономического развития предприятий и организаций.

Несведущие люди зачастую воспринимают профсоюз как протестную организацию, забывая при этом, что митинг, забастовка, пикетирование, демонстрация – крайние меры. Между тем ежедневная деятельность профессионального союза касается интересов педагогов, которые заняты крайне важным делом и стремятся получать за свой труд достойную зарплату. Если бы не проблема выживания, никакая сила не оторвала бы учителей от уроков, они бы думали исключительно об одном – об улучшении качества преподавания. Однако и сегодня эти вопросы волнуют работников образования не меньше, чем родителей и руководителей. Постоянно говорится о качестве работы педагогов и воспитателей, о том, что оно должно соответствовать тем высоким требованиям, которые предъявляют педагогам общество и государство. А также о том, что нормальная работа невозможна без правильной организации.

Процессы модернизации образования идут уже более десяти лет. Но какие бы изменения в законы ни вносились, какие бы доктрины, концепции или федеральные программы ни принимались, какие бы приоритетные направления ни утверждались, ключевой фигурой в этих преобразованиях был и остается учитель, от профессионального уровня которого всецело зависит уровень работы всей образовательной системы.

Наши встречи с профсоюзной организацией всегда проходят продуктивно, по-деловому. В ходе дискуссий мы находим взаимоприемлемые решения, и это позволяет постепенно продвигаться вперед. Иногда мы слышим, что профсоюзы – это соглашатели. Однако грамотные, умные «соглашатели» действуют гораздо эффективнее, чем бездумные ниспровергатели и разрушители. Профсоюзы никогда не согласятся с чем-то вредным для трудящихся. Они настойчиво ищут и находят пути реализации интересов своих членов, в том числе с помощью компромисса, но при отсутствии понимания идут на жесткие меры. Ибо социальное партнерство – не обсуждение, кому и сколько следует дать денег. Это диалог равноправных.

Вообще замечу, что профсоюз не дает мне «спать». Собственно, иначе и быть не должно. На то, как говорится, и щука в озере, чтобы карась не дремал! Я, как руководитель, постоянно загружена множеством дел. Профсоюз ненавязчиво, но настойчиво подключает меня к тем или иным проблемам, возникающим в коллективах. Вот так, бок о бок, мы работаем уже много лет. Однажды нас спросили: неужели у вас нет недоразумений, конфликтов? Я считаю, правильно ответить: «А зачем, если у нас общее дело?»

Нина Минько, начальник Управления образования Южного округа

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте